Применение личностно-ориентированных технологий на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: английский язык


Образованный, эрудированный, целеустремленный и воспитанный ученик сегодня - это залог успешного будущего нашей страны завтра.

В этом становлении ученику помогает педагог, который выступает дирижером, чьи решения и поступки напрямую влияют на раскрытие человеческого потенциала.
Глубоко осознавая возложенную ответственность за формирование образцовых граждан нашей гордой страны, я с энтузиазмом приняла на себя эту почетную роль. Понимаю, что каждый мой выбор, каждое слово и каждое действие оставляют отпечаток в душе юного ученика.

Мое призвание заключается в том, чтобы направлять, вдохновлять и пробуждать в детях жажду знаний. Создавая благоприятную среду для обучения, я стремлюсь раскрыть их врожденные таланты и привить им ценные качества, необходимые для становления выдающихся членов общества. Я верю, что каждый ребенок обладает уникальным даром, который, при правильно подобранных методах воспитания, может расцвести в яркую личность.

Преподавание не ограничивается просто передачей знаний. Оно расширяет мировоззрение, развивает критическое мышление и прививает сострадание. В качестве учителя я учу своих учеников не только учебным предметам, но и жизненным урокам - ответственности, уважению и стремлению к совершенству. Я твердо убеждена, что образование является мощным инструментом, который может вдохновить на положительные изменения и создать более справедливое и толерантное общество.

Одной из основных составляющих успешной профессиональной деятельности педагога является продуманная и комплексная разработка системы работы по предмету. Систематизированный подход позволяет учителю добиваться более высоких и качественных результатов обучения от своих учеников.

Начиная с начальных этапов обучения, ученики, следуя по четко спланированной системе, становятся более самостоятельными и организованными в учебном процессе. У них формируется готовность к непрерывному саморазвитию и обучению, развивается активная учебно-познавательная деятельность. В результате, ученики постепенно становятся все менее зависимыми от своего наставника.

Каждый учитель имеет возможность выбрать педагогическую технологию, которая наилучшим образом соответствует его индивидуальному стилю и целям обучения. Планомерное воплощение заранее спроектированного педагогического процесса и эффективное решение педагогических задач являются основой успешного образовательного взаимодействия.

Как преподаватель английского языка, я осознаю важность развития и воспитания у школьников понимания значимости иностранных языков в современном мире и потребности в их использовании как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

В своей работе я считаю наиболее эффективным применение личностно-ориентированных технологий, которые предоставляют возможность учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого ученика. Такой подход позволяет создать благоприятную среду для обучения, в которой ученики чувствуют себя комфортно и мотивированы к изучению английского языка.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр внимания уникальную целостную личность ученика, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей и открыта для восприятия нового опыта. Такие технологии предоставляют ученикам возможность осознанного и ответственного выбора в различных жизненных ситуациях.

Основные принципы личностно-ориентированных технологий соответствуют личностным результатам освоения школьной программы в соответствии с ФГОС. Для успешного формирования коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми разного возраста и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, учитель стремится:

  • Обеспечить развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей;
  • Предоставить каждому ученику возможность реализовать себя в учебной деятельности, поведении и т.д.;
  • Использовать средства и методы, которые позволяют ученику проявлять изобретательность в работе с учебным материалом;
  • Учитывать не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность интеллекта.

Личностно-ориентированный урок существенно отличается от традиционного подхода к обучению, в первую очередь, изменением типа взаимодействия между учителем и учеником. Педагог переходит от командного стиля к сотрудничеству, фокусируясь не столько на конечных результатах, сколько на процессе обучения ученика.

Ученик также меняет свою позицию: от пассивного исполнения к активному творчеству. Его мышление становится рефлексивным, то есть нацеленным на анализ и оценку результатов своей деятельности. В результате, характер отношений на уроке также претерпевает изменения, становясь более доверительными и продуктивными.

