Рекомендации молодому учителю при составлении самоанализа своего урока

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: самоанализ урока


«Анализ урока - это, прежде всего школа
педагогического мастерства учителя».
В.Шацкий

Каждый педагог должен уметь анализировать свой урок, так как это позволит изучить свои результаты и повысить эффективность уроков.

Самоанализ урока - это инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств.

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на достижение общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с положительными результатами.

Целью самоанализа является оценка педагогом своего урока, в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к положительным результатам.

Обязательно при составлении самоанализа урока обратите внимание на следующие моменты:

1. Работа по формированию учебных навыков и умений:

  • обязательная работа с книгой;
  • использование дидактического материала и словарей;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
  • проверка знаний (самостоятельная работа).

2. Применение на уроке ИКТ и наглядных материалов.

Ниже представлены варианты самоанализа урока (Приложение 1 и 2), а так же примерная карта набюдения на уроке представлена в приложении 3.

Приложение 1

Схема анализа урока

  1. Фамилия, имя, отчество учителя.
  2. Дата проведения урока.
  3. Номер урока по расписанию.
  4. Какой урок по счету у преподавателя в данный день.
  5. Цель урока.
  6. Тип урока (комбинированный, обобщение, закрепление знаний, повторение), его вид.
  7. Методы обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
  8. Методы опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой, самостоятельная работа, работа с карточками, применение информационно-коммуникационных технологий, с использованием специальных тестов и программ).
  9. Мотивы учения (интеллектуальные, социально-значимые, непосредственно-побуждающие).
  10. Поведение учителя на уроке (контакт с классом, увлеченность, самообладание, находчивость, умение перестраивать работу на уроке, зависимость от конспекта и программы.)
  11. Стиль общения и работы учителя.
  12. Характеристика познавательных процессов учащихся во время учебной деятельности на уроке: восприятия, осмысления, закрепления, развития внимания, воображения, мышления, памяти.
  13. Характеристика качества усвоения знаний: работа над понятиями, выделение главного, усвоение теории и ее связи с практикой, формирование убеждений, точность знаний.
  14. Характеристика интеллектуальной атмосферы урока.
  15. Как развивает учитель познавательную активность и интересы учащихся. Была ли проблема на уроке, как она решалась учащимися совместно с педагогом, создание творческих ситуаций и заданий. Какие современные технологии учебного труда и формы обучения использовал учитель на уроке.
  16. Характеристика эмоциональной атмосферы урока: отношение учащихся к работе на уроке, положительный, оптимистический настрой на урок, влияниеэмоциональности урока на работоспособность учащихся, формирование у учащихся ответственного отношения к учению.
  17. Заинтересованность и увлеченность учителя своей профессией.
  18. Характеристика развития учащихся в процессе обучения: какие системные умения и навыки были приобретены или закреплены, какие способности при этом развивались, какие нравственные качества воспитывались в ходе урока (ответственность, организованность, самоконтроль, самодисциплина, трудолюбие, воля)?
  19. Внешний вид, культура речи и выразительность учителя.
  20. Общая оценка урока (достижение поставленной цели, результативность урока, педагогическая обоснованность форм обучения, целесообразность применяемых методик и технологий, решение педагогических ситуаций и задач в ходе урока).
  21. Рекомендации по совершенствованию деятельности учителя, обобщение его опыта с целью совершенствования своей работы на практике.

Приложение 2

Самоанализ урока

Данный урок (по предмету ...) является уроком №… в системе уроков по разделу …

Тема урока: (назвать тему…)

Цели урока: образовательные…, воспитательные…, развивающие….

В данном классе я поставила следующие задачи (указать задачи), направленные на формирование УУД (личностные: …, познавательные: …, коммуникативные: …, регулятивные: …)

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:...

Это урок (указать тип урока).

Он включал в себя (указать количество) этапов (структура урока).

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС (назвать 1 или несколько технологий) и использовала их на следующих этапах урока (указать этапы урока).

Чтобы добиться цели урока, я подобрала … (содержание урока: примеры, вопросы, задания), соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся и др.).

В ходе урока была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная) работа учащихся.

Наиболее эффективной оказался (указать вид работы), потому что (указать причину).

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует/ не соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: (наглядный материал, различные источники информации и др.).

Темп урока быстрый/медленный; монотонный/динамичный/; исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное/нерациональное.

Мне удалось/не удалось уложиться по времени.

Мне было (легко/тяжело) вести урок. Учащиеся включались в работу (активно, неохотно, тяжело).

Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Результаты урока совпадают/не совпадают с целью урока.

Я полагаю, что все научились …, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

Домашнее задание имеет (оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность и др.), поэтому (не) вызовет затруднения у учащихся.

В целом урок можно считать ….

Выводы и рекомендации:

Приложение 3

Карта наблюдения на уроке (анализирует наставник)

Предмет:_______________________

Тема урока:_____________________

Ф.И.О. учителя:__________________

Дата:____________

Цель посещения:__________________

1.Мобилизирующее начало урока:

Класс к уроку:
готов____________________
не готов ___________________

Тема урока: дана________________________ не дана_____________________

Цели, задачи урока: даны________________ не даны_____________________

2.Средства активизации:

живое слово учителя____________ использование ТСО___________
использование доски___________практическая работа____________
индивидуальное занятие__________самостоятельная работа__________

3.Умения и навыки:
________________________
________________________

4.Объяснение нового материала:

доступность____________
наглядность__________
научность_____________

5.Формы работы:

фронтальная___________________
индивидуальная______________________
парная_______________
ролевая_______________
групповая_______________

6.Контакт с классом:
_______________________
_______________________

7.Домашнее задание: дано до звонка___________после звонка____________ с пояснением___________нет____________

Дозировка домашнего задания:

превышает_______не достаточное________оптимальное______

8. Отметки на уроке:

с пояснением____________без пояснения_______________

9. Активность класса:__________________

10. Работа со слабыми учащимися:

индивидуальный подход____________________

дифференцированный подход_________на велась__________

11. Рефлексия: была_____________нет__________

12. Выводы и рекомендации:
____________________
____________________