Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Методы и алгоритмы решения олимпиадных задач»

Разделы: Математика, Информатика, Внеклассная работа, Дополнительное образование

Классы: 5, 6


Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования направлена на развитие интереса к естественным наукам, развитию кругозора, творческих способностей обучающихся, привитию навыков самостоятельной работы, установление связи знаний с ситуациями из повседневной жизни, знакомство с методами и алгоритмами решения задач.

При реализации данной программы используются задания с практическим содержанием. Чтобы выполнить задания, обучающийся должен не только и не столько знать программный материал, сколько уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономерности, уметь воображать, фантазировать.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Методы и алгоритмы решения олимпиадных задач» имеет естественно-научную направленность.

Программа ориентирована на обеспечение понимания обучающимися материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.

Программа способствует развитию логического мышления обучающихся, способствует повышению познавательной активности обучающихся, развитию самостоятельного освоения знаний, проведению самостоятельного поиска решения поставленной проблемы, поиска необходимой и полезной информации.

Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 ").
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
  • Образовательная программа МАОУДО Центр «Диалог»; ✓ Учебный план МАОУДО Центр «Диалог».

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она позволяет обучающимся ознакомиться со многими вопросами естественных наук, развивает умение логически мыслить, делать выводы, обобщения, знакомит с различными методами и алгоритмами решения задач. Создание условий для повышения мотивации к обучению математике.

Цель программы: развитие мышления и исследовательских умений обучающихся.

Задачи:

Обучающие:

  • развить мыслительные навыки в самом их широком понимании (умение думать, размышлять, анализировать, искать аналогии);
  • познакомить с основными способами моделирования учебных задач;
  • овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности;
  • учить грамотной речи, умению обобщать и делать выводы;
  • изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
  • вызвать интерес к изучению естественных наук у обучающихся;
  • показать широту применения естественных наук в жизни; Развивающие:
  • повысить интерес к естественным наукам;
  • развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
  • развивать эмоциональную отзывчивость
  • развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

Воспитательные:

  • воспитать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
  • воспитать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
  • формировать мировоззрение обучающихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
  • развить пространственное воображение;
  • формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
  • воспитать трудолюбие;
  • формировать систему нравственных межличностных отношений;
  • формировать доброе отношение друг к другу.

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является то, что она содержит материал занимательного и практического характера, позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами естественных наук. Решение задач способствует развитию логического мышления, мыслительных операций и интеллектуальному развитию. Большое внимание уделяется развитию у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие и практические задачи. Данная программа позволяет подготовить обучающихся к участию в дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Адресат программы

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в робототехнику» ориентирована на разновозрастную группу для обучающихся 11-12 лет.

При составлении программы учитывались возрастные особенности детей - переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, одним из труднейших периодов школьного обучения.

Период 11-12 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности обучающихся.

Так как ведущей деятельностью обучающихся данного возраста является общение, то наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.

Объем и срок освоения программы

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Методы и алгоритмы решения олимпиадных задач» - 72 часа (1 год).

Форма обучения: очная с элементами дистанционного обучения.

Дистанционная форма обучения возможна в разделах программы при закреплении тем, а также для получения дополнительного информационного и практического материала по пройденным темам и может включать: презентации, справочники, задания, практические работы, тесты. Также дистанционная форма предполагает организацию материала с целью реализации уровневой дифференциации. Для дистанционной формы обучения используется собственный сайт Центра "Диалог" https://moodle.dialog-el.ru/, на котором выложен дистанционный дополнительный материал по программе, а также предусмотрена обратная связь с детьми: тесты, консультации, отправка работ детьми на проверку, проверка работ педагогом и отправка замечаний с последующей корректировкой детьми и повторной отправкой работ.

Планируемые результаты:

В результате обучения обучающиеся должны:

знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • знать особенности методики решения задач различного типа;
  • приемы исследовательской деятельности и ее применения для решения задач в различных областях.

уметь:

  • определять тип задачи, находить наиболее рациональные способы решения задач;
  • применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
  • использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики;
  • анализировать текст задачи;
  • решать задачи повышенной трудности (олимпиадные);

Формы аттестации обучающихся

Аттестация обучающихся производится в соответствии с «Положением об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУДО Центре «Диалог». Основной формой аттестации считается зачет-незачет по общеобразовательной общеразвивающей программе, который складывается из следующих составляющих:

  • самостоятельная работа,
  • анкетирование,
  • практические задания,
  • работа в группах,
  • индивидуальные занятия,
  • участие в мероприятиях.

