Пояснительная записка
Урокам истории отводится огромная роль в воспитании и развитии личности, которые зависят не только от социального окружения и врожденных способностей, но и от мировоззрения и мироощущения ребенка в историческом пространстве. Помочь ребенку в саморазвитии, научить его отстаивать собственную позицию, жить в современном обществе и в ладу с самим собой помогают уроки на основе системно-деятельностного подхода.
Главной целью урока при системно-деятельностном подходе является создание условий для проявления учащимися разносторонней активной и максимально самостоятельной познавательной деятельности. Такие уроки весьма актуальны, так как они имеют непосредственное отношение к интересам каждого ученика, основанным на его личном опыте, способствуют усилению социальной активности, имеют практическую направленность. Каждый ученик является субъектом обучения, а целью его деятельности является не просто усвоение способов действия, а теоретических оснований, на которых они строятся. Каждый ученик на таком уроке решает свои социально значимые учебные задачи, а учитель является помощником и организатором учебной деятельности, создавая условия для успешного овладения знаниями и умениями своих подопечных. Работа в группах развивает у учащихся учебно-познавательные, мировоззренческие компетентности и коммуникативные качества. Конспект урока «Русь в конце XI - начале XII вв.» составлен на основе системно-деятельностного подхода с организацией формирующего оценивания.
Урок разработан для учащихся 6 класса общеобразовательной школы по учебнику «История России с древнейших времен до конца XVI века» под редакцией И.Л.Андреева, И.Н.Фёдорова, Издательство Дрофа, М.2018 г.
Это первый урок по теме «Русь в середине XI - начале XII вв.» Урок соответствует требованиям учебной программы (2 часа в неделю, 68 часов в год) и возрастным особенностям учащихся 6 класса, а так же психологическим и дидактическим требованиям современному уроку. По социальному паспорту, уровню развития класс является среднестатистическим.
Актуальность урока заключается в том, что в процессе формирования у учащихся универсальных и предметных компетентностей, а так же метапредметных навыков, происходит развитие личности в целом, полученные знания и умения учащиеся смогут применить на практике. Проявляя на данном уроке самостоятельность, инициативность, умение устанавливать причинно-следственные связи, происходит не только процесс приращения знаний, но и воспитание уважительного и доброжелательного отношения к мнению другого человека, чувства ответственности, человеческого достоинства, гордости и сопричастности к истории Отечества.
Осуществление поиска методов разрешения проблем происходит через ответы на сформулированные учителем различного типа продуктивные, репродуктивные и проблемные вопросы. Используются различные средства и методы обучения, элементы технологии исследовательской деятельности, для активизации познавательной активности учащихся, что способствует созданию положительного эмоционального состояния, подводит каждого ребенка к формированию собственного суждения и анализу. Материал урока строится на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе.
Новизна заключается в том, что урок разработан по новому УМК под редакцией И.Л.Андреева и И.Н.Фёдорова, на основе проблемных вопросов, ленты времени, исторических документов, предложенных авторами к каждому конкретному параграфу. Устанавливается интегрированная связь между историей и учебным предметом литература, что помогает учащимся ощутить историческое пространство, закреплённое в художественных образах и понять закономерности историко-литературного процесса, а так же причинно-следственные связи происходящих событий XI - начала XII веков.
Содержание урока отвечает поставленной цели и задачам. Каждый из этапов урока построен по схеме: постановка задачи - деятельность учащихся по её выполнению - достижение результата деятельности - контроль уровня по выполнению задачи. Этапы урока содержат конкретную задачу, самостоятельно диагностируемую учащимися. Учащиеся работают с различными источниками информации. Используется система взаимо- и самоконтроля. Применяется система выбора вариативности домашнего задания.
Для достижения цели урока и планируемых результатов используются различные методы, приёмы, формы индивидуальной, групповой и коллективной работы. В качестве стратегической используется технология проблемно-поисковой деятельности, в качестве тактической - технология сотрудничества и групповая технология. В процессе решения поставленных задач на этапах учителем применяются приемы критического мышления и элементы игровой технологии. Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые.
Для изучения данной темы и достижения цели в ходе проведения урока потребуется мультимедийный проектор, персональный компьютер, карточки с заданиями разноуровнего характера, оценочные листы, дидактический раздаточный материал.
Учащихся делятся для работы в группах по рядам и выполняют задания одного типа. Имеется учащийся, заранее подготовленный, который знакомит класс с деятельностью князя Владимира Мономаха.
При выполнении заданий, для самостоятельной и групповой работы, у учащихся будут формироваться такие метаумения как формирование абстрактного, теоретического и дискурсивного (рассуждающего) мышления, умение соотносить теорию и практику, анализировать, сравнивать, выявлять общее, преобразовывать информацию. Дидактический материал необходим для определения индивидуальных возможностей и способностей при решении личностно - и социально - значимых проблем.
Создание и погружение в историческую ситуацию (в данном случае это исследовательская экспедиция) способствует поиску решения и актуализации деятельности. Возникающие вопросы у конкретного ученика ему помогает решить группа, в которой он работает. Таким образом, создается ситуация эффективного усвоения знаний на уроке, а так же происходит процесс развития и воспитания через общение между сверстниками.
Оценивание результатов учебных действий учащихся по пятибалльной шкале происходит на каждом этапе работы, что способствует своевременному самоконтролю и взаимоконтролю с целью коррекции деятельности. Для выявления у учащихся индивидуального уровня усвоения новой темы учитель использует различные виды контроля: творческие домашние задания, тест, опрос.
