Методическое пособие "Адаптация юношей к кадетскому корпусу"

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: кадетское училище, кадеты


РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ ПОДРОСТКОМ (памятка воспитателям)

Подростковый возраст начинается в 11-12 лет и тянется до 15-16 лет. Пик приходится на 13-14 лет. Это переломный момент для ребенка и всего его окружения: ребенок начинает превращаться во взрослого, но еще им не стал (хотя часто себя таким уже ощущает и хочет им казаться). В этот период очень важно не допускать грубых ошибок в воспитании и общении с ребенком, необходимо учитывать главные особенности переходного возраста.

Особенности и трудности переходного периода:

  • тело и нервная система начинают усиленно меняться, перестраиваться, что чревато перепадами в настроении, головными болями, сбоями в работе мочеполовой, сердечно-сосудистой и пищеварительной системы;
  • половое созревание, ПОВЫШЕННЫЙ интерес к противоположному полу;
  • появляются новые черты характера, максимализм, желание отстоять свое мнение, свободу, интересы, стремление быть самостоятельным;
  • стремление к дружбе, коллективу; учеба уходит на второй план, а на первый выходит именно ОБЩЕНИЕ;
  • сильное влияние общественной оценки, сверстников, ДРУЗЕЙ;
  • очень большое беспокойство по поводу своей внешности;
  • часто бывает заниженная (или чересчур завышенная) самооценка, неуверенность в себе вплоть до ненависти;
  • закрытость от родителей по поводу своих переживаний, страхов;
  • огромная потребность в признании, любви и внимании к себе (это может носить очень болезненный характер, хотя ребенок молчит);
  • повышенная чувствительность к критике и замечаниям СВЕРСТНИКОВ (в первую очередь) и взрослых;
  • часто появляются и закрепляются именно взрослые черты: настойчивость, амбиции, цели в жизни, умение и стремление справиться с трудностями;
  • могут появиться мысли о суициде и об уходе из дома, если с какими-то трудностями ребенок справиться не может.

Рекомендации воспитателям:

  1. Проявляйте к ребенку больше любви, внимания и заботы, обнимайте его. Чем больше тепла он получит ДОМА, тем меньше его захочется искать на улице, в компаниях, от чужих людей.
  2. Разговаривайте о том, что вас волнует, не бойтесь начинать разговор, если видите, что ребенка что-то волнует. Обсуждайте вопросы и темы, которые крутятся по телевизору, в интернете, школе. Дети часто стесняются спрашивать, но постоянно могут думать о том, что услышали, увидели где-то.
  3. Критикуйте с ЛЮБОВЬЮ, никогда не унижая и не вешая ярлыки. Просто спокойно говорите, что не так, что вас не устраивает и СРАЗУ пытайтесь найти выход из ситуации, способ решения проблемы. И прежде спросите себя: а правы ли вы сами?
  4. Больше доверяйте, но проверяйте (дети часто умалчивают и делают по-своему, если родители против).
  5. В разговоре с ребенком нужно больше говорить о своих ЧУВСТВАХ и переживаниях, а не просто читать нотации и требовать что-то ("Я переживаю за тебя, когда ты долго гуляешь" - вместо "Чтоб в 10 вечера был дома!!!")
  6. Подбадривайте, искренне интересуйте делами ребенка, но "не лезьте в душу" (излишнее навязчивое внимание может оттолкнуть ребенка).
  7. Помните, что именно своим образом жизни, поведением вы показываете ребенку КАК ЖИТЬ, даже если твердите ему обратное. Счастливые, здоровые родители - самый сильный стимул к тому, чтобы ребенок стал стремиться быть таким же.
  8. Воспринимайте ребенка как ВЗРОСЛОГО, не позволяйте себе слепого доминирования над ним и подавления. Но и не "прогибайтесь" под ребенка. Это никогда не приведет к успеху.
  9. Раскрывайте в ребенке его скрытые способности и таланты, толкайте его к тому, чтобы он стремился быть смелым, ответственным, разумным. Опирайтесь на ЛУЧШЕЕ, что в нем есть, превращая минусы в плюсы.
  10. И самое главное, прислушивайтесь к своему СЕРДЦУ, которое всегда укажет и подскажет, как быть, что сказать, где промолчать, что делать. Все получится!

