Реализация программы воспитания в системе работы начальной школы

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Но, когда мы говорим о воспитании в школе, то, прежде всего, упоминаем классные часы, внеклассные мероприятия и праздники, а также курсы внеурочной деятельности, которых сейчас множество на любой вкус и интерес, и забываем, что детей мы воспитываем всегда, и на уроках тоже. Более того, учитель, особенно в начальной школе (поскольку находится с детьми постоянно), воспитывает учеников непрерывно, в т.ч. внешним видом, своим отношением к обычным бытовым вещам, ведь воспитание личным примером остается во все времена главным методом воспитания.

Итак, процессы образования, развития и воспитания неразрывно связаны и протекают одновременно. В недавнем прошлом это триединство явно отражалось в целеполагании при планировании каждого урока, в плане-конспекте учитель отражал образовательную, развивающую и воспитательную цель. В настоящее время принято составлять технологическую карту урока, в которой учитель отражает педагогическую цель и планируемые результаты - личностные, предметные и метапредметные (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД). Несмотря на различия в оформлении, воспитательные задачи учитель ставит перед собой на каждом уроке. Реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в школе.

Любой урок обладает определённым воспитательным потенциалом - совокупностью имеющихся возможностей для воспитания обучающихся. Мне же хочется остановится на воспитательном потенциале урока.

Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:

  1. воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока). Сама организация, структура урока в условиях классно-урочной системы воспитывает сознательную дисциплинированность, организованность, последовательность. На каждом уроке воспитывается интерес к учению, культура общения, формируются оценочные умения. Во время самостоятельной работы и работы в группе воспитывается самостоятельность, ответственность, умение коммуницировать. В современной школе увеличивается доля самостоятельной работы учащихся и, соответственно, усиливается роль умений и навыков самостоятельной организации своей учебно-познавательной деятельности. Необходимо упомянуть актуальную проблему здоровьесбережения, которая диктует необходимость на любом уроке воспитывать ответственное отношение к своему здоровью (через соблюдение техники безопасности, правил письма и посадки за партой, выполнение физминуток...)
  2. воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета (возможности воспитания, зависящие от содержания и направленности предмета). Так, физическое воспитание мы, в основном, реализуем на уроках физической культуры, для экологического и патриотического воспитания больше возможностей имеется при изучении окружающего мира, литература и ИЗО больше способствуют нравственному и эстетическому воспитанию, математика и русский язык - умственному. Конечно, это разделение условно и при желании любой урок может иметь возможности для реализации любого вида воспитания.
  3. воспитательные возможности содержания образования, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач. Это связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями учащихся, с общественной с моралью, с актуальными нравственными проблемами.

Остановимся подробнее на 3 пункте. Например, текстовые задачи на уроках математики - богатый материал для нравственного воспитания учащихся. Если урок проводится накануне праздника 8 Марта, можно дать учащимся 2 класса такую задачу: «Папа купил к празднику 3 букета тюльпанов по 5 цветков в каждом. Сколько тюльпанов купил папа?» При этом учитель проводит мини-беседу. Если урок накануне снятия блокады Ленинграда, ученики 4 класса могут решить задачу: «Масса буханки серого хлеба 750 г. В классе 30 учеников. Сколько хлеба окажется в пищевых отходах, если каждый оставит полкусочка. Масса всего кусочка - 50 г.» После решения - мини-беседа с демонстрацией норм выдачи хлеба во время блокады.

Тексты упражнений на русском языке также часто выступает материалом для экологического, эстетического, нравственного, трудового воспитания. Так, в учебнике 3 класса, 1 ч., упр. 19 - пример материала для беседы о труде и ценности хлеба, при выполнении упр. 12 мы говорим о любви к животным и неравнодушии, а упр. 191 - повод вспомнить перелетных птиц и подумать, как помочь зимующим.

Окружающий мир, наверное, самый ёмкий предмет по видам воспитания, которые можно к нему отнести. На уроках окружающего мира уделяется много внимания экологическому, патриотическому, гражданскому и правовому, трудовому и экономическому воспитанию, умственному воспитанию, а также здоровьесбережению. Нравственное и эстетическое воспитание также не остаются в стороне. Отметим, что в изучение этого предмета вплетается региональный компонент, на таких уроках мы воспитываем любовь к родному краю.

Приведем несколько примеров из практики.

