Целевая аудитория: обучающиеся старшего и среднего школьного возраста объединений туристско-краеведческой направленности:
- «Содружество народов Бурятии» - педагог Киркор Е.В.;
- «Мой край родной» - Таракановская Людмила Викторовна.
Предварительная подготовка: родители (законные представители) и обучающиеся заранее поставлены в известность о проведении учебного занятия в форме «занятие - пешая экскурсия» (дети одеты тепло, в тёплой удобной обуви), составлен приказ директора МБО ДО ДТДиМ «Радуга» от 03.12.2024г. №96 «О проведении занятия-экскурсии».
Место проведения, хронометраж:
- МБО ДО ДТДиМ «Радуга», учебный кабинет №, I часть - лекция с демонстрацией презентации на интерактивной доске (30 мин);
- инструктаж по технике безопасности (10 мин.);
- перемена, сбор детей (10 мин.);
- пешая экскурсия на берег озера Баранчеевское к стеле погибшим первопроходцам БАМ для возложения цветов (40 мин).
Учебные и технические средства обучения:
- презентация «Крылатые первопроходцы Бурятского участка Байкало-Амурской магистрали» ПРИЛОЖЕНИЕ 1;
- интерактивная доска.
Цель: познакомить обучающихся с историей начала строительства трассы Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия.
Задачи:
- показать такие личные качества как мужество, бесстрашие людей, выполнявших свою работу в сложных условиях необжитого Севера;
- дать представление о лётно-технических характеристиках гидросамолёта АНТ-4;
- показать историко-культурное значение станции и посёлка Таксимо с начала строительства Байкало-Амурской магистрали по настоящее время.
I ЧАСТЬ - ЛЕКЦИЯ
Настрой на познавательную часть занятия
Евгения Васильевна: - Здравствуйте, дорогие друзья, приветствую вас на занятии - экскурсии «Крылатые первопроходцы Бурятского участка Байкало-Амурской магистрали», занятие состоит из двух частей:
- первая часть занятия - лекция в кабинете, в котором мы сейчас находимся,
- вторая часть - пешая экскурсия на берег озера Баранчеевское.
- Ребята, просьба - в течение занятия, по слайдам презентации, если вам необходимо что-то спросить, сразу же задавайте вопросы.
Познавательная часть занятия
- Ребята, всем нам известно, что у нас, в посёлке Таксимо, установлен монумент - самолёт, который является символом Муйского района, в память о первопроходцах, которые с 1930 по 1940 годы служили и выполняли работу по началу реализации программы строительства Байкало-Амурской магистрали.
Вопрос к обучающимся: ребята, скажите, пожалуйста, Байкало-Амурская магистраль - это что? Где она начинается и заканчивается? Через какие железнодорожные станции проходит?
Слайд №2
Примерные ответы обучающихся: Байкало-Амурская магистраль - это железная дорога, которая проходит от станции Тайшет - через станцию Таксимо - до станции Комсомольск на Амуре, Советская гавань.
Вопрос к обучающимся: - Через какие станции Байкало-Амурская магистраль проходит по территории Республики Бурятия?
Слайд №3
Примерные ответы обучающихся: город Северобайкальск, станции Нижнеангарск, Новый Уоян, станции Северомуйск, Таксимо, Витимский железнодорожный мост - граница между Республикой Бурятия и Забайкальским краем.
Вопрос к обучающимся: Назовите пожалуйста дату, когда первый поезд пришёл на станцию Таксимо?!
Слайд №4
Ответ обучающихся: 23 декабря 1983 года!!!
Евгения Васильевна: Наше занятие-экскурсия посвящено этой знаменательной дате, - 23 декабря 2024 года будет 41 год с торжественного момента, когда первый поезд пришёл на станцию Таксимо.
Слайд №5
Многие годы мы чтим память первых бамовцев, которые исследовали маршрут будущей магистрали с 1930 по 1940 годы. Среди них лётчики - герои предвоенных лет, которые в то время изучали местность, проводили фотосъёмку, доставляли в малопроходимую тайгу группы изыскателей, привозили им продукты и всё необходимое для работы.
Слайд №6
В таком отряде отважных, а вернее в Геологической партии №11 Витимской экспедиции «БАМпроект», служил и пилот Курочкин Сергей Васильевич. Он прибыл на строительство магистрали из Москвы, где работал инструктором аэроклуба Метростороя. Курочкин летал на грузовом гидросамолёте АНТ-4 с бортовым номером СССР-Ж11.