Возраст

12-15 лет

Класс

7-8 класс

Особенности возрастного периода

Возрастной перелом (кризис)

Социально-педагогическая ситуация

Стабильная

Основные задачи развития

Самоидентификация, нахождение Себя в Мире, развитое чувство самоуважения и самопринятия. Развитая способность к целеполаганию в учебной и других видах собственной деятельности. Развитие мыслительных способностей до уровня формальных операций (хотя бы в стадии их становления)

Перспективные задачи развития

Определение места своего Я в более широкой системе социальных связей и отношений, начало профессионального самоопределения

Проблемы, связанные с возможными отклонениями

Весь спектр эмоционально-личностных нарушений, связанных с потерей чувства идентичности, депривацией потребности в признании, принятии интимно-личностном общении. Потеря интереса к учебной деятельности. Фиксация на психосексуальных проблемах.

Проблемы, связанные с возможным регрессом

Возможно «застревание» на предыдущей стадии интеллектуального развития: отсутствие навыков логической переработки учебной и прочей информации, несформированность способности к формальным мыслительным операциям. Регресс к предыдущим стадиям психосексуального развития

Направления работы

Профилактика отклонений

Работа с ребенком

Диагностика эмоционально-личностного развития. Консультирование по проблемам саморазвития, самоконтроля, общения, при необходимости - психотерапевтическая работа

Работа с социально-педагогической ситуацией

Создание социально-педагогических условий для полноценного общения школьников в учебных и внеучебных ситуациях. Создание в рамках учебного процесса возможностей для удовлетворения новых психологических потребностей школьников: в самопознании, общении, нравственной оценке собственного поведения и действий других людей и т.д. Консультирование педагогов и родителей по вопросам общения с подростками. Семейное консультирование.

Коррекция случаев ребенка

Работа с ребенком

Диагностика уровня сформированности логического мышление. Психотерапевтическая работа, консультирование по психосексуальным проблемам.

Работа с социально-педагогической ситуацией

Создание учебной среды, способствующей развитию мышления, прежде всего - становлению формальных операций. Семейное консультирование, консультирование и просвещение родителей по проблемам психосексуального развития подростков.

Развитие возрастных возможностей

Работа с ребенком

Обучение навыкам самопознания и саморегуляции, общения, самораскрытия и принятия других людей в процессе общения. Начало профориентационной работы. Расширение социального опыта. Развитие интереса к собственной интеллектуальной деятельности и ее процесс - анализу, поиску наиболее оптимальных форм организации своей учебной деятельности.

Работа с социально- педагогической ситуацией

Создание условий для изменения социального статуса старшеклассников в школе: делегирование ответственности, наделение определенными правами. Построение учебного процесса, способствующего развитию интереса школьников к исследовательской деятельности, логической переработке информации. Развитие учебной самостоятельности школьников в вопросах целеполагания и планирования учебной деятельности

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДНЫХ

Обычно различают 4 группы:

  1. Группа, которая включает ребят с отклонением в эмоционально-волевой сфере. Они действуют под влиянием первого сигнала, который пришел в кору головного мозга (Я так хочу!). (нужна помощь психоневролога)
  2. Трудность, которая возникает на неверные формы воздействия, например: нетактичность учителя, или ребенок болел, а к нему невнимательно отнеслись.
  3. Пробелы в этических и нравственных представлениях - это группа педагогически запущенных детей. Они сознают свои недостатки, но им не хватает воли они требуют контроля со стороны учителя и родителя.
  4. Группа с искаженным представлениями. Не принимают замечаний. Либо они равнодушны к ним, либо ведут себя вызывающе. Ребенок уверен в своей правоте. Все свое неприглядное поведение он оправдывает. Это и приводит к сопротивлению педагогическим воздействиям. Неудачу он ищет в других.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМИ»

  1. Индивидуальная помощь.
    Не дает эффекта, если прикрепить одноклассника. Помощь психологически не оправдана. Хороша помощь старшеклассников.
  2. Нужно найти референтную группу.
  3. Изменить оценку и самооценку. Включить в оценки нравственную оценку.
  4. Для общения с трудными, нужно проявлять интерес к его интересу.

