Педагог и основательница школы английского языка создала инновационный подход к обучению и увлекла им учителей из разных стран
Английский остается самым распространенным и изучаемым языком в мире. Среднестатистический возраст, в котором дети начинают заниматься английским, - 7 лет, а во многих странах это происходит уже в 4, и неизбежно возникает вопрос: как сделать процесс учебы комфортным и продуктивным для маленького ребенка? Ответ на него сформулировала в своей книге «Развитие коммуникативных способностей при обучении детей английскому языку: эффективные методики и материалы» Фатима Садаева - лингвист, педагог, переводчик, основательница языковой школы и международного экзаменационного центра. Она разработала уникальный подход к преподаванию, основанный на наиболее эффективных современных педагогических практиках. Методика уже внедрена в учебный процесс в школах Турции, Казахстана, Южной Кореи и показала впечатляющие результаты: преподаватели сообщают об улучшении показателей до 90%. Фатима Садаева убеждена, что в основе обучения детей должна лежать игра и проектный подход.
Альтернатива устаревшим методам
Традиционные методы преподавания иностранных языков, основанные на зазубривании слов, переводе текстов и выполнении стандартных упражнений, все еще широко распространены, несмотря на частую критику. Монотонность, отсутствие индивидуального подхода, нехватка речевой практики, пренебрежение современными технологиями - недостатки традиционного преподавания убивают мотивацию и делают обучение неэффективным, говорит Фатима Садаева, для ребенка все это значит - пытка и нелюбовь к интересному и полезному предмету. Чтобы избежать этого, важно учитывать когнитивные особенности развития детей, говорить педагог. Этот подход и современные принципы педагогики она использовала для создания своего оригинального метода обучения.
Свой подход к преподаванию английского Фатима Садаева разрабатывала и шлифовала около 20 лет. За это время она многого добилась как талантливый педагог и руководитель. Основала языковую школу дополнительного образования, которая первой в Чеченской Республике получила международную лицензию. Обучила по аккредитованной авторской программе учителей английского из 60 общеобразовательных школ региона. Проводила партнерские программы с такими авторитетными организациями, как AIESEC, Language.Prosveshcheniye, Cambridge University Press и Pearson. Привела свою школу к победе в конкурсе «100 лучших организаций дополнительного образования детей России» в рамках Всероссийского форума «Школа будущего».
Помимо управленческой работы, Фатима все это время лично обучала детей и взрослых английскому, вырабатывая собственные принципы преподавания. Свой авторский подход, описанный в книге «Развитие коммуникативных способностей при обучении детей английскому языку: эффективные методики и материалы», Фатима Садаева построила на основе личных разработок и современных мировых практик, доказавших свою результативность. Концепция Фатимы включает черты таких альтернативных методик, как игровое обучение, проектная методика, коммуникативный подход, обучение с применением мультимедиа.
"Изучение английского с использованием этих техник дает мощный эффект благодаря увлекательности, учету индивидуальных потребностей учеников, возможности применить знания на практике, адаптации к современным требованиям", - говорит Фатима.
Доказательством этих слов может служить тот факт, что десятки учеников Фатимы Садаевой успешно сдали экзамены с международными требованиями и поступили в университеты Англии, Канады, Турции.
Игра вместо зубрежки
Ключевая проблема традиционного подхода к обучению младшеклассников заключается в игнорировании особенностей когнитивного и эмоционального развития, говорит педагог. Для детей в этом возрасте характерно кратковременное внимание, они быстро устают и теряют интерес к обучению, если оно связано с однообразной деятельностью вроде заучивания. Учитывая это, Фатима Садаева предлагает использовать геймификацию как наиболее эффективный способ работы с младшеклассниками.
Благодаря играм, которые она практикует на собственных занятиях, обучение становится не только эффективным, но и радостным процессом. В игровой форме дети охотнее учат новые слова и грамматические конструкции, потому что обучение перестает восприниматься как обязанность, а становится увлекательным занятием. В книге Фатима Садаева подробно описывает множество игр разных типов - от языковых до координационных, которые педагоги могут предложить своим ученикам.
«Оригинальное обучающее пособие Ф.Ш.Садаевой служит ценным ресурсом для педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста, независимо от уровня подготовки ребенка. Благодаря грамотно разработанным урокам используемые техники и проекты вдохновляют учителей английского языка на творческий подход к преподаванию и создают для детей стимулирующую образовательную среду», - дает свою оценку книге кандидат педагогических наук, заместитель директора Колледжа МПГУ Н.Штильман.
