Обобщение знаний по теме "Углеводороды" (2 часа)

Разделы: Химия

Ключевые слова: углеводороды


Урок проходит в форме игры

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах, проверить качество усвоения учебного материала, стимулировать познавательную активность учащихся.

Задачи урока:

  • Образовательная:
    • повторить особенности строения молекул углеводородов;
    • номенклатуру и виды изомерии;
    • систематизировать причинно-следственные связи между химическими свойствами углеводородов и их строением.
  • Развивающие:
    • развитие мышления, логики, самостоятельности и коллективной работы.
  • Воспитательные:
    • формирование и воспитание личных качеств, культуры общения и коммуникативных качеств;
    • воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях.

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие, проверка отсутствующих. В начале занятия уделяется внимание созданию доброжелательной обстановки.

2. Подготовка к проведению урока

Класс делится на 2-4 команды, каждая команда получает по путеводному листу, в котором будут фиксировать свои ответы. Затем в конце учитель сверит с эталонами ответов и установит какая команда оказалась с лучшим результатом. (Для большего азарта можно пригласить гостей на урок). Ответы можно сверять и в процессе урока, все зависит от оснащения кабинета: электронная доска, компьютер и тд, все то, что позволит вместе с аудиторией сверять их.

Сообщается график работы - урок делится на 6 видов заданий:

  • 1 задание - ответы на вопросы.
  • 2 задание - вставка пропущенной формулы или слова (фамилии ученого).
  • 3 задание - написать формулы веществ.
  • 4 задание - решение цепочек.
  • 5 задание - решение задач.
  • 6 задание - загадки.

Игра

Если у учителя есть в кабинете электронная доска то, можно задания выводить на экран чтобы весь класс мог думать с командой или заранее раздать листы с заданиями тем ученикам, которые не участвуют в игре. Или вопрос (задание) читается учителем в слух, а кто-то из членов команды фиксирует ответ на меловой доске, чтобы остальные могли видеть ошибки и коллективно анализировать информацию.

Первое задание - «Ответе на вопросы»

Вопросы для удобства разделены по классам углеводородов, учитель сам в праве выбирать произвольно откуда берет вопрос. Вопросы равноценны в каждой группе. Каждый правильно данный ответ соответствует одному баллу.

Время на обдумывание ответа 15 секунд.

Класс Алканы

Класс Алкены

  1. На какие типы разделяются углеводороды?
  2. Какие углеводороды называются предельными?
  3. В каком валентном состоянии находится атом углерода в алканах?
  4. Укажите тип гибридизации атома углерода в предельных углеводородах.
  5. Какую геометрическую форму имеет молекула метана?
  6. С какого представите класса алканов начитается изомерия?
  7. Какой тип реакции характерен алканам?
  8. Кто описал механизм цепной реакции?
  1. Какие углеводороды называются непредельными?
  2. Какие непредельные углеводороды называются алкенами? Дайте определение классу.
  3. Укажите валентное состояние и тип гибридизации орбиталей атомов углерода, связанных двойной связью в молекуле алкенов.
  4. Какие типы изомерии возможны у алкенов?
  5. Почему для алкенов возможна геометрическая изомерия?
  6. Какой тип реакции характерен алкенам?
  7. Какие виды реакций присоединения характерны для алкенов?
  8. Какими реактивами проводят качественные реакции на алкены?

Класс Алкины

Класс Арены

  1. Какие углеводороды называются алкинами?
  2. Укажите тип гибридизации орбиталей атомов углерода, связанных тройной связью?
  3. Какие типы изомерии характерны алкинам?
  4. Возможна ли для алкинов геометрическая изомерия? Почему?
  5. Какой тип реакции характерен для алкинов? Почему?
  6. Какие реакции являются качественными на алкины?
  7. Какой реакцией можно отличить алкины от других непредельных углеводородов?
  8. Какие виды реакций присоединения характерны для алкинов?
  1. Что такое ароматические углеводороды?
  2. Какой углеводород является простейшим представителем ароматических углеводородов?
  3. Какую структурную формулу бензола предложил Кекуле?
  4. Что называется ароматической связью?
  5. Что называется бензольным кольцом?
  6. Какие виды изомерии возможны для аренов?
  7. Какой тип реакции характерен для аренов?
  8. Какой реакцией можно отличить бензол от толуола?

Второе задание - «Вставьте пропущенную формулу или слово (фамилию ученого)»

Задания общее для всех команд. Команды решают их коллективно, а затем сдают листы с ответами учителю или в слух читают ответы. Каждый правильно данный ответ соответствует одному баллу.
Время на обдумывание - 5 мин

Карточка 1

Название вещества

Формула (ответ)

Определение

Термин (ответ)

Пропан

Замещение атома водорода сульфогруппой

Пропен

Замещение атома водорода атомом галогена

Ацетилен

Замещение атома водорода нитрогруппой

Бензол

Присоединение воды

Карточка 2

Реакция

Кто открыл

Реакция

Кто открыл

Нитрование алканов

Циклотримеризация алкинов

Взаимодействие галогеналканов с натрием

Лебедев

Полимеризации

Е.Е.Вагнер

Присоединение воды к алкинам в присутствии солей ртути (II)

Реакция Фриделя-Крафтса

Третье задание - «Напишите формулы следующих веществ...»

