«Анализ урока - это, прежде всего школа
педагогического мастерства учителя».
В.Шацкий
Каждый педагог должен уметь анализировать свой урок, так как это позволит изучить свои результаты и повысить эффективность уроков.
Самоанализ урока - это инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств.
Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на достижение общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с положительными результатами.
Целью самоанализа является оценка педагогом своего урока, в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к положительным результатам.
Обязательно при составлении самоанализа урока обратите внимание на следующие моменты:
1. Работа по формированию учебных навыков и умений:
- обязательная работа с книгой;
- использование дидактического материала и словарей;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
- проверка знаний (самостоятельная работа).
2. Применение на уроке ИКТ и наглядных материалов.
Ниже представлены варианты самоанализа урока (Приложение 1 и 2), а так же примерная карта набюдения на уроке представлена в приложении 3.
Приложение 1
Схема анализа урока
- Фамилия, имя, отчество учителя.
- Дата проведения урока.
- Номер урока по расписанию.
- Какой урок по счету у преподавателя в данный день.
- Цель урока.
- Тип урока (комбинированный, обобщение, закрепление знаний, повторение), его вид.
- Методы обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
- Методы опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой, самостоятельная работа, работа с карточками, применение информационно-коммуникационных технологий, с использованием специальных тестов и программ).
- Мотивы учения (интеллектуальные, социально-значимые, непосредственно-побуждающие).
- Поведение учителя на уроке (контакт с классом, увлеченность, самообладание, находчивость, умение перестраивать работу на уроке, зависимость от конспекта и программы.)
- Стиль общения и работы учителя.
- Характеристика познавательных процессов учащихся во время учебной деятельности на уроке: восприятия, осмысления, закрепления, развития внимания, воображения, мышления, памяти.
- Характеристика качества усвоения знаний: работа над понятиями, выделение главного, усвоение теории и ее связи с практикой, формирование убеждений, точность знаний.
- Характеристика интеллектуальной атмосферы урока.
- Как развивает учитель познавательную активность и интересы учащихся. Была ли проблема на уроке, как она решалась учащимися совместно с педагогом, создание творческих ситуаций и заданий. Какие современные технологии учебного труда и формы обучения использовал учитель на уроке.
- Характеристика эмоциональной атмосферы урока: отношение учащихся к работе на уроке, положительный, оптимистический настрой на урок, влияниеэмоциональности урока на работоспособность учащихся, формирование у учащихся ответственного отношения к учению.
- Заинтересованность и увлеченность учителя своей профессией.
- Характеристика развития учащихся в процессе обучения: какие системные умения и навыки были приобретены или закреплены, какие способности при этом развивались, какие нравственные качества воспитывались в ходе урока (ответственность, организованность, самоконтроль, самодисциплина, трудолюбие, воля)?
- Внешний вид, культура речи и выразительность учителя.
- Общая оценка урока (достижение поставленной цели, результативность урока, педагогическая обоснованность форм обучения, целесообразность применяемых методик и технологий, решение педагогических ситуаций и задач в ходе урока).
- Рекомендации по совершенствованию деятельности учителя, обобщение его опыта с целью совершенствования своей работы на практике.
Приложение 2
Самоанализ урока
Данный урок (по предмету ...) является уроком №… в системе уроков по разделу …
Тема урока: (назвать тему…)
Цели урока: образовательные…, воспитательные…, развивающие….
В данном классе я поставила следующие задачи (указать задачи), направленные на формирование УУД (личностные: …, познавательные: …, коммуникативные: …, регулятивные: …)
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:...
Это урок (указать тип урока).
Он включал в себя (указать количество) этапов (структура урока).
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС (назвать 1 или несколько технологий) и использовала их на следующих этапах урока (указать этапы урока).
Чтобы добиться цели урока, я подобрала … (содержание урока: примеры, вопросы, задания), соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся и др.).
В ходе урока была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная) работа учащихся.
Наиболее эффективной оказался (указать вид работы), потому что (указать причину).
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует/ не соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).
На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).
Темп урока быстрый/медленный; монотонный/динамичный/; исходя из возможностей класса.
Распределение времени было рациональное/нерациональное.
Мне удалось/не удалось уложиться по времени.
Мне было (легко/тяжело) вести урок. Учащиеся включались в работу (активно, неохотно, тяжело).
Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….
Результаты урока совпадают/не совпадают с целью урока.
Я полагаю, что все научились …, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.
Домашнее задание имеет (оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность и др.), поэтому (не) вызовет затруднения у учащихся.
В целом урок можно считать ….
Выводы и рекомендации:
Приложение 3
Карта наблюдения на уроке (анализирует наставник)
Предмет:_______________________
Тема урока:_____________________
Ф.И.О. учителя:__________________
Дата:____________
Цель посещения:__________________
1.Мобилизирующее начало урока:
Класс к уроку:
готов____________________
не готов ___________________
Тема урока: дана________________________ не дана_____________________
Цели, задачи урока: даны________________ не даны_____________________
2.Средства активизации:
живое слово учителя____________ использование ТСО___________
использование доски___________практическая работа____________
индивидуальное занятие__________самостоятельная работа__________
3.Умения и навыки:
________________________
________________________
4.Объяснение нового материала:
доступность____________
наглядность__________
научность_____________
5.Формы работы:
фронтальная___________________
индивидуальная______________________
парная_______________
ролевая_______________
групповая_______________
6.Контакт с классом:
_______________________
_______________________
7.Домашнее задание: дано до звонка___________после звонка____________ с пояснением___________нет____________
Дозировка домашнего задания:
превышает_______не достаточное________оптимальное______
8. Отметки на уроке:
с пояснением____________без пояснения_______________
9. Активность класса:__________________
10. Работа со слабыми учащимися:
индивидуальный подход____________________
дифференцированный подход_________на велась__________
11. Рефлексия: была_____________нет__________
12. Выводы и рекомендации:
____________________
____________________