Открытый урок по истории по теме «Средневековая деревня и ее обитатели»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цель урока:

  • познакомить с особенностями жизни в средневековой деревне;
  • раскрыть сущность отношений личной зависимости крестьян от феодалов;
  • выделить признаки натурального хозяйства.

Планируемые результаты:

предметные:

  • научиться объяснять сущность и характерные черты натурального хозяйства;
  • изучать и систематизировать информацию различных исторических источников о жизни и быте крестьян;
  • применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

метапредметные:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;
  • определять собственное отношение к явлениям изучаемого периода;
  • формулировать собственную точку зрения;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • формировать основы смыслового чтения различных текстов;

личностные:

  • формировать личностную мотивацию к изучению нового материала;
  • осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование:

  • Мультимедиа аппаратура,
  • мультимедийная презентация;
  • раздаточный материал;
  • план «Феодальное поместье»;
  • наглядный материал для проведения рефлексии;
  • учебник «История средних веков» Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского.

Оформление доски: план урока, новые слова (вотчина, поместье, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство), план феодального поместья, изображения телег для рефлексии.

Ход урока

I. Оргмомент

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня мы совершим путешествие.

Есть два разряда путешествий:
Один - пускаться с места вдаль,
Другой - сидеть себе на месте,
Листая старый календарь.

- Вот и я, листая старый календарь, решила отправиться с вами на несколько сотен лет назад - в Средневековье.

II. Актуализация ранее изученного

Так как новая тема является очень объемной и сложной по содержанию, по пройденной на прошлом уроке провожу лишь небольшой фронтальный опрос.

III. Изучение новой темы

1) Мотивация.

- А теперь перенесемся на много столетий назад в средневековую Европу. А куда именно и к кому в гости? Постарайтесь догадаться, глядя на эти средневековые миниатюры. Об этих людях средневековая пословица гласит: «С кого раз шкуру сдерешь, того не пострижешь дважды». (СЛАЙДЫ 1-6)

- О ком идет речь? (О крестьянах). Куда мы отправимся в путешествие? (В средневековую деревню)

- Целью нашего путешествия будет средневековая деревня, и мы побываем в гостях у крестьян. А если быть точнее, побываем не только в деревне, а в поместье феодала.

(Записываем число и тему урока: «Средневековая деревня и ее обитатели»). (СЛАЙД 7)

- А что такое поместье? Вотчина?

- В средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (господина). К IX-X вв. вся земля в Западной Европе оказалась у феодалов. (СЛАЙД 8). Записываем в словаре, что такое поместье.

В словаре:

Поместье - хозяйство феодала, на котором работали зависимые крестьяне.

Вотчина («от отца») - наследственное земельное владение феодала.

2) Совместное планирование урока.

- Прежде, чем отправимся в путешествие, составим план - своего рода маршрут путешествия.

- На какие вопросы мы будем искать ответы в поместье феодала и средневековой деревне?

(Записываю на доске ответы учащихся).

План:

  1. Как выглядит поместье феодала?
  2. Условия жизни крестьян.
  3. Труд крестьян, их орудия труда.
  4. Обязанности крестьян перед феодалом.
  5. Сельская община.
  6. Натуральное хозяйство.

- Итак, отправляемся в путешествие. Для того чтобы попасть в поместье, пройдем через лес, так как в Средневековье еще значительные территории были покрыты лесами и они, как правило, отделяли одно поселение от другого.

- По ходу путешествия мы будем рисовать план феодального поместья и выполнять задания.

(Читаю отрывок из исторического романа Артура Конана Дойля «Белый отряд»).

- «Тропа… тянулась через великолепный строевой лес, где гигантские стволы дубов и буков образовали во всех направлениях как бы длинные коридоры… Здесь, в глубинах лесного края, было очень тихо. Безмолвие нарушалось лишь легким шелестом веток и далеким воркованием диких голубей, и только Аллейн услышал где-то в стороне веселый охотничий рог и резкий лай собак…

Вдруг деревья начали редеть, лес сменился широкой зеленой луговиной, где в солнечных лугах лежало пять коров и свободно бродили стада черных свиней. Луговину пересекала быстрая лесная речка с бурой водой, через нее был переброшен грубо сколоченный мост. А на том берегу лежало другое поле, покато спускавшееся к длинному, стоявшему в низине деревянному дому…».

1. Господский двор.

- Вот мы и оказались в одном из поместий. Впереди за мостом виден господский двор, обнесенный оградой. Позднее их место займут замки.

(На доске: План «Феодальное поместье». По ходу урока учитель прикрепляет к нему макеты леса, лугов, реки, моста через реку, господского двора (замка)).

Рассказ - сообщение ученика про господский двор (учитель должен помочь ребенку с подготовкой сообщения - он не должен быть большим, достаточно в объеме учебника).

(СЛАЙД 9)

2. Пахотные земли.

- Продолжаем дальше свое путешествие по поместью феодала.

- Впереди видны поля. С одной стороны поля господина, с другой - крестьянские наделы. Так, пахотная и прочая земля в поместье делилась на две части: господскую и крестьянские наделы.

Урожай с господских полей поступал в амбары феодала. Земля на крестьянских полях была разная, поэтому каждая семья имела несколько участков в разных местах. Это удобно? Нет, зато все в равном положении.

(Отмечаем на плане господские земли и крестьянские наделы с чересполосицами - пашню).

- Кто работал на земле сеньора? (Крестьяне). Почему?