Работа проводится группами в карточках, после завершения отведённого времени на решение задания карточки сдаются учителю. Каждая верно записанная формула оценивается в один балл.

Если есть возможность то, можно решать у доски чтобы видела вся аудитория и анализировала с отвечающим. Тогда в этом случае на одну команду придется меньшее количество заданий.

Время на обдумывание - 10 мин (на всю карточку).

Формула

Название

Формула

Название

2,5-диметилгексан

4-метилпентин-2

2,4,4-триметилпентен-2

3-метил-2,4-дихлоргептан

2-метил-3-этилпентан

2,5-диметилгексен-1

3,3-диметилбутин-1

3-этилгексен-3

4-изопропил-3-этилгептан

Бензойная кислота

Четвертое задание - «Решите цепочку превращений»

Решать лучше у доски, для того чтобы учитель мог контролировать логический процесс учеников. Так же можно раздать в группы карточки с заданиями или даже разрешить капитанам команд самим вытянуть карточку с заданиями.

На решение одной цепочки выделяется 2 минуты.

  1. Al4C3 → CH4 → C2H2 → C6H6 → нитробензол
  2. C2H2 → C2H4 → C2H5Br →C2H4 → полимер
  3. Метан → А → этан → Б → бутан
  4. CH2=CH2 →A (KOH спирт.р-р) → Б (бромная вода) → В
  5. Этилен → бромэтан → этилен → 1,2-дибромэтан
  6. CH4 → А → CH2=CHCl
  7. Al4C3 → A → Б → Ag2C2
  8. Метан → А → бензол → Б → дифенил
  9. Циклогексан → бензол → этилбензол → бензойная кислота
  10. Хлорэтан → этен → CH2Br-CH2Br → этин → С6H6 → толуол (AlBr3)→ А+Б

Пятое задание - «Задачи»

Задачи приведены в разном уровне сложности, для того чтобы можно было выбрать исходя из уровня подготовки учеников.

Средний уровень

  1. Рассчитайте массу ацетата натрия и гидроксида натрия, которые потребуются для получения метана объёмом при нормальных условиях 56 л.
  2. Некоторый алкан имеет относительную плотность паров по воздуху 3,931. Определите эмпирическую формулу этого алкана и назовите его.
  3. Выведите молекулярную формулу органического соединения, содержащего 80% углерода и 20% водорода, если плотность его паров по водороду равна 15.

Сложный уровень

  1. Рассчитайте массу карбида алюминия, который необходим для получения 5,04 л метана (н.у.), если массовая доля выхода метана равна 80%.
  2. Массовая доля брома в монобромпроизводном предельного углеводорода равна 65%. Определите формулу этого соединения.
  3. При взаимодействии 9,36 г бензола и 17,6 г брома получен бромбензол массой …(г).

Повышенный уровень

  1. Рассчитайте массу углеводорода, который образуется при действии спиртового раствора щелочи на 1,2-дихлорэтан объемом 80мл (плотность 1,26г/мл). Массовая доля выхода продукта равна 80%.
  2. Предложите способ, с помощью которого можно распознать три газа: пропан, пропен, пропин. Составьте уравнения реакций, которые надо осуществить для такого определения.
  3. Карбид кальция массой 200г, содержащий 20% примесей, обработали водой. Образовавшийся ацетилен подвергли гидратации (реакция Кучерова). Рассчитайте, какая масса ацетальдегида образовалась, если массовая доля выхода ацетилена составила 75% от теоретически возможного.

Шестое задание - «Загадки»!

Завершающее задание для формирования позитивного настроения, закрепления дружественной атмосферы на уроке.

Ответы можно суммировать с полученными баллами за предыдущие задания, а можно оставить для выяснения победителя в случае ничьей.

  1. 200 млн лет живут брюнет с брюнеткой. Они друг друга не встречали, хоть и живут в одном подвале. (нефть и природный газ)
  2. Пока цела не идет в дела, пользу получают, когда разделяют. (сырая нефть и ее перегонка)
  3. Как от удара камень хрупкий, дробятся цепи в печах и трубах. (крекинг нефтепродуктов)
  4. Цепочка сильно удлинилась и по асфальту покатилась. (каучук)
  5. Падает вода на камень, чем больше капля, тем ярче пламя. (вода с карбидом кальция)
  6. Его изобрели как дорогой упаковочный материал, а сегодня он стал чуть ли не главным мусором планеты. (целлофан)

Комментарий: Вопросы и задания, которые рассматриваются на данном уроке, направлены на проверку основных знаний по теме углеводороды - это ключевые термины, формулы, номенклатура, именные реакции, умение решать простые цепочки превращений (носящие закрепительный момент) и разно уровневые задачи. Урок можно проводить при любом оснащении кабинета, от наличия обычной меловой доски до интерактивной доски и компьютера. Можно работать в командах или индивидуально каждому ученику (разделив учеников по заданиям).

Каждый учитель вправе решать сам. Удачи!

Литература

  1. Егоров А.С. Репетитор по химии. - Ростов н/Д: Феникс, 2024. -762 с.
  2. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: РИА «Новая волна»: издатель Умеренков, 2024. - 214 с.
  3. Маркина И.В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина; худож. А.А.Селиванов. - Ярославль: Академия развития, 2008 г. - 288 с.
  4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга для домашнего чтения по химии. - М.: Химия, 1995.