АЛГОРИТМ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА

  1. Не навязывать свою точку зрения.
  2. Искать поводы и ситуации для разговора
  3. Разговор должен быть ровным и сдержанным.
  4. Не замечать агрессивного выпада, но и не заигрывать.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧУВСТВУЕТ, ЧТО ЕМУ ДОВЕРЯЮТ, ТО РАЗГОВОР БУДЕТ ПО ДУШАМ. НУЖНО СНЯТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР, КОТОРЫЙ ВОЗНИК В ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ТРУДНЫХ

  1. Страх
  2. Озлобленность
  3. Неудовлетворенность
  4. Недоверие
  5. Одиночество
  6. Враждебность
  7. Равнодушие.

ЭТО НЕ ПРИРОДНЫЕ ЧЕРТЫ, ОНИ СФОРМИРОВАЛИСЬ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВНЕШНЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТЕМПЕРАМЕНТАМИ В ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ

ХОЛЕРИЧЕСКИЙ

Первый половой сдвиг:
Мальчики: 7-12 лет

Второй половой сдвиг:
Мальчики: 13-16 лет

Чаще чем представители других типов обращаются к упрямству. Подвержены аффектам. Не проявляют склонность к уединению, всегда есть ближайший друг . бравируют недостатками, ведут себя агрессивно во время конфликтов. Подвержены смысловому барьеру (разумные слова взрослых не доходят, он не воспринимает добро), далеки от внушаемости (внушаемость умеренная)

Гормоны поступают в кровь: эмоции, крик обретают эмоциональную травмированность (Вы на меня не кричите!). бравирует недостатками, не выносит состояние бездеятельности. Плохо уживаются с меланхоликами, с представителями своего типа. Часто ведет себя угрожающе, если пытаются подавить его независимость. Упрямство (особенно у девочек)

МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ

Нередко упрямы, и упрямство устойчивое. Подвержены аффектам только в состоянии утомления. Обидчивы, настойчивы в предъявлении притязаний. Располагают устойчивой самооценкой, предпочитают главенствовать, но скрывают это.

Не в меру эмоционально ранимы, склонны к самоанализу, с трудом заводят знакомства. Выступают в роли лидера, если группируются с флегматиком.

САНГВИНИКИ

Не прибегают к стойкому упрямству, но часто выступают орудием чужой воли. Не самолюбивы, руководствуются своими желаниями, аффектам не подвержены, склонны переоценивать себя. Во внешних конфликтах принимают участие, легко внушаемы, хвастливы, охотно играют в классе роль школьного шута. Если верховодит, то не скрывает своих притязаний.

Меняются социальные связи, не терпят психологического одиночества (всегда есть друг). Быстрее адаптируется, дружит с представителями всех темпераментов, кроме своего. Изредка, вопреки своему желанию играют роль классного шута.
Группируется при лидере холерике с флегматиками. Если лидер меланхолик- тоже с флегматиками.

ФЛЕГМАТИКИ

Легко дисциплинируются, отличаются выдержкой, склонны к уединению. Равнодушны к своим недостаткам, пассивны, отвергают роль классного шута.

Начинается бурное половое созревание, бравирует недостатками, приемлет запреты, в меру самолюбив, в меру самокритичен.
Группируется при лидере холерике с сангвиниками и неопределенными (смешанный тип). При лидере сангвинике - с меланхоликами и неопределенными. Если лидера вообще нет, то флегматик группируется с сангвиниками и меланхоликами.

