Цель мастер-класса: познакомить с приёмами работы, способствующими развитию всех психических процессов, а также формированию каллиграфических навыков у младших школьников.
Практическая значимость:
- ознакомление с приёмами работы по развитию психических процессов и формированию каллиграфии;
- данные приёмы работ можно применять на уроках, во время внеурочной деятельности всем педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию по развитию психических процессов и каллиграфических навыков;
- показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию каллиграфических навыков, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках и во внеурочное время.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
Продолжительность проведения: 20-30 минут.
План проведения мастер-класса
- Презентация педагогического опыта педагогом-мастером;
- Рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение применения в начальной школе показанных приёмов по формированию и развитию психических процессов и каллиграфических навыков с участниками мастер-класса.
Предполагаемый результат:
- участники мастер-класса получат знания о формировании каллиграфических навыков и развитии психических процессов у младших школьников, обсудят возможности их применения в процессе обучения;
- педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход проведения мастер-класса
- Добрый день! СЛАЙД 1
"- Для чего человеку учиться?
- Для того, чтобы научиться что-либо делать. А для этого - узнать, как это надо делать."
Пётр Яковлевич Гальперин, cоветский психолог
I. Постановка проблемы
Быстро меняющийся мир меняет и представления о том, каким должен быть человек в этом мире, с чем он должен выйти из школы в большую жизнь. Эти представления формируются исходя из интересов общества, государства, семьи и отдельной личности. Меняющийся социум предъявляет новые требования к выпускникам школы, к качеству образования, которое дает современная школа. Но есть базовые требования, которые всегда актуальны для выпускников школы. На сегодняшний день каждый выпускник школы сдает экзамены. Все педагоги, которые работают на ОГЭ и ЕГЭ непременно знакомы с инструкцией по заполнению бланков ответов участников экзамена. СЛАЙД
"2. Участник ОГЭ должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка ответов №1, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов, расположенной в верхней части бланка ответов №1. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно."
И как следствие - это будущее наших детей.
"Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое - из малого." СЛАЙД
Лао-цзы - древнекитайский философ VI-V веков до н.э.
С чего же начинается это малое в работе учителя?
Каллиграфия - это и есть то малое, с чего все начинается.
Каллиграфия - это искусство писать четким, красивым почерком. Известный ученый психолог А.Р.Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности». СЛАЙД
Если посмотреть в тетрадь современному ученику, то каллиграфический почерк мы встретим очень редко. СЛАЙД И как много ошибок! Почему обучение письму вызывает такие сложности у детей? Какие причины приводят к этому? Я выделяю две основных причины.
СЛАЙД 1. Внедрение во все области нашей жизни, в том числе и в область образования, компьютерных технологий. Гаджеты - это целый мир для ребенка. Это и карандаш, и ручка, и общение. Учителю важно донести до обучающегося, что красивый почерк - это и показатель положительных внутренних качеств человека. Красивый почерк - это признак аккуратного человека.
СЛАЙД 2. Нехватка времени - еще одна причина. На уроке учитель скорее всего затратит время на повторение изученного материала, чем обратит внимание на каллиграфию. Например, на изучение правильности начертания букв в начальной школе (самых популярных среди школ программ для начальных классов) отводится «минимальное количество часов» «На изучение 123 букв (прописные и печатные, строчные и заглавные: 120+3-ь, ъ, ы) отводится от 102 до 110 часов, то есть за один урок ребенку необходимо запомнить зрительно, опознавать при чтении и овладеть навыком написания сразу четырех букв - двух строчных и двух заглавных» столь ограниченный период времени довольно трудно развить аккуратный почерк.
СЛАЙД. Каждый год у большинства детей, при поступлении в первый класс обнаруживается дисграфия и ОНР. Например, в моем классе занятия с логопедом посещали перед первым классом 9 детей, некоторые занимаются и по сей день!
Навык письма формируется медленно и является сложной осознанной формой речевой деятельности. Перед учителем стоит непростая задача, долгий процесс обучения и развития обучающихся. Каждый учитель начальной школы начинает этот путь с подготовительных занятий для будущих первоклассников и должен продолжать вести подобную работу и далее на протяжении всего обучения в начальной школе. Ведь, как говорится - "К чему ребенка приучишь, то от него и получишь."
СЛАЙД. Любое письмо начинается с посадки. Конечно, писать можно в любой позе, но в этом случае нельзя говорить о качестве письма, скорости письма и о здоровьесбережении в целом.
Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа - "опять сидишь неправильно" или "неправильно держишь ручку", а чаще - "плохо сидишь" и "плохо держишь ручку", ничего не меняют, а главное - не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. Обычно, на своих уроках, я обращаю внимание детей на ученика, который правильно сидит, и это работает лучше всего! Мы все любим похвалу!
СЛАЙД. Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Мы все помним, что у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки. Если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие.
СЛАЙД. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является как стимулом для развития речи ребенка, так и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом для психофизического развития и развития речи ребенка.