За 21 год преподавательской карьеры Фатима Садаева обучила более 2700 детей и взрослых, еще 39 000 человек можно назвать ее онлайн-учениками - столько подписчиков у Фатимы в одной из популярных в мире социальных сетей.
Проектный подход
Для ребенка, который начинает осознавать свою роль в мире, заучивание лексики и грамматики - китов, на которых стоит традиционное обучение иностранному языку, малоэффективно, поскольку не несет в себе мотивации. Чтобы мотивировать младшеклассника, необходимо сделать процесс обучения эмоциональным и придать ему значимость. На этом строится еще одна уникальная черта методики Фатимы Садаевой, которую она использует сама и предлагает активнее внедрять в практику учителей и родителей, - проектный подход.
Это обучение детей языку через выполнение проектов, связанных с реальными жизненными ситуациями. Со своими учениками Фатима практикует такие формы работы, как опросы, создание коллажей, составление генеалогического древа или постановка мини-спектакля на английском.
Эффективность такого метода преподавания объясняется его практической направленностью: видя результат своей работы, дети осознают, что изучение языка имеет смысл, так как помогает выполнять интересные и нужные задачи. Другая важная черта проектного подхода - возможность индивидуализации обучения: проекты можно адаптировать к интересам конкретного ученика, это позволяет закрепить эмоциональную связь с материалом.
Фатима Садаева не просто использует свою методику в личной практике, но и активно распространяет ее среди коллег. В своей книге, опубликованной в 2023 году в московском издательстве «Перо», она подробно описала ключевые принципы собственного подхода, дополнив их приложением со множеством практических заданий. Отдельным аспектам своего подхода Фатима также посвятила монографию «Эффективность и многообразие: исследование методов изучения английского языка» (2023 год) и публикации в научных журналах «Мир науки, культуры, образования», «Universum: психология и образование», «Вестник науки», «Актуальные исследования», «Молодой ученый».
С докладами, посвященными методике, Фатима Садаева регулярно выступает на языковых конференциях в разных странах, что позволило ей собрать вокруг себя международное комьюнити коллег. Высокая оценка и интерес к методике со стороны учителей английского языка запустили естественный процесс ее распространения в разных регионах. Подход Фатимы Садаевой уже внедрен в преподавание английского языка в школах России, Турции, Казахстана, Южной Кореи.
«Если в нашей стране такую небывалую востребованность и распространение пособия по изучению английского языка под авторством лингвиста и опытного преподавателя можно объяснить тем, что из России ушли многие иностранные образовательные компании, то интерес к методике Фатимы Садаевой за пределами нашей страны доказывает ее эффективность и оригинальность», - считает кандидат педагогических наук, доцент Департамента английского языка и ПК Финансового университета при Правительстве РФ Л.Берберова.
Результаты внедрения, озвученные в конце учебного года, говорят сами за себя. Например, экзамены в международных языковых школах Казахстана, где в течение учебного года обучали по методике Фатимы Садаевой, продемонстрировали улучшение показателей до 90%. При этом проверялись все четыре языковых навыка: чтение, письмо, аудирование и говорение. А школы в Южной Корее, где тестирование также показало улучшение оценок, намерены ввести методику в официальную программу обучения английскому.
В других школах, где применялась методика Фатимы Садаевой, преподаватели также отмечают позитивные результаты. Возрос интерес к изучению языка, что говорит об усилении мотивации. Улучшилась успеваемость детей по другим предметам - правильная работа с методикой дает и такой приятный побочный эффект. Наконец, методика облегчает работу учителей, поскольку предлагает готовый практический материал для уроков - и, что самое главное, позволяет обучаться с удовольствием детям.
«Уникальное авторское учебное пособие Фатимы Садаевой получило такой широкий резонанс и международный запрос на внедрение благодаря грамотной подаче теории языка и разработанной оригинальной методике преподавания языка, - так оценивает книгу доктор филологических наук, декан факультета иностранных языков Томского государственного университета О. Нагель. - Пособие представляет собой не только руководство по обучению английскому языку детей младшего возраста, но и выделяется своим инновационным подходом к образованию в целом. Книга стимулирует педагогов применять творческий подход и поощряет детей активно участвовать в процессе обучения, создавая прочные основы для дальнейшего языкового развития и успешного вхождения в мировое образовательное сообщество».