Для осуществления педагогической профилактики поведения трудного подростка рекомендуется:

  • Найти сильные стороны, качества подростка, опираться на них в процессе воспитания.
  • Не оставлять без похвалы любое положительное проявление подростка.
  • Стараться не сравнивать ученика с другими, особенно если это сравнение не в его пользу.
  • Говорить с учащимися тактично, избегать резких выражений. В общении с подростками не должен присутствовать уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний.
  • Контролировать свои эмоции, сдерживать гнев или негодование.
  • Не позволять себе оскорбить учащегося. Исключить угрозы и шантаж.
  • Выказывать отношение только к поступкам, а не к личности учащегося (не «ты грубиян», а «ты проявил грубость»).
  • Найти повод похвалить ребенка, особенно спустя некоторое время после наказания. Он убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
  • Чаще давать понять подростку, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
  • Концентрировать внимание подростка на уже достигнутых в прошлом успехах и вселять в него веру в будущие успехи.
  • Показать подростку, что он вам небезразличен, что его поступки и личностные качества замечают, что позитивные изменения радуют, а срывы огорчают.
  • Предоставлять возможность высказать свое мнение, предложить пути выхода из ситуации.
  • Действовать терпеливо и последовательно, поскольку в данной работе не может быть быстрых положительных результатов.

Целесообразно использовать следующие группы педагогических приемов:

  • Проявление доброты, внимания, заботы. Сочувствие.
  • Просьба.
  • Поощрение в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия.
  • «Авансирование личности» - предоставление определенного блага, высказывание положительного мнения о подростке, даже если он этого еще пока не заслужил в полной мере. Аванс побуждает к проявлению лучших качеств.
  • Дать понять подростку, что неблаговидный поступок - досадное недоразумение, случайность и больше не повториться, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт.
  • Прощение подростка в конкретной ситуации, которая всегда есть только следствие, а не причина осложненного поведения.

В целях усиления положительного влияния на подростков через коллектив используются следующие приемы:

  • прием доверия - подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
  • прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу - поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
  • прием поддержки коллективистских проявлений - поощрение и одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательных отношений к нему окружающих;
  • прием недоверия - коллектив высказывает сомнения в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
  • прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
  • прием побуждения подростка к объективной оценке своего поступка;
  • прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности, где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

Социально-педагогическая программа адаптации мальчиков подросткового возраста

Проведение профилактических занятий по адаптации.

Цель: способствовать адаптации кадет в социуме.

Задачи: создание доброжелательной атмосферы, снижение уровня тревожности, организация взаимодействия в группе, предоставление возможности подросткам узнать каждого в глазах других.

Занятие 1. «Времена года»

Оборудование: мяч, бейджики, фломастеры, карандаши, ручки, бумага, оформленные на ватмане «Правила работы в группе», ватман, листы бумаги А4.

Ход занятия

Упражнение «Круг»

В начале занятия просим всех сесть в круг.

Комментарии: надо отметить, что эта простая фигура получается с первого раза далеко не всегда. Иногда такой круг умудряется иметь даже углы. Тогда просим всех сесть так, чтобы каждому было видно каждого.

Кадеты усаживаются, и психолог задает вопрос всем участникам: «А что вы понимаете под словом тренинг?» Тренинг это не урок и не лекция, это игра цель которой - дать самому себе (и всем другим тоже) шанс узнать получше других, то есть «себя показать и других посмотреть». А каждая игра нуждается в правилах. Психолог называет правила, которые оформлены на ватмане, «расшифровывая» смысл каждого кратко.

Правила работы в группе:

  1. Называть друг друга по имени, обозначенном на «визитке».
  2. Один говорит - все слушают.
  3. Активно участвовать в происходящем.
  4. Право на личное мнение.
  5. Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас - по ходу общения в группе.
  6. Работать «от» и «до».

После того как участники познакомились с правила можно спросить, нет ли еще каких-нибудь правил, которые нужны именно для их группы.

Психологическое занятие (игра) «Времена года».

Группа делится на четыре подгруппы - по временам года, когда кадеты родились. Каждая группа занимает свой стол. На столе лежат фломастеры, карандаши, бумага, шаблоны для визиток и булавки. Всем подгруппам предлагается общее задание:

  • подготовить визитки, на которых каждому участнику понравившимся цветом написать имя, которым он хотел бы, чтобы его называли в группе;
  • каждому прикрепить свою визитку к одежде;
  • подобрать к каждому имени прилагательное или эпитет и все любимое (для этого подростка), начинающееся на ту же букву (важно, чтобы был услышан каждый в своей подгруппе);
  • каждой подгруппе найти что-то общее, объединяющее всех в данной подгруппе (любимые занятия, пристрастия, личностные качества, еще что-то);
  • подготовить представление своего времени года и представить его всей группе.