СЛАЙД. Каждый новый набор класса с присутствием детей с очень слабой кистью. Мышечным гипотонусом называют состояние, при котором тонус скелетной мускулатуры снижается. Причин, приводящих к гипотонусу мышц, множество от воздействия вредных привычек во время беременности до чрезмерного приема витамина Д. Силиконовый эспандер для кистей рук помогает справиться с этой патологией. Лепка, пальчиковая гимнастика, работа с пластилином, массаж. Все эти техники работы помогают и развивают.
СЛАЙД. В пальчиковых упражнениях должны участвовать все пять пальчиков и, желательно, ладошки, на поверхности которых находится много нервных окончаний. Это и будет способствовать активизации деятельности речевых областей головного мозга и развитию собственно речи ребенка! Существует огромное количество пальчиковой гимнастики. Упражнение "Паучок" задействует как раз все пальцы. Это упражнение применяют педагоги струнно-смычковых инструментов в музыкальных школах.
СЛАЙД Лепка. Вовлекаем в процесс все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и, соответственно, речевой деятельности.
СЛАЙД. Японские врачи создали оздоровительную методику воздействия на руки. Ими было установлено, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Японцами широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
СЛАЙД. Прекрасное оздоравливающее, тонизирующее и, главное, развивающее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
СЛАЙД. Увеличение числа детей с нарушением речи, вызывает необходимость разработки универсальных развивающих и коррекционных методов и приемов. Одна из таких методик - «Расскажи стихи руками», которая очень популярна и широко используется за рубежом. Рассказывание стихов с помощью повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. СЛАЙД-видео
СЛАЙД Правильный захват карандаша.
Когда рука разогрета, можно приступить к упражнению связанному с правильностью постановки руки удержанию ручки, карандаша. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним.
Один из самых действенных способов выглядит так: изначально необходимо оторвать половинку салфеточки. Её положить в кулачок ребёнка и попросить придерживать безымянным пальчиком и мизинцем. При этом дать в руку карандаш. И с салфеточкой ребёнок должен писать то время, пока не научится держать ручку правильно.
Лучшие способы для развития графических навыков, тренировки руки
СЛАЙД
Работа с ножницами развивает мелкую моторику, мышцы руки, координацию движений, концентрацию внимания, усидчивость.
Раскрашивание - простой и эффективный способ подготовки руки к письму. Стоит обращать внимание, что закрашивать надо без пробелов. Раскрашивая, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Но как отказать в работе фломастерами или гелиевыми ручками? Всегда можно предложить сделать контур.
Письмо под счет. Он способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа.
Штриховка - развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов). Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо.
СЛАЙД Воображаемое письмо на ладони.
Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно-воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но на ладони. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
СЛАЙД. Слайм
Слайм - это игрушка антистресс, которая помогает расслабляться. Её приятно держать в руках. Некоторые психологи используют слаймы для проведения релаксационных минуток для детей и даже взрослых. Игрушка является антистрессом, развивает мелкую моторику, воображение, осязание.
Но постоянно играть со слаймами нельзя, т.к. они могут передавать микробы из рук в руки, собирают на себе пыль и грязь. Поэтому в 1 классе мы научились их делать, а играли с ними ребята дома.
СЛАЙД
Старалась в 1 классе обращать внимание на мелкую моторику как можно чаще. Даже развлечения у нас развивающие. Расписываем пряники.
СЛАЙД. Копировальный метод
Этот способ применяю ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: размах, размер, направление, форма. Из-за осознания я ввожу этот прием во 2 классе, когда дети готовятся к диктантам с домашней подготовкой. Тут работает мышечная память. Если просмотреть учебники русского языка СЛАЙД, то мы увидим множество упражнений с пропущенными орфограммами. Поэтому зрительная память не работает. Я нашла сайт, на котором можно перевести любой текст в образец для копирования. СЛАЙД-видео
Закрепить навык письма, выработать автоматическое правильное и что самое главное понятное написание письменных букв помогают дополнительные занятия с прописями. Генератор прописей преобразует введенный вами текст в рукописные прописи, применяя специально созданный каллиграфический шрифт с пунктирной и сплошной линией. Вы так же можете с помощью генератора прописей составить грамматическое упражнение для ребенка.
Напишите слова или текст с пропущенными буквами. Это могут быть словарные слова, слова с проверочными гласными, слова с приставками и т.п.
Не забудьте про цифры.
Используйте страницу в клетку и пунктирный шрифт. Можно распечатать не только прописи с цифрами, но и прописи с математическими примерами, составив их самостоятельно.
Напомню, что если вам необходимы задания с математическими примерами по математике воспользуйтесь Генератором примеров, который поможет вам создать и распечатать математические примеры для детей разного уровня подготовки.
Графомоторные дорожки (доски) + Метод Карстера
А сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли второклассников.
Перед вами листы с образцом и инструкция. Выполните задание по инструкции.
Метод Карстера - обучение письму путем выполнения специальных упражнений, росчерков для развития движения руки. Применением этих упражнений достигаются свободные, уверенные движения руки. Сначала это письмо 19 элементов в крупном плане, затем письмо букв, связанных специальными штрихами, затем прописывание слов без вспомогательных линий. Но многие росчерки были сложны по технике исполнения, следовательно, система годилась только для взрослых, чтобы увеличить скорость письма.
