Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
Но, когда мы говорим о воспитании в школе, то, прежде всего, упоминаем классные часы, внеклассные мероприятия и праздники, а также курсы внеурочной деятельности, которых сейчас множество на любой вкус и интерес, и забываем, что детей мы воспитываем всегда, и на уроках тоже. Более того, учитель, особенно в начальной школе (поскольку находится с детьми постоянно), воспитывает учеников непрерывно, в т.ч. внешним видом, своим отношением к обычным бытовым вещам, ведь воспитание личным примером остается во все времена главным методом воспитания.
Итак, процессы образования, развития и воспитания неразрывно связаны и протекают одновременно. В недавнем прошлом это триединство явно отражалось в целеполагании при планировании каждого урока, в плане-конспекте учитель отражал образовательную, развивающую и воспитательную цель. В настоящее время принято составлять технологическую карту урока, в которой учитель отражает педагогическую цель и планируемые результаты - личностные, предметные и метапредметные (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД). Несмотря на различия в оформлении, воспитательные задачи учитель ставит перед собой на каждом уроке. Реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в школе.
Любой урок обладает определённым воспитательным потенциалом - совокупностью имеющихся возможностей для воспитания обучающихся. Мне же хочется остановится на воспитательном потенциале урока.
Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
- воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока). Сама организация, структура урока в условиях классно-урочной системы воспитывает сознательную дисциплинированность, организованность, последовательность. На каждом уроке воспитывается интерес к учению, культура общения, формируются оценочные умения. Во время самостоятельной работы и работы в группе воспитывается самостоятельность, ответственность, умение коммуницировать. В современной школе увеличивается доля самостоятельной работы учащихся и, соответственно, усиливается роль умений и навыков самостоятельной организации своей учебно-познавательной деятельности. Необходимо упомянуть актуальную проблему здоровьесбережения, которая диктует необходимость на любом уроке воспитывать ответственное отношение к своему здоровью (через соблюдение техники безопасности, правил письма и посадки за партой, выполнение физминуток...)
- воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета (возможности воспитания, зависящие от содержания и направленности предмета). Так, физическое воспитание мы, в основном, реализуем на уроках физической культуры, для экологического и патриотического воспитания больше возможностей имеется при изучении окружающего мира, литература и ИЗО больше способствуют нравственному и эстетическому воспитанию, математика и русский язык - умственному. Конечно, это разделение условно и при желании любой урок может иметь возможности для реализации любого вида воспитания.
- воспитательные возможности содержания образования, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач. Это связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями учащихся, с общественной с моралью, с актуальными нравственными проблемами.
Остановимся подробнее на 3 пункте. Например, текстовые задачи на уроках математики - богатый материал для нравственного воспитания учащихся. Если урок проводится накануне праздника 8 Марта, можно дать учащимся 2 класса такую задачу: «Папа купил к празднику 3 букета тюльпанов по 5 цветков в каждом. Сколько тюльпанов купил папа?» При этом учитель проводит мини-беседу. Если урок накануне снятия блокады Ленинграда, ученики 4 класса могут решить задачу: «Масса буханки серого хлеба 750 г. В классе 30 учеников. Сколько хлеба окажется в пищевых отходах, если каждый оставит полкусочка. Масса всего кусочка - 50 г.» После решения - мини-беседа с демонстрацией норм выдачи хлеба во время блокады.
Тексты упражнений на русском языке также часто выступает материалом для экологического, эстетического, нравственного, трудового воспитания. Так, в учебнике 3 класса, 1 ч., упр. 19 - пример материала для беседы о труде и ценности хлеба, при выполнении упр. 12 мы говорим о любви к животным и неравнодушии, а упр. 191 - повод вспомнить перелетных птиц и подумать, как помочь зимующим.
Окружающий мир, наверное, самый ёмкий предмет по видам воспитания, которые можно к нему отнести. На уроках окружающего мира уделяется много внимания экологическому, патриотическому, гражданскому и правовому, трудовому и экономическому воспитанию, умственному воспитанию, а также здоровьесбережению. Нравственное и эстетическое воспитание также не остаются в стороне. Отметим, что в изучение этого предмета вплетается региональный компонент, на таких уроках мы воспитываем любовь к родному краю.
Приведем несколько примеров из практики.
- Прекрасный пример трудового, гражданского воспитания - проект «Профессии» во 2 классе, в ходе которого дети готовили небольшой рассказ о профессии родителей, качествах, которыми необходимо обладать для того, чтобы заниматься тем или иным делом, и о том, какие усилия нужны, чтобы получить профессию. В рамках проекта воспитывается любовь к труду, любовь и уважение к родителям как людям труда, бережному отношению к продуктам труда.