Самоисследование «Каждый в своем уголке»

1. Каждый подросток берет два листа бумаги и что-нибудь пишущее и находит уединенное место для работы. Действуют следующие договоренности:

  • работы можно не подписывать;
  • по желанию работы будут возвращены;
  • работы будут обобщены и проанализированы.

Инструкция:

  • На первом листе бумаги нарисуйте 5-6 или более геометрических или абстрактных фигур. На втором листе бумаги записывайте вопросы к самому себе, возникающие по ходу работы, а также слова, характеризующие ваше настроение при работе. Этот лист останется у вас.

2. На рисунке с фигурами необходимо выполнить следующее.

2.1. Внутри каждой фигуры впишите продолжение следующей мысли: «Я хочу, чтобы период моей службы в кадетском корпусе ...» Ответов может быть много, но начало предложения одно.

2.2. Пронумеруйте по значимости для вас свои ответы. Цифрой 1 обозначьте самый важный для вас, а менее важные - цифрами 2, 3, 4 и т.д.

2.3. По контуру каждой фигуры добавьте свои пояснения: «Это возможно, если...».

2.4. Ярче выделите те фигуры, где все зависит лично от вас.

2.5. От каждой фигуры проведите стрелки с ответами на вопрос «Кто или что может мне в этом помочь?»

Упражнение «Обратная связь»

Кадеты по кругу высказываются о проведенном вместе времени (занятии):

  • Что больше всего понравилось на занятии?
  • Что не понравилось?
  • Что нового для себя узнали?

Занятие 2. «Час доверия»

Оборудование: бейджики, фломастеры, карточки с заданиями.

Ход занятия

Упражнение «Наши взгляды».

Встаем, отодвигаем стулья подальше и … пока что никуда не двигаемся, а дружно опускаем голову вниз, разглядываем свою обувь и ждем команды, чтобы поднять глаза и при этом с кем-нибудь встретиться взглядом. Те, кто встретился взглядами, становятся парами. Они выходят из круга и ждут, пока все остальные таким же образом разобьются на пары…

Упражнение «Презентация»

Психологи утверждают, что первое впечатление о человеке складывается в первую минуту общения и затем его очень трудно изменить. Я предлагаю вам сделать собственную презентацию в течение одной минуты, то есть рассказать о себе самое важное и значимое своему напарнику. Затем поменяться ролями.

Презентация проводится следующим образом: ставится стул, на который садится один из пары. Второй подросток становится рядом представляет его. Затем кадеты меняются ролями.

Упражнение «Калейдоскоп»

Игра проходит в быстром темпе. Психолог говорит группе: «Я собираюсь озадачить вас множеством маленьких вопросов и заданий. Как только вы найдете ответ, тут же начинайте искать других участников, нашедших тот же ответ. Встаньте рядом с ними, обменяйтесь несколькими фразами. Наверное, вы найдете много общего».

Вопросы:

  1. Назови свое любимое животное.
  2. Какого цвета у вас глаза?
  3. От кого ты легче принимаешь помощь: от командира, от родителей, от сокурсников или от психолога, а может, ты предпочитаешь справляться со своими проблемами сам?
  4. Под каким знаком зодиака ты родился?
  5. Что для тебя более важно: учеба или взаимоотношения?
  6. Проверьте свои качества командира: сколько участников ты сможешь уговорить за одну минуту выстроиться у тебя за спиной?
  7. Кто у тебя есть из родственников - брат, сестра, брат и сестра, я один?

Игра «Угадай-ка»

Группа разделена на команды по несколько человек. Каждая команда тянет листочек с заданием. Нужно изобразить с помощью мимики, пантомимы, микросценки и пр. один из предметов, но без названия (построение на плацу, военные занятия, стрельбы и пр.). Получив листочек, команда готовится и представляет свой предмет, а другие пытаются его отгадать.

