Популяризация естественно-научного образования в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для человека, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественнонаучному знанию.

Для развития естественнонаучной грамотности в начальных классах можно использовать следующие технологии:

  • Технология проектной деятельности
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Технология оценивания учебных достижений
  • Технология продуктивного чтения
  • Технология проблемного обучения

Формы и методы, которые способствуют развитию естественнонаучной грамотности:

  • Групповая форма работы
  • Игровая форма работы
  • Творческие задания
  • Тестовые задания
  • Практическая работа
  • Ролевые и деловые игры
  • Исследовательская деятельность

Как сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка? В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных методов и приёмов обучения.

Большие возможности для этого представляет «Окружающий мир», так как является фундаментом для изучения таких естественных наук как: физика, химия, биология, география.

  1. Урок.
  2. Проектная и исследовательская деятельность
  3. Внеурочная работа, которая включает в себя:
    • классные часы, кружки;
    • акции, викторины;
    • волонтёрская деятельность
    • экскурсии.

Некоторые из приёмов, направленных на формирование естественно-научной грамотности.

Приём "Лови ошибку"

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.

Например,

- Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)

- Пауки - единственные насекомые, которые плетут паутину.(Пауки не являются насекомыми, т.к. у них 8 конечностей, они относятся к «паукообразным»

Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:

  • Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
  • В начальных классах лучше дать установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
  • Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
  • Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.

Прием «Инсерт»

Инсерт - используют при работе с текстом, с новой информацией.

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

  • V - я это знаю;
  • + - это новая информация для меня;
  • - - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
  • ? - это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

Например, на уроке окружающего мира, на стадии «Осмысления» дети ищут ответ на вопрос: Как ухаживать за комнатными растениями?

Самостоятельно читают статью в учебнике.

- Во время чтения текста они делают на полях пометки:

  • «V» - уже знал;
  • «+» - новое для меня;
  • «-» - думал иначе;
  • «?» - не понял, есть вопрос.

После прочтения, учитель задает вопросы: идет проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Данный прием можно применять и письменно, на листочках.

Данная работа может проводиться как индивидуально, так и в группе, в паре.

Прием требует от ученика внимательного прочтения текста.

Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст. Необходимо начинать с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» - «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом.

Прием «Бег ассоциаций»

Ассоциация (от средневекового латинского слова association - соединение) - это связь, возникающая при определенных условиях между объектами и явлениями окружающего нас мира.

Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать, как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали приходящие на ум ассоциации.

Например, загадали слово «солнце», записали ассоциации - круг, желтое, яркое, теплое, греет, свет, звезда, небо, блин и т.д.

И на последнем этапе работы можно сочинить, загадку, используя слова-ассоциации.

«Я желтый круг, как теплый блин, на небо помещен. В науке же зовусь - звезда. Вы догадались, кто же я?»

Приём «Слова - помощники»

- Восстановление текста по опорным словам. Текст вы видите на экране.

Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зеленым -..., белым - ... Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.

(Масштаб, глобусом, вода, ледники, слева, суша, картой, справа.)

Приём «Шесть шляп»

«Шесть шляп» - это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Алгоритм работы с приемом

  1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
  2. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Окружающий мир, 2 класс, «Разнообразие Животных».

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

- Предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа - факты.

- С помощью энциклопедий и атласа - определителя расскажи о животных только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа - позитивное мышление.

- Подумайте! Почему люди и растения не смогли бы жить на Земле без животных?

3 группа. Чёрная шляпа - проблема.

- Докажите: если бы на Земле не было животных, человек бы не смог жить.

Используйте материал учебника.

4 группа. Красная шляпа - эмоции.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут животные?

5 группа. Зелёная шляпа - творчество.

- Что бы вы сделали для того, чтобы на Земле с каждым годом становилось все больше редких животных?

6 группа. Синяя шляпа - философия.

- Обобщите высказывания других групп.

Приём «Исследование в форме наблюдения»

Проектная деятельность позволяет провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту. Провести наблюдения за погодой в течение 7-15 дней - утром и вечером. По данным своих наблюдений описать погоду.

План описания погоды:

  1. За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.
  2. Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха.
  3. Осадки, вид осадков и время выпадения.
  4. Облачность, распределение облачности по дням, ее изменения в течение суток.
  5. Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.

В основном выполняются проекты, представленные в учебнике Окружающего мира.

Проект «Моя малая родина», Исследование «Какие условия нужны для прорастания семян растений». Исследование свойств снега и льда.

Инструментом для достижения качества в развитии естественнонаучной грамотности обучающихся, будет:

Поэтапное введение в практику учебной деятельности на уроках предмета «Окружающий мир» и во внеурочную деятельность практико-ориентированных заданий разных уровней сложности, составленных учителем или измененных по содержанию (по формулировке и предполагаемым видам ожидаемой деятельности), представленных в учебнике, под задачи учителя.

Блоки практико-ориентированных заданий:

  1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
  2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
  3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач - жизненных ситуаций.

Использование вышеперечисленных приёмов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественно-научной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.