Слайд №7
Таких двухмоторных самолётов в то время в нашей местности было только два, они считались гордостью бамовской эскадрильи из 26 существующих крылатых машин. Такую технику доверяли только лучшим пилотам. В то время в наших краях не было аэродромов, поэтому летали на гидросамолётах, которые могли сесть на реках и озёрах. Зимой поплавки на самолётах заменялись на лыжи.
Слайд №8
До наших дней сохранился единственный гидросамолёт АНТ-4 (оригинал), он находится в музее Гражданской авиации в городе Ульяновск.
Слайд №9
15 августа 1940 года в 14 часов 30 минут (местного времени) Курочкин Сергей Васильевич взлетел с гидропорта реки Витим села Неляты (Каларского района, Забайкальского края). На борту самолёта находились инженерные работники, рабочие изыскательной партии, буровое оборудование и продовольствие, командир экипажа - Курочкин Сергей Васильевич, бортмеханик Павел Бахчев, бортрадист Анатолий Хотимченко.
15 августа у пилота Сергея Васильевича Курочкина был день рождения, ему исполнялось 30 лет. Последний в его жизни полёт, - от села Неляты до Таксимо, длился чуть меньше часа.
При посадке на озеро Баранчеевское, в районе Таксимо, самолёт потерпел катастрофу. Скорее всего, сказалась техническая неисправность, а может быть, в тяжёлых условиях пилот не смог точно определить свою высоту над зеркальной озёрной гладью. Подвела спокойная, солнечная погода: во время штиля водная поверхность становится зеркальной, коварной для пилота. Исключительно редкостное явление в наших местах и самая неприятная ситуация для посадки гидросамолета: в наиболее ответственный момент, когда надо выравнивать машину, поверхность воды становится совершенно неразличимой - пилот видит только отражение гор и неба. Чтобы улучшить видимость и правильно определить высоты, в то время лётчики стреляли по воде. У Курочкина в той экспедиции не было пулемёта и не было штурмана. Не кому было пустить лодку по озеру, чтобы пошла волна по зеркалу водной поверхности.
Гидросамолёт коснулся зеркала воды под крутым углом, его поплавки тотчас зарылись в воду. Стойки шасси, которые так часто ломаются, тут, на беду, выдержали, хвост по инерции понесло вверх, и самолёт потерял равновесие и перевернулся.
Жители Таксимо, услышав треск и крики, выбежали к озеру, бросились на лодках спасать тонущих. Радист гидропорта Таксимо передал сигнал бедствия в Неляты. Из села Неляты немедленно была выслана летающая лодка МП-1.
Гидросамолёт медленно уходил под воду…
Вместе с пилотом в воде погибло шесть человек. Несколько человек спаслись.
Слайд №10
Пилот первого класса Сергей Васильевич Курочкин, награжденный посмертно орденом Боевого Красного знамени, был с честью похоронен в селе Неляты. Тело 18-летнего парня, из села Муя, Павла Тихонова забрали родители.
Слайд №11
Фамилии остальных погибших - Бабошин, Пешков, Тарасов, Тихонов П.А., Цуренков, Козьмин Н, Курочкин С.В. написаны на стеле - памятнике «Первым изыскателям БАМ», возведенном на берегу Баранчеевского озера, - они были похоронены в братской могиле в окрестностях Таксимо «вблизи озера Чернова и Горенковских пашен».
Слайд №12
Через сорок лет, в 1980 году молодые строители железной дороги и посёлка Таксимо узнали историю гибели гидросамолёта и решили поднять его из озера, а потом установить достойный памятник мужественным первопроходцам. Когда самолет поднимут со дна озера, на часах кабины пилота поисковики увидят, что стрелки остановились в 10 часов 27 минут 45 секунд (московское время) 15 часов 27 минут 45 секунд (местное время) - момент удара самолёта об водную поверхность.
Слайд №13
Самолёт, извлечённый из озера в 1981 году, направили в подмосковный город Монино, в музей авиации, а для памятника создали его копию меньше, чем оригинал. Памятник - гидросамолёт АНТ-4 установлен в Таксимо в 1994 году.
Часть фюзеляжа погибшего гидросамолёта находится в историко-краеведческом музее «Родник» в Центре дополнительного образования детей «Созвездие» п. Таксимо.