Упражнение «Указка»

Кадеты-участники садятся в круг. Психолог просит каждого поднять вверх руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показать пальцем на того, кто с точки зрения каждого обладает определенным свойством. Например: «Покажите самого активного сегодня. Самого веселого. Самого худого. Самого сонного. Того, кто сегодня помог вам. Того, кто вас чем-то сегодня удивил. Того, кто, с вашей точки зрения, работал меньше (больше) всех. Того, кто сегодня особенно много шутил и веселил публику. А кто сегодня был «звездой» группы?

Каждый раз психолог делает паузу, чтобы желающие могли обозреть группу с вытянутыми руками и пальцами. Затем он говорит: «Руку вверх» и только потом называет следующее свойство.

Упражнение «Обратная связь»

Занятие 3. «Автопортрет нашей роты»

Оборудование: бейджики, ручки, листы бумаги, ватман, фломастеры, цветные карандаши или мелки.

Ход занятия

Упражнение «Здравствуйте»

Каждый подросток должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание кадет фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить с подростками то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения психолог спрашивает: «Кто поздоровался больше, чем с 5 людьми? А больше чем с 10?» Выявляются несколько лучших.

После выполнения задания с подростками проводится обсуждение: кто как себя чувствовал во время работы?

Упражнение «Создание визитной карточки роты»

Каждому подростку дается ручка и листок бумаги, на котором он в произвольной форме отвечает на два вопроса: «Что нового я узнал о своих сокурсниках?» и «Какая она - наша рота?»

Следующий этап работы - объединение в пары и подготовка общей визитки. Затем пары объединяются в «четверки», «четверки» объединяются в «восьмерки» и т.д. В итоге рота выдает конечный продукт - свою визитную карточку.

Рисунок «Автопортрет нашей роты»

На столе находится ватман. Каждому подростку предлагается выбрать два цветных фломастера или мелка.

Задание: нарисовать совместными усилиями «автопортрет» своей роты. После окончания рисунка подросткам предлагается придумать название, затем происходит представление рисунка, где каждый высказывает свое мнение о нем.

Упражнение «Обратная связь»

Предполагаемые результаты работы

  1. Знакомство кадет.
  2. Сплочение кадет.
  3. Снижение уровня тревожности.
  4. Овладение умениями для продуктивного решения групповых задач.
  5. Определение своей позиции в среде сокурсников.
  6. Осознание своеобразия своего «Я», своего потенциала.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Методы работы воспитателя по сплочению коллектива кадет

Для работы воспитателя по созданию сплочённого коллектива кадет большое значение имеет правильное представление о том, что следует понимать под словом "коллектив".

Коллектив (лат. kollectvus - собирательный) представляет социальную общность людей, объединенных на основе общественно значимых коллективных и личных целей, интересов и общения.

Поэтому к основным характерным признакам коллектива относятся:

  • наличие общественно значимых целей;
  • их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;
  • систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;
  • соответствующая организация совместной деятельности;
  • систематическая практическая связь коллектива кадет с обществом;
  • наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;
  • атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;
  • развитые критика и самокритика;
  • сознательная дисциплина.

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Для сплочения коллектива учащихся необходимо грамотно подобрать методы воспитания.

Метод в переводе с греческого означает путь, поэтому это путь достижения заданной цели воспитания.

Метод воспитания - это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки положительных качеств.

На практике стоит задача не просто применять один из методов, а выбрать наилучший, т.е. оптимальный.

Выбор метода зависит от ряда причин: цели, задачи и содержания воспитания, возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива, индивидуальных, личностных особенностей воспитанников, ожидаемых конечных результатов.

Выделяют 3 группы методов воспитания:

  1. Методы формирования сознания личности: убеждение, объяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, пример.
  2. Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения: приучение, общественное мнение, поручение, воспитательные ситуации.
  3. Методы стимулирования поведения деятельности: соревнования, поощрение, наказание.