Материально-техническая оснащенность программы

  • учебный кабинет для проведения занятий, оборудованный мультимедийным оборудованием, проекционной техникой;
  • Иллюстративный и информационный видеоматериал для лекционной формы занятий.
  • Слайд-фильмы для семинарской формы занятий.
  • Плакаты и иллюстрации технических конструкций и решений.
  • Конференц-зал - 1 шт. персональный компьютер Pentium CPU 8gb RAM 128Fb SSD, 1 шт. интерактивный дисплей 85" с поддержкой сенсорного ввода.
  • Компьютерный класс №1 -10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 24" Monitor.
  • Компьютерный класс №2 - 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 19" Monitor
  • Компьютерный класс №3 - 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 19" Monitor

Для занятий по программе необходим высокоскоростной Интернет для участия обучающихся в дистанционных конкурсах различного уровня, а также для доступа к дистанционным образовательным ресурсам.

Программная поддержка:

  • операционная система Microsoft Windows;
  • редакторы векторной и растровой графики;
  • пакет офисных программ Microsoft Office;
  • дистанционные образовательные ресурсы, в т.ч.:
    • Кодвардсcodewards.ru/ - «Кодвардс» - платформа по обучению детей программированию в игровой форме.
    • https://xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/ - «Урок цифры» - всероссийский образовательный проект в сфере цифровой экономики.
    • https://xn----7sbikand4bbyfwe.xn--p1ai/ - «Изучи интернет – управляй им» – образовательный интерактивный проект.
    • https://videouroki.net/ - «Видеоуроки в интернет» — образовательная онлайн-платформа.
    • http://xn--d1abkefqip0a2f.xn--d1acj3b/ - «Единыйурок.дети» - образовательный портал

Кадровое обеспечение

Реализовывать данную общеобразовательную общеразвивающую программу может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы, владеющий компетенциями, необходимыми для организации проектной деятельности обучающихся, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.

  1. Приложение 1
  2. Приложение 2
  3. Приложение 3

Список литературы для педагога

  1. Амелькин В.В. Геометрия на плоскости: Теория, задачи, решения: Учеб.пособие по математике/ В.В.Амелькин, В.Л.Рабцевич, В.Л.Тимохович. – Мн.: ООО «Асар», 2003. – 592 с.: ил.
  2. Балаян Э.Н. 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике/ Э.Н.Балаян. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 364, [1]с.: ил. – (Библиотека учителя).
  3. Блинков А.Д., Блинков Ю.А. Геометрические задачи на построение – 2-е изд., стереот. - М.: МЦНМО, 2012.- 152 с.: ил.
  4. Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.
  5. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2002.–.120 с.: ил. серия: «Секреты преподавания математики».
  6. Жалпанова Л.Ж. Геометрия за 24 часа/ Л.Ж.Жалпанова, О.А.Калинина, Г.Н.Мальянц. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 303, [1] с. – (Абитуриент).
  7. Крамор В.С. Задачи на составление уравнений и методы их решения /В.С.Крамор. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009. — 256 с.: ил. — (Школьный курс математики).
  8. Никулин А.В. И др. Планиметрия. Геометрия на плоскости: Уч. пос. / Под общ. Ред. Ю.С.Татаренко. – Висагинас: Альфа, 1998. – 592 с. – (Библиотека школьника).
  9. Петраков И.С. Математика для любознательных: книга для учащихся 8-11 классов. М.: Просвещение, 2000.
  10. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрические задачи с практическим содержанием. —М.: МЦНМО, 2015. – 2-е из., доп. – 216 с.
  11. Фридман Д.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред, шк,— 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989.— 192 с: ил.

Список литературы для обучающихся и родителей

  1. Жалпанова Л.Ж. Геометрия за 24 часа/ Л.Ж.Жалпанова, О.А.Калинина, Г.Н.Мальянц. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 303, [1] с. – (Абитуриент)
  2. Петраков И.С. Математика для любознательных: книга для учащихся 8-11 классов. М.: Просвещение, 2000.
  3. Фридман Д.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред, шк, — 3-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 1989.— 192 с: ил.

Интернет-ресурсы

  1. www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
  2. www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ
  3. www.school.eddo.ru – «Российское школьное образование»
  4. www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России
  5. Zagadochki.ru