Цель урока:
- познакомить с особенностями жизни в средневековой деревне;
- раскрыть сущность отношений личной зависимости крестьян от феодалов;
- выделить признаки натурального хозяйства.
Планируемые результаты:
предметные:
- научиться объяснять сущность и характерные черты натурального хозяйства;
- изучать и систематизировать информацию различных исторических источников о жизни и быте крестьян;
- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
метапредметные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;
- определять собственное отношение к явлениям изучаемого периода;
- формулировать собственную точку зрения;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- формировать основы смыслового чтения различных текстов;
личностные:
- формировать личностную мотивацию к изучению нового материала;
- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование:
- Мультимедиа аппаратура,
- мультимедийная презентация;
- раздаточный материал;
- план «Феодальное поместье»;
- наглядный материал для проведения рефлексии;
- учебник «История средних веков» Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского.
Оформление доски: план урока, новые слова (вотчина, поместье, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство), план феодального поместья, изображения телег для рефлексии.
Ход урока
I. Оргмомент
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня мы совершим путешествие.
Есть два разряда путешествий:
Один - пускаться с места вдаль,
Другой - сидеть себе на месте,
Листая старый календарь.
- Вот и я, листая старый календарь, решила отправиться с вами на несколько сотен лет назад - в Средневековье.
II. Актуализация ранее изученного
Так как новая тема является очень объемной и сложной по содержанию, по пройденной на прошлом уроке провожу лишь небольшой фронтальный опрос.
III. Изучение новой темы
1) Мотивация.
- А теперь перенесемся на много столетий назад в средневековую Европу. А куда именно и к кому в гости? Постарайтесь догадаться, глядя на эти средневековые миниатюры. Об этих людях средневековая пословица гласит: «С кого раз шкуру сдерешь, того не пострижешь дважды». (СЛАЙДЫ 1-6)
- О ком идет речь? (О крестьянах). Куда мы отправимся в путешествие? (В средневековую деревню)
- Целью нашего путешествия будет средневековая деревня, и мы побываем в гостях у крестьян. А если быть точнее, побываем не только в деревне, а в поместье феодала.
(Записываем число и тему урока: «Средневековая деревня и ее обитатели»). (СЛАЙД 7)
- А что такое поместье? Вотчина?
- В средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (господина). К IX-X вв. вся земля в Западной Европе оказалась у феодалов. (СЛАЙД 8). Записываем в словаре, что такое поместье.
В словаре:
Поместье - хозяйство феодала, на котором работали зависимые крестьяне.
Вотчина («от отца») - наследственное земельное владение феодала.
2) Совместное планирование урока.
- Прежде, чем отправимся в путешествие, составим план - своего рода маршрут путешествия.
- На какие вопросы мы будем искать ответы в поместье феодала и средневековой деревне?
(Записываю на доске ответы учащихся).
План:
- Как выглядит поместье феодала?
- Условия жизни крестьян.
- Труд крестьян, их орудия труда.
- Обязанности крестьян перед феодалом.
- Сельская община.
- Натуральное хозяйство.
- Итак, отправляемся в путешествие. Для того чтобы попасть в поместье, пройдем через лес, так как в Средневековье еще значительные территории были покрыты лесами и они, как правило, отделяли одно поселение от другого.
- По ходу путешествия мы будем рисовать план феодального поместья и выполнять задания.
(Читаю отрывок из исторического романа Артура Конана Дойля «Белый отряд»).
- «Тропа… тянулась через великолепный строевой лес, где гигантские стволы дубов и буков образовали во всех направлениях как бы длинные коридоры… Здесь, в глубинах лесного края, было очень тихо. Безмолвие нарушалось лишь легким шелестом веток и далеким воркованием диких голубей, и только Аллейн услышал где-то в стороне веселый охотничий рог и резкий лай собак…
Вдруг деревья начали редеть, лес сменился широкой зеленой луговиной, где в солнечных лугах лежало пять коров и свободно бродили стада черных свиней. Луговину пересекала быстрая лесная речка с бурой водой, через нее был переброшен грубо сколоченный мост. А на том берегу лежало другое поле, покато спускавшееся к длинному, стоявшему в низине деревянному дому…».
1. Господский двор.
- Вот мы и оказались в одном из поместий. Впереди за мостом виден господский двор, обнесенный оградой. Позднее их место займут замки.
(На доске: План «Феодальное поместье». По ходу урока учитель прикрепляет к нему макеты леса, лугов, реки, моста через реку, господского двора (замка)).
Рассказ - сообщение ученика про господский двор (учитель должен помочь ребенку с подготовкой сообщения - он не должен быть большим, достаточно в объеме учебника).
(СЛАЙД 9)
2. Пахотные земли.
- Продолжаем дальше свое путешествие по поместью феодала.
- Впереди видны поля. С одной стороны поля господина, с другой - крестьянские наделы. Так, пахотная и прочая земля в поместье делилась на две части: господскую и крестьянские наделы.
Урожай с господских полей поступал в амбары феодала. Земля на крестьянских полях была разная, поэтому каждая семья имела несколько участков в разных местах. Это удобно? Нет, зато все в равном положении.
(Отмечаем на плане господские земли и крестьянские наделы с чересполосицами - пашню).
- Кто работал на земле сеньора? (Крестьяне). Почему?
- Давайте вспомним, как крестьяне Европы потеряли свободу и землю, стали зависимыми и сравним положение двух категорий зависимых крестьян.