- Давайте вспомним, как крестьяне Европы потеряли свободу и землю, стали зависимыми и сравним положение двух категорий зависимых крестьян.

2.1. Задание 1 по рабочему листу.

- На каждой парте лежит рабочий лист. Задания по нему будете выполнять в парах. Подписываем свой рабочий лист.

(СЛАЙД 10)

  1. Прочитайте в учебнике абзацы 2 и 3 пункта 2 (с. 88-89).
  2. Заполните схему «Категории зависимых крестьян»: выпишите нужные номера в соответствующие колонки.

(После выполнения в парах проверяем (СЛАЙД 11). На полях ставим соответствующий цветовой знак «Светофора»).

3. Повинности крестьян.

3.1. - Читаем по цепочке (пункт 2, с. 87-88 (2 абзаца) и в тетради заполняем схему:

(СЛАЙДЫ 12-15)

В словаре:

Барщина - все работы крестьян в хозяйстве феодала.

Оброк - доля продуктов своего хозяйства, также изготовленные изделия.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙДЫ 16-22)

Жили они - не ленились,
С утра до ночи трудились:
Пашню пахали, да хлеб засевали,
И в рыхлую землю бросали зерно.
Колос растет, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят - колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.

(Изображаем действия, описанные в стихотворении).

3.2. Работа с документом - задание 2 (по рабочему листу). (СЛАЙД 23)

- Читаем исторический документ и устно отвечаем на вопросы и выполняем задания.

Исторический документ

«Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он отдает за него одну свинью, фунт льна, 3 кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров (указана величина охапки); печет хлеб и варит вино. Согласно обычаю в течение недели пасет в лесу свиней. В течение трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля (указан размер участка). В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщовую одежду. Вместо военного сбора он отрабатывает с телегой и быками с мая по август» («Из описаний владений одного монастыря» X в.).

  1. Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян свое хозяйство?
  2. Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк? Подчеркните разными цветами (или обозначьте разными линиями), что относится к барщине, а что - к оброку.

(После самостоятельной работы идет проверка, оценивание своей работы).

4. Крестьянская община

- А теперь еще раз обратите внимание на чересполосицы на крестьянских полях. Но ведь кто-то же должен в деревне следить за их делением.

- Все крестьяне в деревне были объединены в общины, они и ведали, в частности, делением земли между семьями на полосы. (СЛАЙДЫ 24-25).

- А какие еще вопросы решала община, вам предстоит узнать самостоятельно, прочитав п. 3 в учебнике. После этого выполняете задание 3 по рабочему листу.

4.1. Задание 3: Изучая п. 3 § 11, определите функции общины. (СЛАЙДЫ 26-28).

  1. Прочитайте по учебнику п. 3, с. 89 - 90.
  2. Из перечисленного ниже списка вычеркните те пункты, которые не являются функциями общины (или исправьте их).
  3. Какие еще функции выполняет община? Допишите.
  4. Оцените свою работу с помощью соответствующего знака «Светофора».

Функции общины:

  1. Ведала хозяйственными делами.
  2. Объявляла войну и заключала мир.
  3. Поддерживала порядок на своей территории.
  4. Укрывала преступников.
  5. Поровну распределяла все полученные продукты питания между крестьянами.
  6. Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства.
  7. Помогала беднякам выплачивать налоги.
  8. Опекала вдов и сирот.
  9. Полностью подчинялась господину.

Оцените свою работу ______________________


(Проверка выполнения задания)

5. Натуральное хозяйство.

- Итак, в ходе выполнения задания вы заметили, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине, поместье. Приходилось приобретать только привозные соль и железо, выменивая их на продукты. Такой тип хозяйства называется натуральным.

В словаре:

Натуральное хозяйство - хозяйство, где основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

(СЛАЙДЫ 29)

6. Деревня.

Рассказ учителя об устройстве деревни (в объеме учебника), сопровождающийся презентацией. (СЛАЙД 30)

IV. Закрепление изученного на уроке

- А нам пора домой возвращаться в век XXI. По дороге домой мимо крестьянских полей, где как раз сейчас работают крестьяне, еще раз обратите внимание на их тяжелый труд, орудия труда.

- Закончите фразу, т.е. вы должны сказать о том, чего раньше не знали о средневековой деревне.

«Оказывается….».

V. Рефлексия

- Давайте еще раз назовем повинности крестьян (Барщина и оброк).

Какую повинность можно назвать самой тяжелой повинностью, выполняли ее прежде всего, лично зависимые крестьяне? (Барщина)

- А какой вид оброка предпочитали феодалы - в виде натуральных продуктов или денег?

- Оказывается, денег. Но денег почти не было ни у крестьян, ни у феодалов.

- Итак, мы выполним последнее задание - выполним феодальные повинности.

- Кому на уроке было легко, все понятно - будете сдавать натуральный оброк,

- у кого остались вопросы, не все понятно - денежный оброк,

- кто ничего не понял - вам придется потрудиться больше, чтобы все-таки понять эту тему - ваша повинность барщина.

- Складываете это все в нужную телегу.

(На доске: три телеги.

Каждый ребенок берет одну из карточек на столе и прикрепляет к нужной телеге - «выполняет ту или иную феодальную повинность»).

VI. Домашнее задание (дифференцированное)

(СЛАЙД 31)

§ 11, термины;

Задание на выбор:

  • на «4» - ? (с. 93) - 4 (устно),
  • на «5» - составить рассказ «Один день из жизни крестьян.

Приложение 1

Список литературы

  1. Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков: 6-7 кл.: Метод. пособие: В 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

Приложение 1