Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Это люди преклонного возраста - прадедушки и прабабушки. Я и мое поколение не видели войны, но мы обязаны знать и помнить ее героев. Без знания своего прошлого не будет будущего.
«Прошла война, прошла отрада
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
А.Т.Твардовский
В нашей стране в 1941-1945 годах была война. Для того чтобы победить в этой жестокой войне, необходимо, чтобы каждый житель страны внес посильный вклад, который бы мог приблизить победу. Все жители нашей страны помогали фронту всем, чем могли. И дети не остались в стороне. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 75-85-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Война отучила этих детей плакать. Оставшиеся в разрушенных городах и сёлах, они становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было им на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов.
Я хочу рассказать о моих дедушке и бабушке, об их тяжелой жизни во время Великой Отечественной Войны.
Мой дедушка - Гребенников Николай Михайлович, родился в Воронежской области в деревне Темирязево в 1927 году.
Когда началась война, дедушке было всего 14 лет. Их деревню оккупировали венгры. Они заняли каждый дом, а многие люди со своими семьями, как и мой дед, жили в подполье. Командир оккупантов заходил в каждый дом и собирал скотину и еду, у кого что было. С едой было туго, но семьи тогда особо не трогали. Из-за того, что на тот момент детям не хватало сладкого, Коля со своей сестрой Катей незаметно проделывали дырки в мешке с сахаром и высасывали по чуть-чуть грубый сахарный песок, в последствии, из-за этого были обнаружены рубцы на легких у моего дедушки.
Так прожили они 2 года. Не исполнилось Николаю 17 лет, как его призвали в армию в 1943 году, после освобождения от оккупантов. Он прошел 120-ти часовую программу обучения в военкомате. Молодых мальчишек призвали в Тамбов на станцию Рада. Когда они ехали в поезде, нескольких человек убили, которые выходили из вагонов. Было очень страшно. В Тамбове их обучили дополнительно, и только после этого их погрузили и отправили в Восточную Пруссию в Кенигсберг (сейчас это город Калининград).
Прошло время, и тут тревога: командир созвал солдат, в том числе и Николая. Надо было срочно отправляться в Японию на фронт. Но прежде чем командующий отдал приказ, он спросил, есть ли люди, которые занимались и занимаются пчелами. К счастью дед с отцом занимался с самого детства пчеловодством. Дедушку оставили в части и отправили работать, чтобы снабжать медом раненых солдат. Остальных отправили на фронт в Японию, но многие так и не вернулись. Коля выжил только благодаря своему навыку и пчелам.
Николай прослужил в армии 7 лет. После Германии солдат объединили и увезли в Россию на секретный участок, где остальное время он служил и работал. Когда демобилизовали моего дедушку, он расписался о неразглашении тайны, иначе ему грозило 25 лет тюрьмы между Свердловском и Челябинском. Там находилась секретная часть, где они строили секретный объект. Солдатам не разглашали, что именно они строят. Некоторые говорили, что это была некая атомная станция.
Моя бабушка, Гребенникова (Полякова) Зоя Григорьевна, родилась в 1930 году в Московской области в городе Орехово-Зуево.
Семья в то время была большая - 7 детей. Мать не работала, вела домашнее хозяйство и сидела с детьми. Жили очень бедно, тяжело и голодно. Собирали свои вещи и обменивали на хлеб. Мама моей бабушки и она сама, ездили за продуктами в другой район на поезде. Поезда ходили очень редко - раз в несколько дней, и то забитые до отказу людьми. Приехали они с вещами в другой район, обменяли их на еду и стали ждать поезда. Ждали долго, сидели на мешках несколько дней. У маленькой Зои стали отекать ноги. Она плакала от боли, а мать от горя и тяжелой жизни.
На них обратил внимание прохожий командир и решил им помочь. Когда прибыл полностью забитый поезд, он взял Зою на руки и протиснулся туда с матерью, крича всем вокруг, что они его семья: жена с дочкой и им нужна помощь. В одном вагоне солдат уступил место и таким образом они доехали до дома.
В 1942 году мою бабушку отдали работать в батраки, в Пошатово (Муром). На тот момент ей было 12 лет.
В 1939 году семья жила в Орехово-Зуево. Мама была вынуждена отправить 9-летнюю Зою к своей дальней родственнице-тетке. Женщина была очень строгая и жестокая. Заставляла колоть дрова и таскать ведрами воду из колодца.
В итоге я хочу отметить, что было тяжело не только взрослым, но и детям. Родителям приходилось идти на крайние меры, чтобы выжить и обезопасить себя и своих детей.
Конечно, память о событиях той страшной войны всегда будет жить в памяти нашего народа, ведь память живет в каждой семье. Уже 12 лет нет вживых моей бабушки и 3 года дедушки, но мы бережно храним память о них. Но самой главной ценностью являются медали дедушки. Они как живые свидетели тех страшных событий всегда будут нам говорить: «Люди, пока вы будете помнить о ветеранах, о том, что такое война, войны не будет!». Мой дедушка, рассказывая о своей нелегкой доле, перебирал в руках, словно поглаживая, свои медали и ордена. Он был простым человеком, всегда говорил: «Не за медали сражались, а за то, чтобы люди могли жить дальше…»