2.1. Задание 1 по рабочему листу.
- На каждой парте лежит рабочий лист. Задания по нему будете выполнять в парах. Подписываем свой рабочий лист.
(СЛАЙД 10)
- Прочитайте в учебнике абзацы 2 и 3 пункта 2 (с. 88-89).
- Заполните схему «Категории зависимых крестьян»: выпишите нужные номера в соответствующие колонки.
(После выполнения в парах проверяем (СЛАЙД 11). На полях ставим соответствующий цветовой знак «Светофора»).
3. Повинности крестьян.
3.1. - Читаем по цепочке (пункт 2, с. 87-88 (2 абзаца) и в тетради заполняем схему:
(СЛАЙДЫ 12-15)
В словаре:
Барщина - все работы крестьян в хозяйстве феодала.
Оброк - доля продуктов своего хозяйства, также изготовленные изделия.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙДЫ 16-22)
Жили они - не ленились,
С утра до ночи трудились:
Пашню пахали, да хлеб засевали,
И в рыхлую землю бросали зерно.
Колос растет, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят - колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
(Изображаем действия, описанные в стихотворении).
3.2. Работа с документом - задание 2 (по рабочему листу). (СЛАЙД 23)
- Читаем исторический документ и устно отвечаем на вопросы и выполняем задания.
Исторический документ
«Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он отдает за него одну свинью, фунт льна, 3 кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров (указана величина охапки); печет хлеб и варит вино. Согласно обычаю в течение недели пасет в лесу свиней. В течение трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля (указан размер участка). В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщовую одежду. Вместо военного сбора он отрабатывает с телегой и быками с мая по август» («Из описаний владений одного монастыря» X в.).
- Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян свое хозяйство?
- Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк? Подчеркните разными цветами (или обозначьте разными линиями), что относится к барщине, а что - к оброку.
(После самостоятельной работы идет проверка, оценивание своей работы).
4. Крестьянская община
- А теперь еще раз обратите внимание на чересполосицы на крестьянских полях. Но ведь кто-то же должен в деревне следить за их делением.
- Все крестьяне в деревне были объединены в общины, они и ведали, в частности, делением земли между семьями на полосы. (СЛАЙДЫ 24-25).
- А какие еще вопросы решала община, вам предстоит узнать самостоятельно, прочитав п. 3 в учебнике. После этого выполняете задание 3 по рабочему листу.
4.1. Задание 3: Изучая п. 3 § 11, определите функции общины. (СЛАЙДЫ 26-28).
- Прочитайте по учебнику п. 3, с. 89 - 90.
- Из перечисленного ниже списка вычеркните те пункты, которые не являются функциями общины (или исправьте их).
- Какие еще функции выполняет община? Допишите.
- Оцените свою работу с помощью соответствующего знака «Светофора».
Функции общины:
- Ведала хозяйственными делами.
- Объявляла войну и заключала мир.
- Поддерживала порядок на своей территории.
- Укрывала преступников.
- Поровну распределяла все полученные продукты питания между крестьянами.
- Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства.
- Помогала беднякам выплачивать налоги.
- Опекала вдов и сирот.
- Полностью подчинялась господину.
Оцените свою работу ______________________
(Проверка выполнения задания)
5. Натуральное хозяйство.
- Итак, в ходе выполнения задания вы заметили, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине, поместье. Приходилось приобретать только привозные соль и железо, выменивая их на продукты. Такой тип хозяйства называется натуральным.
В словаре:
Натуральное хозяйство - хозяйство, где основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.
(СЛАЙДЫ 29)
6. Деревня.
Рассказ учителя об устройстве деревни (в объеме учебника), сопровождающийся презентацией. (СЛАЙД 30)
IV. Закрепление изученного на уроке
- А нам пора домой возвращаться в век XXI. По дороге домой мимо крестьянских полей, где как раз сейчас работают крестьяне, еще раз обратите внимание на их тяжелый труд, орудия труда.
- Закончите фразу, т.е. вы должны сказать о том, чего раньше не знали о средневековой деревне.
«Оказывается….».
V. Рефлексия
- Давайте еще раз назовем повинности крестьян (Барщина и оброк).
Какую повинность можно назвать самой тяжелой повинностью, выполняли ее прежде всего, лично зависимые крестьяне? (Барщина)
- А какой вид оброка предпочитали феодалы - в виде натуральных продуктов или денег?
- Оказывается, денег. Но денег почти не было ни у крестьян, ни у феодалов.
- Итак, мы выполним последнее задание - выполним феодальные повинности.
- Кому на уроке было легко, все понятно - будете сдавать натуральный оброк,
- у кого остались вопросы, не все понятно - денежный оброк,
- кто ничего не понял - вам придется потрудиться больше, чтобы все-таки понять эту тему - ваша повинность барщина.
- Складываете это все в нужную телегу.
(На доске: три телеги.
Каждый ребенок берет одну из карточек на столе и прикрепляет к нужной телеге - «выполняет ту или иную феодальную повинность»).
VI. Домашнее задание (дифференцированное)
(СЛАЙД 31)
§ 11, термины;
Задание на выбор:
- на «4» - ? (с. 93) - 4 (устно),
- на «5» - составить рассказ «Один день из жизни крестьян.
Список литературы
- Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков: 6-7 кл.: Метод. пособие: В 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
Приложение 1