Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для человека, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественнонаучному знанию.
Для развития естественнонаучной грамотности в начальных классах можно использовать следующие технологии:
- Технология проектной деятельности
- Информационно-коммуникативные технологии
- Технология оценивания учебных достижений
- Технология продуктивного чтения
- Технология проблемного обучения
Формы и методы, которые способствуют развитию естественнонаучной грамотности:
- Групповая форма работы
- Игровая форма работы
- Творческие задания
- Тестовые задания
- Практическая работа
- Ролевые и деловые игры
- Исследовательская деятельность
Как сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка? В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных методов и приёмов обучения.
Большие возможности для этого представляет «Окружающий мир», так как является фундаментом для изучения таких естественных наук как: физика, химия, биология, география.
- Урок.
- Проектная и исследовательская деятельность
- Внеурочная работа, которая включает в себя:
- классные часы, кружки;
- акции, викторины;
- волонтёрская деятельность
- экскурсии.
Некоторые из приёмов, направленных на формирование естественно-научной грамотности.
Приём "Лови ошибку"
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.
Например,
- Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)
- Пауки - единственные насекомые, которые плетут паутину.(Пауки не являются насекомыми, т.к. у них 8 конечностей, они относятся к «паукообразным»
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:
- Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
- В начальных классах лучше дать установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
- Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
- Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
Прием «Инсерт»
Инсерт - используют при работе с текстом, с новой информацией.
Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
- V - я это знаю;
- + - это новая информация для меня;
- - - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
- ? - это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
Например, на уроке окружающего мира, на стадии «Осмысления» дети ищут ответ на вопрос: Как ухаживать за комнатными растениями?
Самостоятельно читают статью в учебнике.
- Во время чтения текста они делают на полях пометки:
- «V» - уже знал;
- «+» - новое для меня;
- «-» - думал иначе;
- «?» - не понял, есть вопрос.
После прочтения, учитель задает вопросы: идет проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Данный прием можно применять и письменно, на листочках.
Данная работа может проводиться как индивидуально, так и в группе, в паре.
Прием требует от ученика внимательного прочтения текста.
Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст. Необходимо начинать с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» - «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом.
Прием «Бег ассоциаций»
Ассоциация (от средневекового латинского слова association - соединение) - это связь, возникающая при определенных условиях между объектами и явлениями окружающего нас мира.
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать, как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали приходящие на ум ассоциации.
Например, загадали слово «солнце», записали ассоциации - круг, желтое, яркое, теплое, греет, свет, звезда, небо, блин и т.д.
И на последнем этапе работы можно сочинить, загадку, используя слова-ассоциации.
«Я желтый круг, как теплый блин, на небо помещен. В науке же зовусь - звезда. Вы догадались, кто же я?»
Приём «Слова - помощники»
- Восстановление текста по опорным словам. Текст вы видите на экране.
Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зеленым -..., белым - ... Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.
(Масштаб, глобусом, вода, ледники, слева, суша, картой, справа.)
Приём «Шесть шляп»
«Шесть шляп» - это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
Алгоритм работы с приемом
- Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
- Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Окружающий мир, 2 класс, «Разнообразие Животных».
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
- Предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа - факты.
- С помощью энциклопедий и атласа - определителя расскажи о животных только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа - позитивное мышление.
- Подумайте! Почему люди и растения не смогли бы жить на Земле без животных?
3 группа. Чёрная шляпа - проблема.
- Докажите: если бы на Земле не было животных, человек бы не смог жить.
Используйте материал учебника.
4 группа. Красная шляпа - эмоции.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут животные?
5 группа. Зелёная шляпа - творчество.
- Что бы вы сделали для того, чтобы на Земле с каждым годом становилось все больше редких животных?
6 группа. Синяя шляпа - философия.
- Обобщите высказывания других групп.
Приём «Исследование в форме наблюдения»
Проектная деятельность позволяет провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту. Провести наблюдения за погодой в течение 7-15 дней - утром и вечером. По данным своих наблюдений описать погоду.
План описания погоды:
- За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.
- Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха.
- Осадки, вид осадков и время выпадения.
- Облачность, распределение облачности по дням, ее изменения в течение суток.
- Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.
В основном выполняются проекты, представленные в учебнике Окружающего мира.
Проект «Моя малая родина», Исследование «Какие условия нужны для прорастания семян растений». Исследование свойств снега и льда.
Инструментом для достижения качества в развитии естественнонаучной грамотности обучающихся, будет:
Поэтапное введение в практику учебной деятельности на уроках предмета «Окружающий мир» и во внеурочную деятельность практико-ориентированных заданий разных уровней сложности, составленных учителем или измененных по содержанию (по формулировке и предполагаемым видам ожидаемой деятельности), представленных в учебнике, под задачи учителя.
Блоки практико-ориентированных заданий:
- Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
- Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
- Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач - жизненных ситуаций.
Использование вышеперечисленных приёмов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественно-научной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.