Особенности работы с учащимися дошкольного возраста в классе домры

Разделы: Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: домра


В настоящее время всё большее количество родителей стремиться обеспечить всестороннее развитие своим детям как можно раньше. Таким образом, возраст учащихся с традиционных для музыкальной школы 7-8 лет сократился до 4,5-5 лет. Процесс обучения детей 4,5-5 летнего возраста имеет свою специфику и требует особого подхода. Выбор методов обучения в данной возрастной группе теснейшим образом связан с возрастными психологическими особенностями. Попробуем проследить эту взаимосвязь. Возрастные особенности детей 4,5-5 лет:

- Эмоциональное, непосредственное восприятие мира, основной способ познания - игра

Исходя из этого, одним из методов работы с дошкольниками является игровой метод. Именно игровая форма подачи материала сделает процесс обучения интересным и увлекательным. В игре ученик меньше отвлекается, он полностью погружен в процесс. Учебный материал усваивается легко, как бы между делом.

- Лимит концентрации и внимания, рассеянность

Следует помнить о том, что дошколятам сложно удержать фокус внимания долго на одном предмете, на одной форме работы. Для сглаживания этой проблемы очень подходит метод смены деятельности. Поэтому одна деятельность на уроке должна сменять другую. Обязательно использование пятиминуток отдыха.

- Необходимость использования индивидуального подхода. Во время занятий следует учитывать индивидуальные особенности ученика (выносливость, темперамент), правильно дозировать нагрузку. Нет никакой необходимости всегда и обязательно строго придерживаться заранее продуманного плана занятия. Импровизация, реакция на конкретную ситуацию, на сегодняшнее состояние малыша, его настроение могут оказаться гораздо более действенными.

- Дошкольники нуждаются в помощи и поддержке родителей.

В работе с дошколятами необходимо вовлечение родителей в процесс обучения.

В данной статье хочу поделиться опытом работы с детьми дошкольного возраста и рассказать, как я использую все вышеперечисленные методы.

Планируя занятие с дошкольником, прежде всего, нужно иметь в виду метод смены деятельности. Поэтому, на каждый вид деятельности, запланированной педагогом, нужно выделить по 5-7 минут в зависимости от усидчивости и темперамента ребенка. Не следует сосредотачиваться на одном виде деятельности дольше, даже если что-то совсем не получается. Малыш устанет и расстроиться. Лучше переключить его внимание на другой вид деятельности, а к предыдущему вернуться в следующий раз. В своей практике использую следующую структуру занятия: упражнения на расслабление мышц и осанку, работа над посадкой, освоение нажима и игра по открытым струнам, упражнения с медиатором, изучение нот, работа с левой рукой, объяснение домашнего задания.

Использование упражнений. Вот дошкольник пришел на урок. Прежде всего, нужно сформировать рабочий настрой на занятие. Таким своеобразным ритуалом в моей практике является использование упражнений, которые с одной стороны помогают ученикам почувствовать свое тело, понять, что такое мышечное напряжение и расслабление, с другой стороны, помогают настроиться на занятия, включиться в обучающий процесс, кроме того, при возникновении утомления их можно использовать как пятиминутку отдыха. Имея в арсенале комплекс таких упражнений можно подбирать упражнения под индивидуальные потребности ребенка, реализуя индивидуальный подход.

Рассмотрим некоторые упражнения.

- «Качели». Ноги на ширине плеч. Корпус прямо. Плечи держим свободно. Педагог стоит лицом к ребенку, поддерживая его руки и перекладывая их тяжесть на свои руки. Затем педагог начинает постепенно раскачивать руки ребенка и в какой-то момент отпускает их. Руки должны свободно упасть и некоторое время раскачиваться по инерции. Цель - достичь свободного падения рук, без зажимов.

- «Балерина». Ноги на ширине плеч. Плечи держим свободно. На вдох - подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч.

- «Плечики танцуют». Совершаем круговые движения плечами в разные стороны, меняем скорость вращения.

- «Свободные кисти». Совершаем вращательные движения кистями рук, зажатыми в кулачки и затем вращательные движения ладонями.

Эти упражнения помогают снять лишнее напряжение, почувствовать «зажимы» и освобождаться от них. Снимать усталость в спине, плечевом поясе. Также эти упражнения можно использовать в качестве «пятиминутки отдыха».

Часто практикую пальчиковую гимнастику. Такие упражнения развивают мелкую моторику, укрепляют мышцы, повышают работоспособность. Дают отдых при смене деятельности. Или, если ребенок очень не усидчив, быстро утомляется можно выполнить несколько таких упражнений, отдохнуть и вернуться к предыдущей деятельности. Не буду подробно перечислять такие упражнения, они достаточно разнообразны. Чаще всего я занимаюсь по книге Т.А.Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» Изд. «Эксмо» 2007 г.

