Приемы рефлексивной деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа


Одной из главных целей современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Умение учиться, развитие познавательных интересов, готовность к обучению в основном звене зависят от способности ребёнка к рефлексивному контролю своей деятельности.

В работах многих отечественных авторов рефлексия рассматривается не только как компонент теоретического мышления, а как показатель сформированности учебной деятельности. Выпускник начальной школы- это обучающийся, в отличие от обучаемого, учащий себя с помощью взрослого. Такой ученик, встречаясь с учебной задачей или проблемой, способен:

  • фиксировать затруднение в учебной деятельности «Я смогу или не смогу решить эту задачу?»
  • выявлять причину затруднения «Каких знаний мне не хватает?»

Определив, «что я не знаю», ученик способен обратиться к учителю с запросом на определённую информацию или способ действия, а не с жалобой «я не понимаю, я не знаю, как решить эту задачу». Так у учащегося формируется представление о роли учителя или взрослого в учебной деятельности. Рефлексия, как способность определять границы собственных возможностей и устанавливать отношения ребёнка с самим собой, является главным механизмом такого поведения.

Рефлексия - это осознанность, размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. Рефлексия - это диалог внутри себя. Рефлексия - путь к саморазвитию.

Рефлексия приводит к тому, что ребёнок начинает адекватно использовать свои силы и возможности. Он ориентируется на себя и не сравнивает себя с другими. Это очень полезно для здоровой самооценки. И, конечно, регулярная рефлексия даёт возможность видеть свой результат.

4 главных вопроса в день, которые родителям необходимо задавать ребёнку.

Важно правильно задать вопрос (не задавать вопрос по типу «что тебе понравилось» потому что данная формулировка «мне» указывает не на обращение к себе, а на то, что для тебя сегодня сделали, кто тебя повеселил, кто расстроил) Рефлексирующий вопрос правильно звучит так:

  • что меня порадовало?
  • что меня расстроило?
  • что я буду делать иначе?

Важную роль в этом приеме играет взрослый, потому что ребенок учится, глядя на взрослого.

Можно добавить пункт с благодарностями «Кому я хочу сказать спасибо? За что?» Так можно сблизить семейные отношения и помочь ребенку развить свой эмоциональный интеллект. Когда ребенок говорит «все нормально» - это показатель того, что ребенок не умеет рефлексировать. Еще один способ, далекий от рефлексии - когда ребенок ищет похвалы: «посмотри, я правильно сделал?» Это говорит о неуверенности ребенка в себе, и тут можно задать обратный вопрос или проговорить то, что ребенок чувствует. Например, на такой вопрос можно ответить: «Я видела, как тебе нравилось то, что ты делал и как получал удовольствие от процесса». Таким образом, мы делаем упор на процессе, и ребенок может сосредоточиться на собственных эмоциях.

Приёмы рефлексивной деятельности.

  • Наклейки настроения;
  • Волшебная палочка. Ребёнок рисует на полях каждой страницы тетради вертикальный отрезок. На отрезке он рисует звездочку. Чем выше звёздочка, тем выше он оценивает свой труд. Таким образом, ребёнок сам оценивает своё осознание пройденного материала
  • Облачко. Ребёнок рисует облака и солнышко. Тут вариации - тёмная тучка, дождик, ясная погода, солнышко спряталось. Отличный способ оценить своё настроение или своё отношение к делу. С учащимися, которым трудно даётся рисование, все это можно делать, используя наклейки;
  • Мини-опросы: что я сделал хорошо/что могу лучше/что сделаю в след раз иначе/как я себя чувствую. Тут желательно, чтобы была системность. Тогда ребёнок привыкнет к такой саморефлексии и научится эффективно работать со своими успехами и неудачами.
  • Радуга настроения;
  • Рисунок или творческая работа на темы: "самое интересное событие дня", "самое весёлое событие", "сложный момент дня/недели" и тд;
  • Волшебная ваза. Ребёнок складывает в вазу камушки за свои успехи/ дела.
  • Самооценка - оценка себя, своих ресурсов и возможностей без ориентации на способности других. Способы, которые помогут детям начать себя оценивать и не ждать оценку от других:
  • «Пальма и кокосы» или «Ближе к солнцу» с критериями или показателями (например, в школе, дома, с учителем, или про свой уровень включенности в деятельность - скучно или интересно, сложно или просто, стараешься ты или нет.). Чем выше результат, тем выше кокос на пальме или ты ближе к солнышку. Эти приёмы помогают оценить ребенку себя самостоятельно. Например, ребенок может оценить насколько красива его работа. Может оценить трудность работы. Чем больше ребенок сам себя оценивает, тем больше он приходит к рефлексии, к развитию внутренней мотивации.