Методическая разработка по истории России по теме «Русь в конце XI – начале XII вв.». 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Пояснительная записка

Урокам истории отводится огромная роль в воспитании и развитии личности, которые зависят не только от социального окружения и врожденных способностей, но и от мировоззрения и мироощущения ребенка в историческом пространстве. Помочь ребенку в саморазвитии, научить его отстаивать собственную позицию, жить в современном обществе и в ладу с самим собой помогают уроки на основе системно-деятельностного подхода.

Главной целью урока при системно-деятельностном подходе является создание условий для проявления учащимися разносторонней активной и максимально самостоятельной познавательной деятельности. Такие уроки весьма актуальны, так как они имеют непосредственное отношение к интересам каждого ученика, основанным на его личном опыте, способствуют усилению социальной активности, имеют практическую направленность. Каждый ученик является субъектом обучения, а целью его деятельности является не просто усвоение способов действия, а теоретических оснований, на которых они строятся. Каждый ученик на таком уроке решает свои социально значимые учебные задачи, а учитель является помощником и организатором учебной деятельности, создавая условия для успешного овладения знаниями и умениями своих подопечных. Работа в группах развивает у учащихся учебно-познавательные, мировоззренческие компетентности и коммуникативные качества. Конспект урока «Русь в конце XI - начале XII вв.» составлен на основе системно-деятельностного подхода с организацией формирующего оценивания.

Урок разработан для учащихся 6 класса общеобразовательной школы по учебнику «История России с древнейших времен до конца XVI века» под редакцией И.Л.Андреева, И.Н.Фёдорова, Издательство Дрофа, М.2018 г.

Это первый урок по теме «Русь в середине XI - начале XII вв.» Урок соответствует требованиям учебной программы (2 часа в неделю, 68 часов в год) и возрастным особенностям учащихся 6 класса, а так же психологическим и дидактическим требованиям современному уроку. По социальному паспорту, уровню развития класс является среднестатистическим.

Актуальность урока заключается в том, что в процессе формирования у учащихся универсальных и предметных компетентностей, а так же метапредметных навыков, происходит развитие личности в целом, полученные знания и умения учащиеся смогут применить на практике. Проявляя на данном уроке самостоятельность, инициативность, умение устанавливать причинно-следственные связи, происходит не только процесс приращения знаний, но и воспитание уважительного и доброжелательного отношения к мнению другого человека, чувства ответственности, человеческого достоинства, гордости и сопричастности к истории Отечества.

Осуществление поиска методов разрешения проблем происходит через ответы на сформулированные учителем различного типа продуктивные, репродуктивные и проблемные вопросы. Используются различные средства и методы обучения, элементы технологии исследовательской деятельности, для активизации познавательной активности учащихся, что способствует созданию положительного эмоционального состояния, подводит каждого ребенка к формированию собственного суждения и анализу. Материал урока строится на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе.

Новизна заключается в том, что урок разработан по новому УМК под редакцией И.Л.Андреева и И.Н.Фёдорова, на основе проблемных вопросов, ленты времени, исторических документов, предложенных авторами к каждому конкретному параграфу. Устанавливается интегрированная связь между историей и учебным предметом литература, что помогает учащимся ощутить историческое пространство, закреплённое в художественных образах и понять закономерности историко-литературного процесса, а так же причинно-следственные связи происходящих событий XI - начала XII веков.

Содержание урока отвечает поставленной цели и задачам. Каждый из этапов урока построен по схеме: постановка задачи - деятельность учащихся по её выполнению - достижение результата деятельности - контроль уровня по выполнению задачи. Этапы урока содержат конкретную задачу, самостоятельно диагностируемую учащимися. Учащиеся работают с различными источниками информации. Используется система взаимо- и самоконтроля. Применяется система выбора вариативности домашнего задания.

Для достижения цели урока и планируемых результатов используются различные методы, приёмы, формы индивидуальной, групповой и коллективной работы. В качестве стратегической используется технология проблемно-поисковой деятельности, в качестве тактической - технология сотрудничества и групповая технология. В процессе решения поставленных задач на этапах учителем применяются приемы критического мышления и элементы игровой технологии. Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые.

Для изучения данной темы и достижения цели в ходе проведения урока потребуется мультимедийный проектор, персональный компьютер, карточки с заданиями разноуровнего характера, оценочные листы, дидактический раздаточный материал.

Учащихся делятся для работы в группах по рядам и выполняют задания одного типа. Имеется учащийся, заранее подготовленный, который знакомит класс с деятельностью князя Владимира Мономаха.

При выполнении заданий, для самостоятельной и групповой работы, у учащихся будут формироваться такие метаумения как формирование абстрактного, теоретического и дискурсивного (рассуждающего) мышления, умение соотносить теорию и практику, анализировать, сравнивать, выявлять общее, преобразовывать информацию. Дидактический материал необходим для определения индивидуальных возможностей и способностей при решении личностно - и социально - значимых проблем.

Создание и погружение в историческую ситуацию (в данном случае это исследовательская экспедиция) способствует поиску решения и актуализации деятельности. Возникающие вопросы у конкретного ученика ему помогает решить группа, в которой он работает. Таким образом, создается ситуация эффективного усвоения знаний на уроке, а так же происходит процесс развития и воспитания через общение между сверстниками.

Оценивание результатов учебных действий учащихся по пятибалльной шкале происходит на каждом этапе работы, что способствует своевременному самоконтролю и взаимоконтролю с целью коррекции деятельности. Для выявления у учащихся индивидуального уровня усвоения новой темы учитель использует различные виды контроля: творческие домашние задания, тест, опрос.

