Одной из важнейших задач исторического образования является формирование картографической грамотности учащихся. Учащиеся должны «уметь соотносить, показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий». Выпускник должен «анализировать, сопоставлять и оценивать содержащую в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего».
В 5 классе ученик должен: «Находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий)». На ВПР и в работах МЦКО есть задания по карте.
Демоверсия МЦКО история 5 класс.
Задание ВПР.
Среди заданий в 9 классе в форме ОГЭ есть задания, направленные на извлечение информации из исторической карты или схемы.
Главный принцип использования исторической карты на уроке истории: карта - источник информации, также как и текст учебника.
Таким образом, картографические знания и умения являются составной частью исторического знания учеников. Сложный процесс формирования картографических знаний требует от учителя качественной предметной подготовки, творческого отношения к организации работы с картой и другими видами условной наглядности. Только при таких условиях можно добиться успешной сдачи ОГЭ по истории.
Учитель с 5 класса должен сформировать у школьников умения читать легенду исторической карты, находить на карте историко-географические объекты, показывать их на карте невозможно посредством просмотра карты или наблюдения. Умение работать с картой и атласом отрабатывается с 5 по 9 класс, путем практики. Исторические карты являются для учащихся источниками информации, которую надо суметь найти и «прочитать» на карте.
Главным принципом использования исторической карты на уроке истории, карта - как источника информации, который помогает найти ответ и информацию.
Любой историко-географический объект на карте необходимо определять в системе с другими объектами. Например, знакомясь с новым городом, его место необходимо «связывать» в представлении учащихся с рекой, морем, другими городами. Например, не только найти на карте город Ниневию, а сразу определить реку Тигр, на берегах которой он расположен. От общей карты перейти к тематической. Таким образом, формируется перенос умения находить расположение города на любой другой карте.
Для успешного овладения любым действием необходимо его многократное повторение. Для этого и используется работа в контурных картах и картографические тренинги.
Памятка
«Как правильно заполнять исторические контурные карты?»
Что такое контурная карта?
Контурная карта - это особый вид географических карт, позволяющий изобразить любые географические объекты, явления, процессы, события с помощью условных обозначений. Контурные карты потому и называются контурными, что на них обозначены только общие очертания тех или иных географических объектов.
Зачем нужно выполнять задания в контурной карте на уроках истории?
- Заполнять контурные карты на уроках истории учащимся задают для того, чтобы они лучше усвоили материал;
- Задания, выполняемые в контурной карте, развивают память, внимание,
- художественное воображение и пространственное восприятие;
- Задания, выполняемые в контурной карте, способствуют запоминанию картографического содержания.
Правила заполнения исторической контурной карты
- Внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно на ней обозначить?
Контурная карта обычно не заполняется вся сразу. Может быть, задание обозначить реки, города, границы государств, места основных исторических событий или движение войск.
Повторите условные обозначения. - Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с соответствующей картой в атласе. Даже если задание небольшое и требуется нанести всего несколько объектов, на карте необходимо сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки. Это можно сделать по сетке координат, которая обязательно есть на всех географических картах. То, что не задали, можно не обозначать.
- Обозначьте нужные объекты карандашом. Если это обычное домашнее задание, сверьте ваши обозначения с теми, что есть в атласе. Если вы выполняете контрольное задание, вспомните материал из учебника.
Что такое легенда карты?
Легенда карты - перечень используемых на карте условных знаков и объяснения к ним. Легенда должна содержать все использованные на карте условные знаки, которые должны быть расположены в таком порядке, чтобы из чтения легенды можно было составить представление о содержании карты, не глядя на нее. Изображения знаков в легенде и на карте должны быть одинаковыми. Наличие легенды, где дается объяснение всех используемых условных знаков, являет я обязательным условием выполнения задания. В легенде каждой карты должна быть расшифровка любого цветового
обозначения.
ВНИМАНИЕ! ВАЖНО! СОБЛЮДАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ
- Для работы на контурной карте необходимо использовать простые и цветные карандаши, чёрную и цветные ручки. Нажим карандаша не должен быть слишком сильным, а карандаш хорошо заточен.
Фломастеры, маркеры не используются. - В задании может быть указано, чем именно нужно заполнять карту - простым карандашом или шариковой ручкой. Следуйте этому указанию.
- Названия государств, рек, городов пишите четко, печатным шрифтом. Для нанесения названий, как правило, используется черный цвет. Все географические названия пишутся с заглавной буквы.
Критерии содержат 5 баллов (привычная школьная оценочная шкала). Один критерий соответствует - 1 баллу.
Критерии оценивания работы с контурной картой
- Правильно выполнить задание по карте в соответствии с заданием;
- Аккуратно нанести объекты, сохраняя масштаб;
- Надписи наносить печатным шрифтом на карту;
- Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты) обязательно;
- Отсутствие речевых и грамматических ошибок при письменном ответе.