Адаптация - это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Начало изучения другого, незнакомого ранее языка - это сложный период для младшеклассников, который длится, в основном, первую четверть, но при неправильном процессе адаптации может затянуться на более долгое время, поэтому со стороны учителя эти дети требуют особого внимания. С понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению».
Первый адаптационный период ребенок проходит, когда впервые садится за парту в первом классе. Вся его жизнь меняется: в ней появляются само понятие «школа», расписание, учебная дисциплина, учителя. Причем ученик знакомится сразу с несколькими учителями: классным руководителем, учителями физкультуры, музыки, ИЗО, технологии. Кроме того занятия проходят не в одном, а в разных кабинетах.Таким образом, введение новой дисциплины, нового учителя, нового кабинета во втором классе не является для ученика чем-то новым, с чем он никогда не сталкивался.
Основная проблема при введении иностранного языка во втором классе (особенно это актуально для регионов, которые находятся на достаточном удалении от стран, где англоязычная среда является обычной для их жителей) - это то, что многие дети впервые сталкиваются с другим языком, с его устной и письменной формой. Этот момент является стрессовым для ученика, и может повлечь за собой формирование чувств страха и неуверенности и, как следствие, потерю мотивации к учению.
Адаптация учащихся на начальном этапе изучения иностранного языка-это важный процесс, который может существенно повлиять на дальнейшее обучение. Недавние первоклассники начинают изучать совершенно новый для них предмет, появляются новые буквы, звуки, слова и грамматические конструкции, что может вызвать трудности и стресс. На что следует обратить внимание учителю для помощи младшим школьникам в преодолении трудностей?
1. Эмоциональная поддержка
Второклассники часто испытывают страх перед чем-то новым и на первый взгляд более сложным и непривычным. Также у них сразу может возникнуть «языковой барьер» в общении на иностранном языке. Создание комфортной и поддерживающей атмосферы в классе помогает детям чувствовать себя уверенно и свободно.
2. Игровые методы обучения
Ребята находятся еще в том возрасте, когда игровой подход к обучению для них более знаком, понятен и комфортен, поэтому использование игр и задач помогает сделать уроки более интересными и увлекательными. Такой метод способствует лучшему усвоению материала и развивает коммуникативные навыки.
3. Индивидуальный подход
Каждый ребенок уникален, и важно учитывать их разные темпы обучения и освоения материала. Учителю нужно также принимать во внимание тот факт, что дети могут быть с особенностями развития, могут иметь логопедические трудности, что существенно сказывается на изучении иностранного языка. Следовательно, учителю нужно поддерживать детей с разными способностями, создавая для них индивидуальные задачи.
4. Регулярная практика
Стимулом к изучению иностранного языка может стать ежедневная практика в его употреблении и выработка стойкого осознания важности того, что ребенок изучает. Целесообразно поощрять детей использовать иностранный язык в повседневной жизни-обсуждения, песни, стихи и поделки на изучаемом языке. Это поможет улучшить произношение и углубить понимание языка.
В заключении хочу сказать, что успешная адаптация второклассников на уроках иностранного языка предполагает внимание к эмоциональному состоянию, активное использование игровых методов, а также предложение индивидуального подхода. Эти стратегии помогут детям не только овладеть языком, но и полюбить его, что станет важным шагом на пути их дальнейшего обучения.
Литература
- Винникова И.В. Игры на развитие психических процессов. Начальная школа - 2002 г.
- Выготский Л.С., Психология развития как феномен культуры. 1996г. - 256с.
- Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология Учебник. - М.: МГОПУ; АНОО НОУ, 1999г.
- Ганина Н. С. Игровые технологии на начальном этапе обучения - Альманах школы, 2007г. № 139
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М.: Наука. - 1975г.
- Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку - Спб.: КАРО, Мн. : Издательство «Четыре четверти», 2006г. - 192 с
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. - М.: Просвещение. - 1977г.
- Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопр. психол. 1982г. №2.
- Ратанова Т.А., Золотарева Л.Н., Шляхта Н.Ф.. Методы изучения и психодиагностика личности. - М.: МГОПУ.