Посадка. Работая с дошкольниками над посадкой, и формированием исполнительского аппарата в целом, следует вспомнить о том, что игра у детей 4.5-5 лет является основным способом познания мира.

В книге Т.В.Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или я детский педагог» описана работа педагога над звукоизвлечением. «Рассказываю малышу, что у него где-то в спине озеро и вода стекает из этого озера по рукам: предплечьям, локоточкам, кистям в наши дома (ладошки) до самых кончиков пальцев, до подушечек. И эта вода дает стрункам напиться».[Т.Юдовина-Гальперина с.23]

Мне очень близок подобный подход и в своей практике я тоже использую подобные образы, рассказы, помогающие запомнить, освоить и закрепить базовые навыки посадки, постановки. Тем самым реализуя игровой метод.

Например: Правая рука в основной игровой позиции домриста - волшебный колодец, с крепким фундаментом и «ножкой», роль которой выполняет мизинчик правой руки. Нужно внимательно следить, чтобы фундамент не разрушился и «ножка» не упала, чтобы не пропала из колодца вода. Над колодцем мостик (большой палец), он крепкий, чтобы люди и сказочные звери всегда могли по нему пройти. Но мостик этот не закрывает колодец, чтобы птичка (сложенные пальцы педагога) всегда могла попить воды. Подобные рассказы придумываю и для левой руки.

Освоение игры медиатором. Особую сложность для детей дошкольного возраста, не обладающих достаточной координацией, представляет удержание медиатора. Для облегчения этой задачи я использую упражнения-игры с медиатором, которые позволяют укрепить мышцы, удерживающие медиатор, почувствовать оптимальные усилия для его удержания и так же подготавливают благодатную почву для дальнейшей работы над звуком.

  • «Круги»: правая рука в игровой позиции, медиатор расположен на пересечении 1 и 2 фаланги указательного пальца. Большим пальцем сдвигаем медиатор по кругу вправо.
  • «Лодочка» правая рука в игровой позиции, медиатор расположен на пересечении 1 и 2 фаланги указательного пальца. Большим пальцем сдвигаем медиатор вдоль указательного пальца, указательный палец постепенно распрямляется, затем возвращаемся в исходное положение.
  • «Паучек» правая рука в игровой позиции, медиатор расположен на пересечении 1 и 2 фаланги указательного пальца. Большим пальцем сдвигаем медиатор под средний палец. Затем большим пальцем возвращаем медиатор в исходное положение.
  • «Пистолет» правая рука в игровой позиции, медиатор расположен на пересечении 1 и 2 фаланги указательного пальца. Большим пальцем сдвигаем медиатор на средний палец, первый палец при этом выпрямляется. Возвращаемся в исходное положение.

Кроме того эти упражнения всегда можно использовать в качестве пятиминутного отдыха.

Изучение нот. Изучение нот у дошколят, конечно, должно проходить в игровой форме. Сейчас очень много уже готовых игр и пособий, помогающих изучить нотную грамоту. Можно такие пособия сделать самому. Я практикую различные игры с карточками, на которых написаны изучаемые ноты. Например: разложить ноты по порядку от «до» 1 октавы и выше, или наоборот, разложить ноты в нисходящем движении. Или к выбранной педагогом ноте добавить ту, которая расположена выше и т.д.

Интересным методом считаю знакомство с нотами не на нотоносце, а на руке ребенка (развернутая ладонь и есть нотоносец) Таким образом, очень наглядно продемонстрировать, что значит на линейке и между линейкой. Можно затеять игру назвать ноту на скорость и т.д.

В качестве заключения хочу добавить, что для всех учеников, а для малышей в особенности, очень важна благоприятная, доброжелательная атмосфера на занятии. Педагог должен быть тактичен и терпелив. Внимание к душевному состоянию ребенка - непременное условие работы с детьми. Только так малыш сможет раскрыться и проявить свои способности.

Список литературы

  1. Т.В.Юдовина-Гальперина «За роялем без слез, или я детский педагог» «Союз художников» 2002 г.
  2. Сугоняева Е.Э. «Музыкальные занятия с малышами» (методическое пособие для преподавателей ДМШ) Феникс 2002 г.
  3. Т.А.Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» Изд. «Эксмо» 2007 г.
  4. С.Ф.Лукин «Юный виртуоз» методическое пособие для трехструнной домры Москва 2017 г.