Урок проходит в форме игры
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах, проверить качество усвоения учебного материала, стимулировать познавательную активность учащихся.
Задачи урока:
-
Образовательная:
- повторить особенности строения молекул углеводородов;
- номенклатуру и виды изомерии;
- систематизировать причинно-следственные связи между химическими свойствами углеводородов и их строением.
-
Развивающие:
- развитие мышления, логики, самостоятельности и коллективной работы.
-
Воспитательные:
- формирование и воспитание личных качеств, культуры общения и коммуникативных качеств;
- воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях.
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие, проверка отсутствующих. В начале занятия уделяется внимание созданию доброжелательной обстановки.
2. Подготовка к проведению урока
Класс делится на 2-4 команды, каждая команда получает по путеводному листу, в котором будут фиксировать свои ответы. Затем в конце учитель сверит с эталонами ответов и установит какая команда оказалась с лучшим результатом. (Для большего азарта можно пригласить гостей на урок). Ответы можно сверять и в процессе урока, все зависит от оснащения кабинета: электронная доска, компьютер и тд, все то, что позволит вместе с аудиторией сверять их.
Сообщается график работы - урок делится на 6 видов заданий:
- 1 задание - ответы на вопросы.
- 2 задание - вставка пропущенной формулы или слова (фамилии ученого).
- 3 задание - написать формулы веществ.
- 4 задание - решение цепочек.
- 5 задание - решение задач.
- 6 задание - загадки.
Игра
Если у учителя есть в кабинете электронная доска то, можно задания выводить на экран чтобы весь класс мог думать с командой или заранее раздать листы с заданиями тем ученикам, которые не участвуют в игре. Или вопрос (задание) читается учителем в слух, а кто-то из членов команды фиксирует ответ на меловой доске, чтобы остальные могли видеть ошибки и коллективно анализировать информацию.
Первое задание - «Ответе на вопросы»
Вопросы для удобства разделены по классам углеводородов, учитель сам в праве выбирать произвольно откуда берет вопрос. Вопросы равноценны в каждой группе. Каждый правильно данный ответ соответствует одному баллу.
Время на обдумывание ответа 15 секунд.
Класс Алканы |
Класс Алкены |
|
|
Класс Алкины |
Класс Арены |
|
|
Второе задание - «Вставьте пропущенную формулу или слово (фамилию ученого)»
Задания общее для всех команд. Команды решают их коллективно, а затем сдают листы с ответами учителю или в слух читают ответы. Каждый правильно данный ответ соответствует одному баллу.
Время на обдумывание - 5 мин
Карточка 1
Название вещества |
Формула (ответ) |
Определение |
Термин (ответ) |
Пропан |
Замещение атома водорода сульфогруппой |
||
Пропен |
Замещение атома водорода атомом галогена |
||
Ацетилен |
Замещение атома водорода нитрогруппой |
||
Бензол |
Присоединение воды |
Карточка 2
Реакция |
Кто открыл |
Реакция |
Кто открыл |
Нитрование алканов |
Циклотримеризация алкинов |
||
Взаимодействие галогеналканов с натрием |
Лебедев |
||
Полимеризации |
Е.Е.Вагнер |
||
Присоединение воды к алкинам в присутствии солей ртути (II) |
Реакция Фриделя-Крафтса |
Третье задание - «Напишите формулы следующих веществ...»
Работа проводится группами в карточках, после завершения отведённого времени на решение задания карточки сдаются учителю. Каждая верно записанная формула оценивается в один балл.
Если есть возможность то, можно решать у доски чтобы видела вся аудитория и анализировала с отвечающим. Тогда в этом случае на одну команду придется меньшее количество заданий.
Время на обдумывание - 10 мин (на всю карточку).
Формула |
Название |
Формула |
Название |
2,5-диметилгексан |
4-метилпентин-2 |
||
2,4,4-триметилпентен-2 |
3-метил-2,4-дихлоргептан |
||
2-метил-3-этилпентан |
2,5-диметилгексен-1 |
||
3,3-диметилбутин-1 |
3-этилгексен-3 |
||
4-изопропил-3-этилгептан |
Бензойная кислота |
Четвертое задание - «Решите цепочку превращений»
Решать лучше у доски, для того чтобы учитель мог контролировать логический процесс учеников. Так же можно раздать в группы карточки с заданиями или даже разрешить капитанам команд самим вытянуть карточку с заданиями.
