Методические рекомендации для кураторов и участников конкурса сочинений "Без срока давности «Тематические направления, жанровое своеобразие и критерии оценивания сочинений»"

Разделы: Патриотическое воспитание


Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» проводится в целях сохранения и увековечения памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в соответствии с тематикой проекта «Без срока давности», посвящённого сохранению исторической памяти о трагедии мирного населения СССР - жертв военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны.

Конкурсная работа должна стать реальным инструментом в формировании активной гражданской позиции, побудить к действиям, направленным на изучение и сохранение исторической памяти и исторического наследия, на недопущение фальсификаций и повышение степени личностного восприятия, соучастия и рефлексии обучающихся в отношении Великой Отечественной войны.

В 2023/24 году важным дополнительным акцентом конкурса является связь истории и современности, прежде всего в понимании неприемлемости нацистской и неонацистской идеологии во всех ее проявлениях.

В методических рекомендациях к конкурсным работах дается определение из уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 357) геноцид определяется как «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы»*.

________________

* Уголовный кодекс Российской Федерации.
Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_
10699/b21e235ab7f2ffdb9921d73f1d1828628780cf10/
(дата обращения 06.12.2022).

Учащимся, на наш взгляд, можно дать понятие геноцида, что вы видите на слайде, с указанием методов уничтожения.

Очень важно обратиться к сайту конкурса «Без срока давности», на котором в соответствующих разделах можно найти рекомендации для написания и оформления работ. Всем участникам (и детям, и учителям) нужно изучить материалы раздела: «Участнику», познакомиться с работами победителей и призеров прошлых лет. (6 слайд) В разделе «Участнику» можно найти рекомендации по тематическим направлениям, жанровому своеобразию, памятку по оформлению и написанию работ, перечень ресурсов для подготовки к сочинению.

В памятке для участника расписаны шаги успешного участия в конкурсе. Важно их отработать и с учащимися, и с педагогами-кураторами школьного этапа конкурса.

Советуем подробно рассмотреть особенности каждого тематического направления, которые вы видите на слайде. Эти особенности тоже есть в методических рекомендациях. Читаем их вместе с учащимися, акцентируем внимание на самом главном.

Например, тематическое направление «Архивные свидетельства о фактах преступлений нацистов против мирных жителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Сочинение в рамках данного направления - результат изучения архивных свидетельств о фактах преступлений нацистов против мирных жителей в годы Великой Отечественной войны, содержит признаки научно-исследовательской работы. Участники, выбравшие данное направление, руководствовались лишь рассказами родных без доказательной базы.

Особое внимание следует обратить на формулировку темы. Она должна отражать главную мысль конкурсного сочинения, соответствовать выбранному жанру его написания. Оригинальность формулировке темы может придать использование ярких коротких цитат из книг, кинофильмов, писем. Кроме того, тема должна отражать личную заинтересованность, эмоциональное сопереживание участника Конкурса рассматриваемым фактам.

На выбор жанра сочинения должны повлиять два основных обстоятельства: личные предпочтения обучающегося и целесообразное сочетание тематического направления, темы и жанра. О разнообразии жанров, их признаках и структуре можно узнать из презентации Левушкиной О.Н., д. пед. н., профессора МПГУ. А в памятке «Участнику» есть таблица сочетаемости тематического направления и жанров.

Важным шагом в работе является сбор информации в соответствии с выбранным тематическим направлением и жанром. При этом стоит обращаться только к проверенным сайтам или книгам. Если сочинение пишется по книге, кинофильму, следует ознакомиться с ним полностью, а не в пересказе, внимательно прослушать выбранное музыкальное произведение, а не ограничиваться отзывами о них.

Прежде чем приступить к написанию сочинения, следует внимательно изучить вместе с участниками критерии оценивания содержания, жанрового и языкового своеобразия, грамотности. По показателям первого критерия вместе с учащимися следует проанализировать содержание работы победителя на сайте и ответить на вопросы, предложенные на слайде, а также оценить жанровое и языковое своеобразие сочинения (найти признаки жанра, рассмотреть лексику и синтаксические конструкции).

Грамотность включает в себя соблюдение орфографических, пунктуационных, речевых и грамматических норм, которая оценивается в баллах от 0 до 3 в зависимости от количества ошибок.

Целесообразно познакомить участников с причинами, по которым работы могут быть не оценены членами жюри. В 2023-2024 году оказалось много работ, не допущенных для участия в конкурсе по причине несоответствия тематике и жанру конкурса.

Во многих работах были искажены тематические направления (не дописаны, заявлены несуществующие). Например, «Историческая память о геноциде», «Сохранение памяти о геноциде против русского народа в годы Великой Отечественной войны». Школьники не видят разницы между понятиями: жанр, тип речи. В графе «Жанр» мы увидели прозу, рассуждение или не находили признаков указанного жанра в работе. (Вместо заявленного эссе ребенок писал рассказ).

Были работы, в которых содержание не раскрывало заявленную тему, а заглавие повторяло название конкурса. В нескольких работах по направлению «Произведения литературы, музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства, отражающие трагедию и подвиг мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» вместо заявленного жанра можно было увидеть пересказ или краткий анализ. Очень много работ, отправленных в прошлом году на конкурс эссе «Наше поколение помнит», были заявлены на конкурс «Без срока давности», но не все они отражали тематику конкурса, а просто давали оценку фильму.

Если внести коррективы в работы, то можно их отправить на другие всероссийские конкурсы, чтобы участник получил оценку своего труда.

Подвести итог разрешите словами Сергея Кравцова: «Если мы забудем уроки истории, если забудем, какой ценой досталась Победа в Великой Отечественной войне, то это может привести к большим трагедиям. Важно, чтобы в исследовательской работе участвовали молодые люди, чтобы они имели доступ к архивным документам и фотографиям, изучали истории своих семей, понимали значимость и ценность единства нашей страны - особенно это актуально в Год семьи, объявленный Президентом России».