Слайды №14, №15, №16
Прошло 84 года, история начала строительства Байкало-Амурской магистрали живёт, мне история начала строительства БАМ стала известна в детстве. Я выросла и училась в школе села Неляты с 1979 по 1985 годы (в Нелятах была восьмилетняя школа), в нашей школе проводились мероприятия памяти погибшим первопроходцам БАМ, после мероприятия мы с классным руководителем Ниной Владимировной Филатовой ходили к могиле Сергея Васильевича Курочкина для возложения цветов.
В тот период, когда мы учились в школе, каждый год в августе месяце прилетал самолёт АН-2, делал несколько кругов над Нелятами и пролетая над нашим селом покачивал крыльями, как объясняли нам взрослые, это был знак памяти Сергея Васильевича Курочкина и знак приветствия нас детей, а мы гурьбой бежали вслед за самолётом и радовались.
Слайд №17
15 августа 2025 года Сергею Васильевичу Курочкину исполнится 115 лет со дня рождения, также 15 августа 2025 года будет 85 лет со дня гибели первопроходцев и гидросамолёта АНТ-4.
«Первопроходец! Какое гордое и важное для истории слово. К этой редкой категории бесстрашных людей в полной мере относились и они - бамовские пилоты, ежедневно рисковавшие жизнью. Крылатые разведчики будущей железной дороги» [2]. «Лётчики летали без точных приборов, без помощи наземных служб, без подсказок и советов диспетчеров, без маяков в таёжном море» [1].
Обращение к обучающимся: - ребята, подводя итог познавательной части занятия «Крылатые первопроходцы Бурятского участка Байкало-Амурской магистрали» мы узнали, что?
Сформулировать вместе с обучающимися: Подводя итог познавательной части занятия мы узнали, что Байкало-Амурскую магистраль первооткрыватели начинали строить в 1930е годы, а первый поезд пришёл на станцию Таксимо в 1983 году. Сегодня на занятии мы познакомились только с одной темой истории БАМ. Всем нам нужно знать историю освоения Севера Республики Бурятия, начала строительства трассы Байкало-Амурской магистрали и бережно её хранить!
II ЧАСТЬ - ПЕШАЯ ЭКСКУРСИЯ
На основании приказа МБО ДО ДТДиМ «Радуга» «О проведении пешей экскурсии» от 03.12.2024г. №96 пешая экскурсия с обучающимися старших групп двух объединений в количестве пятнадцать человек на берег озера Баранчеевское к стеле - памятнику погибшим первооткрывателям БАМ для возложения цветов.
Инструктаж с обучающимися по соблюдению правил дорожного движения, правил охраны природы, памятников истории и культуры, по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил.
Рефлексия. Подведение итогов занятия - экскурсии
Слайд №18
Список использованной литературы
Электронные ресурсы:
- На стене «ВКонтакте» сообщество «История памятника самолёта АНТ-4». Интересный контент в группе «БАМ - Сибирь Байкал» социокультурный проект» от 12.04.2018г.
- URL: https://m.ok.ru/group/54541073973359/topic/68404588740719 (дата обращения 05.12.2024).
- Сайт «Литературная газета», статья Замостьянова Арсения от 20.03.2024г. «Крылатые первопроходцы». URL: https://lgz.ru/article/-11-6926-20-03-2024/krylatye-pervoprokhodtsy/ (дата обращения 05.12.2024г.)
- Сайт Районной газеты «Муйская новь», статья Ольги Анатольевны Колесниковой от 01.06.2019г. «Первопроходцам магистрали посвящается…»
- URL: http://muyka.ru/2019/07/01/pervoprohodcam-magistrali-posvjashhaetsja/ (дата обращения 05.12.2024г.)
- 4. На стене «ВКонтакте» сообщество «Советская правда. Эпоха социализма», статья «26 ноября 1925 года состоялся первый испытательный полёт самолёта «АНТ-4» (ТБ-1) конструкции А. Н. Туполева» от 26.11.2022г. URL: https://vk.com/wall-57478050_420349 (дата обращения 05.12.2024г.)
- Ульяновский музей Гражданской авиации: цельнометаллический бомбардировщик АНТ-4 (ТБ-1). URL: https://igor113.livejournal.com/968581.html (дата обращения 05.12.2024г.).