Всё это надо учитывать воспитателю в процессе формирования сплочённого коллектива кадет. Для решения стоящих перед воспитателем задач, необходимо быть в первую очередь требовательным к себе, так как воспитатель является примером для подражание для кадет. Таким образом, можно выделить требования к воспитателю:

  • Безусловное принятие каждого воспитанника;
  • Беспристрастность в оценке поступков учащихся;
  • Терпение и терпимость в достижении цели воспитательного воздействия;
  • Диалогичность и полилогичность в общении с кадетами;
  • Отсутствие боязни у воспитателя признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия;
  • Использование чувство юмора как неотъемлемого методического средства в работе с воспитанниками;
  • Исключение значимости своего настроения в общении с кадетами.

Взаимосвязь с родителями кадет - один из аспектов деятельности воспитателя

Кадетский корпус - это военное учебное заведение, где дети проживают 6 дней в неделю. Несмотря на то, что с кадетами круглосуточно занимаются воспитатели и учителя, родителям не следует забывать, что с них не снята ответственность за воспитание и обучение своих детей. Эту информацию необходимо донести до родителей с первых дней пребывания детей в кадетском корпусе.

К сожалению, в последние годы мы больше говорим о дисгармоничной семье. Для того, чтобы ребенок не чувствовал себя несчастным и оторванным от семьи, рекомендуется пропагандировать и создавать культ счастливой семьи. В любой семье можно найти положительные моменты, на которые можно опереться в трудные минуты.

На этапах собеседования при определении родителями ребенка в кадетский корпус, их предупреждает о трудностях адаптационного периода не только у ребенка, но и у родителей. Отдав своего ребенка в кадетский корпус, у родителей может возникнуть чувство вины, которое позже может перейти в чувство недовольства.

Для того, чтобы лучше узнать взаимоотношения в семье на одном из первых собраний проводится анкета с родителями, которая включает следующие вопросы:

  1. Учувствуете ли Вы в жизни своего ребёнка? Каким образом?
  2. Как Вы считаете, понимаете Вы своего ребёнка?
  3. Как часто Ваш ребёнок находится в ситуации эмоционального напряжения, беспомощности, потере интереса, апатии, чувства потерянности, глубокой печали?
  4. Высказывал ли Ваш ребёнок мысли о попытках причинения себе вреда?
  5. Есть ли друзья у Вашего ребёнка?
  6. Рассказывал ли ребёнок о попытках суицида среди сверстников?
  7. Есть ли у Вас возможность беседовать с ребёнком по душам?
  8. Знаете ли Вы о планах ребёнка на будущее?
  9. Как Вы считаете, чувствует ли Ваш ребёнок себя счастливым?
  10. Как Вы думаете, есть ли в жизни Вашего ребёнка непреодолимые трудности?

Анкетирование родителей проводится на протяжении всего учебного года. Воспитатель составляет анкеты, консультируясь с психологом. Такой вид работы помогает родителям находить общий язык с детьми, что очень важно в нынешнее неспокойное время.

Результаты анкетирования исследуются и анализируются воспитателем и используются в дальнейшей работе, как с детьми, так и с родителями. До каждого родителя воспитатель доводит информацию об особенностях психического и личностного развития подростков. Для информирования родителей по вопросам воспитания проводятся интерактивные занятия по таким темам как:

  1. Профилактика насилия в образовательном учреждении;
  2. Вид агрессивно-насильственных взаимоотношений - Хейзинг;
  3. Вид агрессивно-насильственных взаимоотношений - Моббинг;
  4. Вид агрессивно-насильственных взаимоотношений - Кибербуллинг.

Работа с родителями проводится также индивидуально посредством общения по телефону и в приватной беседе. Индивидуальные беседы и консультации проводятся с родителями кадет, которые имеют нарушения дисциплины, отставания в учёбе, конфликтность со сверстниками. Воспитателем ведётся журнал работы с родителями, где фиксируются темы индивидуальных бесед.

Благодаря четкой и корректно выстроенной работе воспитателя с родителями с первого дня обучения в кадетском корпусе, у кадетов закладываются основы морально-мировоззренческой и эмоциональной направленности, стиля поведения и деятельности.