- В ходе проекта «Родной Ярославль» мы погружались в патриотическое и эстетическое воспитание, воспитывая у детей любовь к родному краю, гордость за свой город, учили их видеть прекрасное вокруг.
- Тема «Красная книга» - яркий пример экологического воспитания. В рамках темы также предполагается выполнение проекта. В нашем классе выполнялся групповой проект на данную тему, в ходе которого была создана Красная мини-книга класса.
- В 3 классе тема «Наше питание» дает возможность провести работу по воспитанию ответственного и осознанного отношения к своему здоровью. В ходе изучения темы учащиеся, например, исследовали упаковки от продуктов и заполняли таблицу «Состав продуктов» (определяли количество белков, жиров, углеводов и витаминов), обсуждали ценность продуктов для здоровья человека. В рамках данной темы также рекомендован проект «Школа повара», в ходе которого дети представляли одноклассникам рецепты блюд здорового питания в виде фото-, видеоотчета, либо в традиционном бумажном виде.
- К темам «Ориентирование на местности» (окр. мир) во 2 классе мы организовали экскурсию в природу, в ходе которой касались здоровьесбережения, экологического воспитания.
- При изучении предмета я очень часто использую видео, аудиоматериал на разных этапах урока с целью поддержания интереса к учению, а также как прием эстетического, патриотического, гражданского воспитания.
- Например, при изучении темы «В гости к осени (зиме, весне)» на этапе определения темы урока целесообразно использовать видеозарисовки, стихи, музыку, демонстрировать репродукции картин на соответствующую тему, пробуждая интерес к изучению темы и эстетические чувства.
- При изучении темы «Природные зоны» в 4 классе с той же целью пробуждения интереса к предмету, воспитания эстетических и патриотических чувств использую видеоклипы. Например, тема «Тундра» начинается с клипа на песню ВИА «Самоцветы» «Увезу тебя я в тундру», тема «Тайга» - с клипа на песню Е.Ваенги «Тайга», а тема «Пустыни» - с клипа на песню ВИА «Ялла» «Учкудук» и т.д. Этот материал можно использовать и на этапе рефлексии.
- При изучении тем «Путешествие по Москве», «Город на Неве» (2 класс), «Золотое кольцо» (3-4 классы) также использую видовые клипы- путешествия на этапе изучения нового материала
- С целью воспитания ответственного отношения к здоровью на уроках использую оздоровительно-гигиенические, двигательно-речевые, танцевальные физминутки, игру «Сели-встали», содержание которых, по возможности, соответствует теме урока (например, если урок посвящен диким и домашним животным, то в физминутке также будут животные), гимнастику для глаз.
- Здоровьесбережение (в т.ч. снятие эмоционального напряжения), а также экологическое или трудовое воспитание соединяются в игре «Крокодил», которую используем на тапе закрепления (ребенок мимикой и жестами показывает животное или профессию, остальные отгадывают).
- Воспитательная работа ведется во внеурочной деятельности и внеурочных мероприятиях.
Итак, реализация воспитательного компонента происходит во всех сферах школьной жизни, в том числе на уроках. Это происходит при условии целенаправленного отбора содержания учебного материала, систематической работы в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения, развития, воспитания личности школьника в других сферах, использования современных образовательных технологий, организации творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Нужно отметить, для реализации такой работы необходима большая предварительная подготовка (времязатраты, эмоциональные затраты) учителя.
Кроме воспитательного потенциала на уроке большое значение в моей деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с учителями-предметниками, с педагогами-организаторами, с социальным педагогом. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.
Сотрудничая с библиотекарем, я, как классный руководитель расширяю круг чтения обучающихся, что способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
В своей работе постоянно видна забота о здоровье моих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения с воспитанниками, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Думаю мы должны руководствоваться следующими принципами, то тогда многие наши проблемы будут решены.
- Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовершенствованию.
- Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.
- Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся - один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, - такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность.
- Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Чуткость к детской чуткости во сто крат дороже, чем сухие назидания о ней. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье.
- Помощь детям в трудные моменты - одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования. Его долг - чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять ребенку лишнюю душевную боль.
- Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.
- Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не "активизировать" окликом или угрозой.
- Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.
- Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.
- Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование.
- Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее - обязательное правило для учителя.
- 12. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.
- Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.
- Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.
- Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.
- На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентации, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но, не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.
- В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход - один из основных элементов и требований педагогической тактики.
- Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, - одно из важнейших требований этики настоящего учителя.
- Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей.
- Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.