  1. Прекрасный пример трудового, гражданского воспитания - проект «Профессии» во 2 классе, в ходе которого дети готовили небольшой рассказ о профессии родителей, качествах, которыми необходимо обладать для того, чтобы заниматься тем или иным делом, и о том, какие усилия нужны, чтобы получить профессию. В рамках проекта воспитывается любовь к труду, любовь и уважение к родителям как людям труда, бережному отношению к продуктам труда.
  2. В ходе проекта «Родной Ярославль» мы погружались в патриотическое и эстетическое воспитание, воспитывая у детей любовь к родному краю, гордость за свой город, учили их видеть прекрасное вокруг.
  3. Тема «Красная книга» - яркий пример экологического воспитания. В рамках темы также предполагается выполнение проекта. В нашем классе выполнялся групповой проект на данную тему, в ходе которого была создана Красная мини-книга класса.
  4. В 3 классе тема «Наше питание» дает возможность провести работу по воспитанию ответственного и осознанного отношения к своему здоровью. В ходе изучения темы учащиеся, например, исследовали упаковки от продуктов и заполняли таблицу «Состав продуктов» (определяли количество белков, жиров, углеводов и витаминов), обсуждали ценность продуктов для здоровья человека. В рамках данной темы также рекомендован проект «Школа повара», в ходе которого дети представляли одноклассникам рецепты блюд здорового питания в виде фото-, видеоотчета, либо в традиционном бумажном виде.
  5. К темам «Ориентирование на местности» (окр. мир) во 2 классе мы организовали экскурсию в природу, в ходе которой касались здоровьесбережения, экологического воспитания.
  6. При изучении предмета я очень часто использую видео, аудиоматериал на разных этапах урока с целью поддержания интереса к учению, а также как прием эстетического, патриотического, гражданского воспитания.
  7. Например, при изучении темы «В гости к осени (зиме, весне)» на этапе определения темы урока целесообразно использовать видеозарисовки, стихи, музыку, демонстрировать репродукции картин на соответствующую тему, пробуждая интерес к изучению темы и эстетические чувства.
  8. При изучении темы «Природные зоны» в 4 классе с той же целью пробуждения интереса к предмету, воспитания эстетических и патриотических чувств использую видеоклипы. Например, тема «Тундра» начинается с клипа на песню ВИА «Самоцветы» «Увезу тебя я в тундру», тема «Тайга» - с клипа на песню Е.Ваенги «Тайга», а тема «Пустыни» - с клипа на песню ВИА «Ялла» «Учкудук» и т.д. Этот материал можно использовать и на этапе рефлексии.
  9. При изучении тем «Путешествие по Москве», «Город на Неве» (2 класс), «Золотое кольцо» (3-4 классы) также использую видовые клипы- путешествия на этапе изучения нового материала
  10. С целью воспитания ответственного отношения к здоровью на уроках использую оздоровительно-гигиенические, двигательно-речевые, танцевальные физминутки, игру «Сели-встали», содержание которых, по возможности, соответствует теме урока (например, если урок посвящен диким и домашним животным, то в физминутке также будут животные), гимнастику для глаз.
  11. Здоровьесбережение (в т.ч. снятие эмоционального напряжения), а также экологическое или трудовое воспитание соединяются в игре «Крокодил», которую используем на тапе закрепления (ребенок мимикой и жестами показывает животное или профессию, остальные отгадывают).
  12. Воспитательная работа ведется во внеурочной деятельности и внеурочных мероприятиях.

Итак, реализация воспитательного компонента происходит во всех сферах школьной жизни, в том числе на уроках. Это происходит при условии целенаправленного отбора содержания учебного материала, систематической работы в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения, развития, воспитания личности школьника в других сферах, использования современных образовательных технологий, организации творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Нужно отметить, для реализации такой работы необходима большая предварительная подготовка (времязатраты, эмоциональные затраты) учителя.

Кроме воспитательного потенциала на уроке большое значение в моей деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с учителями-предметниками, с педагогами-организаторами, с социальным педагогом. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

Сотрудничая с библиотекарем, я, как классный руководитель расширяю круг чтения обучающихся, что способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В своей работе постоянно видна забота о здоровье моих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения с воспитанниками, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Думаю мы должны руководствоваться следующими принципами, то тогда многие наши проблемы будут решены.

  1. Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовершенствованию.
  2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.
  3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся - один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, - такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность.
  4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье.
  5. Помощь детям в трудные моменты - одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования. Его долг - чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю душевную боль.
  6. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.
  7. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не "активизировать" окликом или угрозой.
  8. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.
  9. Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.
  10. Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование.
  11. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее - обязательное правило для учителя.
  12. 12. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.
  13. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.
  14. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.
  15. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.
  16. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентации, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но, не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.
  17. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход - один из основных элементов и требований педагогической тактики.
  18. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, - одно из важнейших требований этики настоящего учителя.
  19. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей.
  20. Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.