На решение одной цепочки выделяется 2 минуты.
- Al4C3 → CH4 → C2H2 → C6H6 → нитробензол
- C2H2 → C2H4 → C2H5Br →C2H4 → полимер
- Метан → А → этан → Б → бутан
- CH2=CH2 →A (KOH спирт.р-р) → Б (бромная вода) → В
- Этилен → бромэтан → этилен → 1,2-дибромэтан
- CH4 → А → CH2=CHCl
- Al4C3 → A → Б → Ag2C2
- Метан → А → бензол → Б → дифенил
- Циклогексан → бензол → этилбензол → бензойная кислота
- Хлорэтан → этен → CH2Br-CH2Br → этин → С6H6 → толуол (AlBr3)→ А+Б
Пятое задание - «Задачи»
Задачи приведены в разном уровне сложности, для того чтобы можно было выбрать исходя из уровня подготовки учеников.
Средний уровень
- Рассчитайте массу ацетата натрия и гидроксида натрия, которые потребуются для получения метана объёмом при нормальных условиях 56 л.
- Некоторый алкан имеет относительную плотность паров по воздуху 3,931. Определите эмпирическую формулу этого алкана и назовите его.
- Выведите молекулярную формулу органического соединения, содержащего 80% углерода и 20% водорода, если плотность его паров по водороду равна 15.
Сложный уровень
- Рассчитайте массу карбида алюминия, который необходим для получения 5,04 л метана (н.у.), если массовая доля выхода метана равна 80%.
- Массовая доля брома в монобромпроизводном предельного углеводорода равна 65%. Определите формулу этого соединения.
- При взаимодействии 9,36 г бензола и 17,6 г брома получен бромбензол массой …(г).
Повышенный уровень
- Рассчитайте массу углеводорода, который образуется при действии спиртового раствора щелочи на 1,2-дихлорэтан объемом 80мл (плотность 1,26г/мл). Массовая доля выхода продукта равна 80%.
- Предложите способ, с помощью которого можно распознать три газа: пропан, пропен, пропин. Составьте уравнения реакций, которые надо осуществить для такого определения.
- Карбид кальция массой 200г, содержащий 20% примесей, обработали водой. Образовавшийся ацетилен подвергли гидратации (реакция Кучерова). Рассчитайте, какая масса ацетальдегида образовалась, если массовая доля выхода ацетилена составила 75% от теоретически возможного.
Шестое задание - «Загадки»!
Завершающее задание для формирования позитивного настроения, закрепления дружественной атмосферы на уроке.
Ответы можно суммировать с полученными баллами за предыдущие задания, а можно оставить для выяснения победителя в случае ничьей.
- 200 млн лет живут брюнет с брюнеткой. Они друг друга не встречали, хоть и живут в одном подвале. (нефть и природный газ)
- Пока цела не идет в дела, пользу получают, когда разделяют. (сырая нефть и ее перегонка)
- Как от удара камень хрупкий, дробятся цепи в печах и трубах. (крекинг нефтепродуктов)
- Цепочка сильно удлинилась и по асфальту покатилась. (каучук)
- Падает вода на камень, чем больше капля, тем ярче пламя. (вода с карбидом кальция)
- Его изобрели как дорогой упаковочный материал, а сегодня он стал чуть ли не главным мусором планеты. (целлофан)
Комментарий: Вопросы и задания, которые рассматриваются на данном уроке, направлены на проверку основных знаний по теме углеводороды - это ключевые термины, формулы, номенклатура, именные реакции, умение решать простые цепочки превращений (носящие закрепительный момент) и разно уровневые задачи. Урок можно проводить при любом оснащении кабинета, от наличия обычной меловой доски до интерактивной доски и компьютера. Можно работать в командах или индивидуально каждому ученику (разделив учеников по заданиям).
Каждый учитель вправе решать сам. Удачи!
Литература
- Егоров А.С. Репетитор по химии. - Ростов н/Д: Феникс, 2024. -762 с.
- Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: РИА «Новая волна»: издатель Умеренков, 2024. - 214 с.
- Маркина И.В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина; худож. А.А.Селиванов. - Ярославль: Академия развития, 2008 г. - 288 с.
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга для домашнего чтения по химии. - М.: Химия, 1995.