Оценка знаний проходит:

  • На этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в форме обратной связи (оценивается умение проводить анализ собственных затруднений).
  • На этапе подготовки к восприятию и изучения новой темы (оцениваются умозаключения и умение формулировать вывод).
  • На этапе первичного закрепления знаний (в форме само- и взаимопроверки при решении типовых заданий).
  • На этапе самостоятельной работы и применения новых знаний и умений (в форме теста, устного ответа через самопроверку и обращение к эталону на слайде).

Оценка самостоятельной деятельности происходит на этапе рефлексии.

Совокупность форм и методов контроля способствует осознанному восприятию учащимися изучаемого материала, обеспечивает включенность каждого ученика в процесс познания. Объектом оценки метапредметных результатов является сформированность у обучающихся универсальных учебных действий. Инструментом контроля служит лист самооценки для учащихся. Итоговая оценка складывается из умений планировать, определять цель, делать выводы, представлять результаты учебных действий как индивидуально, так и в группе.

Урок «Русь в середине XI - начале XII вв.» по типу является уроком открытия новых знаний, с элементами исследовательской деятельности.

Структура урока:

  1. Организационный, мотивационно-целевой этап.
  2. Актуализация знаний
  3. Открытие новых знаний
  4. Закрепление изученного материала
  5. Рефлексивно-оценочный этап

Образовательная цель урока для учителя: Формирование знаний об эпохе феодальной раздробленности на Руси в конце XI - начале XII веков.

Цель урока для учащихся: Усвоение знаний о факторах, причинах и последствиях феодальной раздробленности Древнерусского государства конца XI - начала XII вв.

Задачи урока для учителя:

  • Актуализировать знания по вопросу о княжеских усобицах и феодальной раздробленности.
  • Познакомить учащихся с деятельностью киевского князя Владимира Мономаха.
  • Организовать работу учащихся с дидактическим материалом по теме урока.
  • Организовать взаимодействие учащихся в процессе группой работы.

Задачи урока для учащихся:

  • Закрепить знания о факторах, причинах, последствиях политики Ярослава Мудрого для его потомков.
  • Определить, что стало основным результатом политической деятельности Владимира Мономаха.
  • Проанализировать основные направления политики киевских князей периода политической раздробленности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Владение знаниями по истории России периода феодальной раздробленности; воспитание интереса и уважения к истории Отечества; умение вести диалог, применять полученные знания, обосновывать свою точку зрения.

Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, проявлять способность и готовность к сотрудничеству в коллективной работе.

Ученик научится:

  • Регулятивные: Определять проблему и цель урока, выдвигать версии, формулировать гипотезы, работать по плану. Проявлять инициативность и самостоятельность при работе с историческими источниками.
  • Познавательные: Излагать полученную информацию, уметь оценивать и находить нужную информацию; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.
  • Коммуникативные: Принимать позицию собеседника и грамотно высказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, проводить аналогии при сравнении источников информации, умение работать в группе, определяя возможные роли в совместной деятельности, проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

Личностные: Проявлять готовность к самообразованию, чувство ответственности и способность к продуктивному сотрудничеству в образовательной деятельности.

Результативность урока зависит от организации групповой работы, психологического комфорта, создания атмосферы сотрудничества, сотворчества и степени самостоятельности учащихся.

Технологическая карта конструирования урока

Предмет История Класс: 6 класс

Тема урока

«Русь в конце XI - начале XII вв.»

Образовательная цель урока

Формирование знаний об эпохе феодальной раздробленности на Руси в конце XI - начале XII веков.

Цель для учащихся

Усвоение знаний о факторах, причинах и последствиях феодальной раздробленности Древнерусского государства конца XI- начала XII вв.

Задачи урока для учащихся

  • Закрепить знания о причинах и последствиях политики Ярослава Мудрого для его потомков.
  • Определить, что стало основным результатом политической деятельности Владимира Мономаха.
  • Проанализировать основные направления политики киевских князей периода политической раздробленности.

Задачи урока для учителя

  • Актуализировать знания по вопросу о княжеских усобицах и феодальной раздробленности.
  • Познакомить учащихся с деятельностью киевского князя Владимира Мономаха.
  • Организовать работу учащихся с дидактическим материалом по теме урока.
  • Организовать взаимодействие учащихся в процессе групповой работы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Владение знаниями по истории России периода феодальной раздробленности; воспитание интереса и уважения к истории Отечества; умение вести диалог, применять полученные знания, обосновывать свою точку зрения.Умение применять полученные знания для осмысления сущности происходящих явлений.

Регулятивные: Определять цель и проблему, выдвигать версии, работать по плану. Проявлять инициативность и самостоятельность при работе с историческими источниками.

Познавательные: Находить нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.

Коммуникативные: Принимать позицию собеседника и грамотно высказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, проводить анологии при сравнении источников информации, умение работать в группе, определяя возможные роли в совместной деятельности, проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

Проявлять готовность к самообразованию, чувство ответственности и способность к продуктивному сотрудничеству в образовательной деятельности. Формирование гражданской идентичности, человеческого достоинства, своей позиции (точки зрения). Воспитание интереса и уважения к истории Отечества.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

Учебник для 6 класса «История России с древнейших времен до конца XVI века» И.Л.Андреев, И.Н.Фёдоров. Издательство Дрофа, М.2018г.

Словарь, поурочные рзработки, дидактические материалы.

Мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Основные понятия

Усобица, «Русская Правда», Владимир Мономах, съезд князей, династическое правление, лествичная система княжения.

Форма проведения урока

Урок изучения нового материала.

Ход урока

Приложения