Оценка знаний проходит:
- На этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в форме обратной связи (оценивается умение проводить анализ собственных затруднений).
- На этапе подготовки к восприятию и изучения новой темы (оцениваются умозаключения и умение формулировать вывод).
- На этапе первичного закрепления знаний (в форме само- и взаимопроверки при решении типовых заданий).
- На этапе самостоятельной работы и применения новых знаний и умений (в форме теста, устного ответа через самопроверку и обращение к эталону на слайде).
Оценка самостоятельной деятельности происходит на этапе рефлексии.
Совокупность форм и методов контроля способствует осознанному восприятию учащимися изучаемого материала, обеспечивает включенность каждого ученика в процесс познания. Объектом оценки метапредметных результатов является сформированность у обучающихся универсальных учебных действий. Инструментом контроля служит лист самооценки для учащихся. Итоговая оценка складывается из умений планировать, определять цель, делать выводы, представлять результаты учебных действий как индивидуально, так и в группе.
Урок «Русь в середине XI - начале XII вв.» по типу является уроком открытия новых знаний, с элементами исследовательской деятельности.
Структура урока:
- Организационный, мотивационно-целевой этап.
- Актуализация знаний
- Открытие новых знаний
- Закрепление изученного материала
- Рефлексивно-оценочный этап
Образовательная цель урока для учителя: Формирование знаний об эпохе феодальной раздробленности на Руси в конце XI - начале XII веков.
Цель урока для учащихся: Усвоение знаний о факторах, причинах и последствиях феодальной раздробленности Древнерусского государства конца XI - начала XII вв.
Задачи урока для учителя:
- Актуализировать знания по вопросу о княжеских усобицах и феодальной раздробленности.
- Познакомить учащихся с деятельностью киевского князя Владимира Мономаха.
- Организовать работу учащихся с дидактическим материалом по теме урока.
- Организовать взаимодействие учащихся в процессе группой работы.
Задачи урока для учащихся:
- Закрепить знания о факторах, причинах, последствиях политики Ярослава Мудрого для его потомков.
- Определить, что стало основным результатом политической деятельности Владимира Мономаха.
- Проанализировать основные направления политики киевских князей периода политической раздробленности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Владение знаниями по истории России периода феодальной раздробленности; воспитание интереса и уважения к истории Отечества; умение вести диалог, применять полученные знания, обосновывать свою точку зрения.
Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, проявлять способность и готовность к сотрудничеству в коллективной работе.
Ученик научится:
- Регулятивные: Определять проблему и цель урока, выдвигать версии, формулировать гипотезы, работать по плану. Проявлять инициативность и самостоятельность при работе с историческими источниками.
- Познавательные: Излагать полученную информацию, уметь оценивать и находить нужную информацию; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.
- Коммуникативные: Принимать позицию собеседника и грамотно высказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, проводить аналогии при сравнении источников информации, умение работать в группе, определяя возможные роли в совместной деятельности, проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.
Личностные: Проявлять готовность к самообразованию, чувство ответственности и способность к продуктивному сотрудничеству в образовательной деятельности.
Результативность урока зависит от организации групповой работы, психологического комфорта, создания атмосферы сотрудничества, сотворчества и степени самостоятельности учащихся.
Технологическая карта конструирования урока
Предмет | История | Класс: 6 класс | |||||
Тема урока |
«Русь в конце XI - начале XII вв.» |
||||||
Образовательная цель урока |
Формирование знаний об эпохе феодальной раздробленности на Руси в конце XI - начале XII веков. |
||||||
Цель для учащихся |
Усвоение знаний о факторах, причинах и последствиях феодальной раздробленности Древнерусского государства конца XI- начала XII вв. |
||||||
Задачи урока для учащихся |
|
||||||
Задачи урока для учителя |
|
||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
Владение знаниями по истории России периода феодальной раздробленности; воспитание интереса и уважения к истории Отечества; умение вести диалог, применять полученные знания, обосновывать свою точку зрения.Умение применять полученные знания для осмысления сущности происходящих явлений. |
Регулятивные: Определять цель и проблему, выдвигать версии, работать по плану. Проявлять инициативность и самостоятельность при работе с историческими источниками. Познавательные: Находить нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы. Коммуникативные: Принимать позицию собеседника и грамотно высказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, проводить анологии при сравнении источников информации, умение работать в группе, определяя возможные роли в совместной деятельности, проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению. |
Проявлять готовность к самообразованию, чувство ответственности и способность к продуктивному сотрудничеству в образовательной деятельности. Формирование гражданской идентичности, человеческого достоинства, своей позиции (точки зрения). Воспитание интереса и уважения к истории Отечества. |
|||||
Условия реализации урока |
|||||||
Информационные ресурсы |
Учебная литература |
Методические ресурсы |
Оборудование |
||||
|
Учебник для 6 класса «История России с древнейших времен до конца XVI века» И.Л.Андреев, И.Н.Фёдоров. Издательство Дрофа, М.2018г. |
Словарь, поурочные рзработки, дидактические материалы. |
Мультимедийный проектор, персональный компьютер. |
||||
Основные понятия |
Усобица, «Русская Правда», Владимир Мономах, съезд князей, династическое правление, лествичная система княжения. |
||||||
Форма проведения урока |
Урок изучения нового материала. |