Так основными видами деятельности учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью можно назвать:

  • Создание благоприятной и мотивирующей учебной среды;
  • Ясное и последовательное представление учебных целей и задач;
  • Предоставление ученикам выбора и гибкости в выборе учебных материалов и методов;
  • Использование проблемно-ориентированных и творческих заданий;
  • Поощрение и поддержка самостоятельности и инициативы учеников;
  • Оценка ученического прогресса с акцентом на процесс обучения, рассуждения и самостоятельность;
  • Рефлексия и обсуждение с учениками их учебного опыта;
  • Индивидуализированная и обоснованная обратная связь;
  • Поддержка и руководство для эффективного выполнения домашних заданий.

Формы и методы учебной работы на уроках должны способствовать следующим целям:

  • Повышение заинтересованности учащихся учебным материалом;
  • Развитие творческих способностей учеников;
  • Активизация умственной деятельности школьников;
  • Развитие логического и критического мышления;
  • Формирование речевых умений и навыков;
  • Предоставление ученикам возможности проявить свою индивидуальность.

К наиболее эффективным формам учебной работы, способствующим формированию положительной мотивации, относятся нестандартные уроки. Это уникальный подход к преподаванию, который позволяет педагогу оживить учебный процесс, увлечь учеников творчеством и заинтересовать их даже обыденными темами. Разнообразие видов нестандартных уроков дает учителям возможность добиваться желаемых результатов.

1. Урок-игра

Одним из наиболее эффективных приемов обучения иностранным языкам является использование ролевых игр. Ролевые игры позволяют учащимся погрузиться в иноязычную среду и практиковать речевые навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.

Во время ролевых игр ученики:

  • Улучшают навыки говорения и восприятия речи на слух;
  • Развивают уверенность в использовании иностранного языка;
  • Расширяют словарный запас и грамматические знания;
  • Учатся взаимодействовать с другими людьми на иностранном языке;
  • Приобретают межкультурные компетенции.

2. Урок с использованием ИКТ

Моделирование учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий в современном образовании приобретает все большее значение. Использование цифровых технологий на уроках позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным, повысить мотивацию и вовлеченность учащихся, а также обеспечить индивидуализацию обучения.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка открывает перед учителями широкие возможности для развития речевых навыков учащихся, расширения их словарного запаса и повышения общей языковой компетенции. Использование цифровых ресурсов, таких как интерактивные учебники, видеоматериалы и онлайн-платформы, позволяет создать более разнообразную и увлекательную среду обучения.

3. Использование песен на уроках английского языка

Песня также является эффективным инструментом обучения английскому языку, так как она:

  • Повышает мотивацию учащихся за счет использования музыки и развлекательного содержания;
  • Способствует развитию навыков аудирования и произношения;
  • Расширяет словарный запас и грамматические знания;
  • Развивает культурную осведомленность, знакомя учащихся с англоязычной культурой;
  • Создает возможности для творчества и самовыражения.

4. Использование видеоматериалов на уроках английского языка

Эффективное использование видеофильмов на уроках английского языка предполагает:

  • Тщательный отбор видеоматериалов, соответствующих уровню подготовки и интересам учащихся;
  • Предварительную подготовку учащихся к просмотру видео, включая обсуждение лексики и грамматических структур;
  • Активное вовлечение учащихся в процесс просмотра с помощью вопросов, заданий и дискуссий;
  • Последующую работу с видеоматериалами, включая анализ содержания, обсуждение персонажей и сюжета, а также выполнение различных упражнений.

Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

5. Урок-экскурсия

В условиях расширения межкультурного взаимодействия изучение родной культуры становится неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку. Ученики должны получить возможность выступать в качестве экскурсоводов своего города, знакомить иностранных гостей с уникальными особенностями русской культуры.

Реализация принципа диалога культур предполагает использование материалов о родной стране, которые способствуют не только формированию представлений о собственной культуре, но и развитию навыков межкультурной коммуникации.

6. Урок-праздник

Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющие участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Таким образом, систематическое использование личностно-ориентированных технологий и нестандартных форм урока способствуют значительному повышению эффективности учебного процесса. Такой подход не только улучшает качество знаний учащихся и их успеваемость, но и формирует у них ценные навыки и умения, необходимые для дальнейшей успешной деятельности в современном мире.