Графомоторные дорожки-игры для самых маленьких. По существу их можно рассматривать как первые лабиринты, поскольку в основе ориентировка на плоскости, зрительно-двигательное восприятие.
Графомоторные дорожки применимы в играх уже месяцев с девяти, когда малыш ещё и фломастер в руках не держит и не понимает, чего от него хочет взрослый.
Графомоторные дорожки - разработанных с позиции нейропсихологии и направленных на развитие тех структур головного мозга, которые отвечают за пространственное мышление, концентрацию внимания, восприятие, память.
Я объединила эти два метода и адаптировала под младших школьников.
Перед началом работы изучаем инструкцию.
- Выполнение дорожки должно быть на нелинованной бумаге.
- Работа выполняется строго цветными карандашами.
- Нельзя пользоваться линейкой.
- Делать работу медленно и аккуратно.
- Вести линию не отрывая руки.
- Линии должны быть ровными, плавными и не пересекаться.
- Стараться выдерживать одинаковое расстояние между линиями.
- Ориентируйтесь на образец.
- Следить за посадкой.
- Оцените свою работу.
Начиная работать по инструкции использовала и групповую работу и работу в парах. Были дети, которые хотели работать только индивидуально. Перед началом игры обязательно говорила, что выиграет только та команда, у которой будет самая аккуратная работа, и что эта работа не на скорость. Линии получались яркие, не всегда похожие на образец. Слышала от ребят такие фразы: "Что-то не получается также." или "У меня уже устала рука, но я продолжу!" - ведь выиграть то хотелось. Оценивая свои первоначальные работы дети в первом классе ставили значки (солнышко - отлично получилось; солнышко из-за тучки - надо постараться; тучка - не справился). У 70% в классе значка с солнышком не было на работе. А 30% завышали или занижали результаты. Вывод сделали вместе - "Будем работать, тренироваться!". Время от времени давала подобные работы, иногда слышала от ребят такие вопросы: "Когда мы снова будем играть в линии?", "Может сегодня поиграем?" - значит игра понравилась, к тому же и полезная. Стало ясно, что мои дети просто молча сидеть не будут, выполняя однообразную работу. Тут я подключила еще и речь, память, мышление. Работая, мы хором проговаривали правила по русскому языку, математике, считали в прямом и обратно порядке, через два, три и т.п. Все, что хочется можно повторить. Работа в системе, конечно дала результаты. Линии у детей со временем стали получаться ровнее, аккуратнее. Рисовать различные линии - прямые, волнистые, замыкать их в круг, овал, для любого ребенка - настоящий труд. Данная работа учит контролировать движения руки и тренирует мышечную память.
Стимулирование
Во 2 классе требуется особенно тщательная работа по закреплению и коррекции приобретаемых каллиграфических навыков с учётом индивидуальных особенностей письма каждого ребёнка. Я считаю, что в это время необходимо проводить систематические вышеуказанные упражнения. А также я дополнительно стимулирую детей значками-звездочками на обложке их тетрадей. Ставлю звездочку за каждую аккуратно, каллиграфически верно выполненную работу. Помимо отметок, ребятам очень хочется получить звездочку. Дети вовлекаются в соревновательный процесс. Это дополнительно стимулирует их к достижению результата. При переходе на тетрадь в широкую линейку, этот прием считаю просто незаменимым (разрешаю переходить в широкую линейку только тем обучающимся, которые накопили определенное количество звезд).
На всех уроках я обязательно использую разного вида поощрения:
- Находим и любуемся самой красивой написанной буквой.
- Похвала: "Молодец, лучше меня написал, совсем как взрослый!"
- Выставка работ в классе.
Вывод. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
Источники
- https://www.perunica.ru/vospitanie/8467-razvitie-melkoy-motoriki-ruk-graficheskogo-navyka-i-zritelno-motornoy-koordinacii.html
- Проблема почерка в современной школе / А.С.Сахно, В.А.Каплан, М.Е.Гориш [и др.]. - Текст: непосредственный // Юный ученый. - 2019. - № 6 (26). - С. 71-73. - URL: https://moluch.ru/young/archive/26/1574/
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/27/igry-i-uprazhneniya-dlya-otrabotki-graficheskih-navykov
- https://psyfactor.org/hist/galperin-2.htm
- https://1811.mskobr.ru/files/Doki/Gia/OGE/Инструкция
- https://zen.yandex.ru/media/mc45/5-pravil-laoczy-pomogaiuscih-ot-leni-pravila-pobeditelei-5d527f6cddfef600af0ebe54
- Очерки психофизиологии письма А.Р.ЛУРИЯ http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200204009
- статья - в продолжение начатой мною темы о мелкой моторике руки. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/06/05/svyaz-melkoy-motoriki-s-rechevymi-funktsiyami
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/09/23/uprazhneniya-po-metodike-rasskazhi-stihi-rukami
- elpaso-antibar.ru
- https://atom-krkam.edusite.ru/p370aa1.html