Цели и задачи:
- познакомить с основными причинами и последствиями Великих географических открытий;
- выявлять специфические особенности русских географических открытий;
- характеризовать историю России как часть мировой истории.
Задачи:
- устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии в изучаемый период;
- использовать сведения из исторической карты как источника информации;
- высказывать суждения о значении и роли Великих географических открытий в мировой истории и в истории России.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, карта «Великие географические открытия».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Ответьте на вопросы, используя знания, полученные в 6 классах при изучении всеобщей истории.
- Всегда ли человечество стремилось открывать новые миры?
- Кто и когда совершил первое в истории плавание вокруг Африки?
- Кто первым высадился на берега Америки?
III. Мотивационно-целевой этап
При этом мореплаватель до конца своих дней верил, что он обнаружил новый путь в Индию. А открытый им материк носит имя другого исследователя и называется Америка.
- Как звали этого мореплавателя? (Христофор Колумб.)
Тема урока: «Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий».
- Как вы думаете, какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке?
План урока
- Великие географические открытия: предпосылки и периодизация.
- Начало русских географических открытий и их специфика.
- Последствия Великих географических открытий.
Проблемный вопрос
- Почему Великие географические открытия изменили картину мира?
IV. Введение в новый материал
В ХV в. появилось выражение: «Корабли плыли по морю Мрака». Морем Мрака европейцы называли Атлантический океан.
Что заставило испанских и португальских мореплавателей отправляться в далекие путешествия? К каким последствиям это привело? Совершали ли русские путешественники длительные поездки в другие страны? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Попробуем и мы принять в ней активное участие в обсуждении этих вопросов и воссоздать далекие страницы прошлого нашей страны.
V. Работа по теме урока
1. Великие географические открытия: предпосылки и периодизация
Мы выяснили, что еще в далекой древности человечество постоянно осваивало новые земли. Но можно ли назвать путешествия древних финикийцев, китайцев и греков географическими открытиями?
- Изучив дополнительный материал, ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Исландец Эйрик, прозванный Рыжим из-за огненно-красных волос, с командой из 32 человек отправился в 982 г. на поиски новой страны. Ему удалось открыть остров, обогнув южную оконечность которого он основал на западном берегу две колонии. Землю эту он назвал Гренландией (зеленой страной) в надежде, что это имя привлечет новых поселенцев. И действительно, всего через несколько лет здесь было уже 3000 жителей.
Некоторые ученые считают настоящим первооткрывателем Америки не Христофора Колумба, а викинга Лейфа Эрикссона. В начале XVIII в. были опубликованы исландские саги, прежде всего «Сага о гренландцах» и «Сага об Эрике Рыжем», в которых говорилось о походах скандинавов в таинственную страну Винланд (страну винограда). Однако установить местонахождение этой страны долго не удавалось. Материальные следы Лейфа в Новом Свете раскопал в 1960-х гг. в Канаде норвежский авантюрист, этнограф и писатель Хельге Ингстад (1899-2001). Он нашел на северной оконечности Ньюфаундленда остатки поселения, которое затем было причислено к нормандским. «Сага о гренландцах» повествует о путешествии Лейфа - сына Эйрика, прозванного впоследствии Счастливым. Он с командой из 35 человек предпринял далекий поход и достиг берегов бесплодной страны, названной им Хеллюландом (страной камней). Потом, взяв курс на юг, викинги через несколько дней увидели перед собой поросшие лесом холмы и белые песчаные отмели. Еще южнее они обнаружили маленький остров. Приплывшие из Гренландии северяне пришли в восторг от тучных зеленых лугов и богатых рыбой рек. Они нашли там дикий виноград и назвали эту землю Винландом. Исследователи полагают, что викинги плыли далеко на юг вдоль восточного побережья Северной Америки. Затем они решили перезимовать и построили «большие дома» (возможно, скандинавские «длинные дома» - longhouse). После зимовки Лейф, нагрузив корабль деревом и виноградом, отправился обратно в Гренландию. Через некоторое время в Винланд (по всей видимости, промежуток был небольшим) отправился брат Лейфа - Торвальд (на корабле Эрика). Состав экспедиции - один корабль, 31 человек, включая Торвальда. Экспедиция провела более трех лет в Америке, а ее базой были дома Лейфа. В течение этого времени викинги предприняли несколько походов по местной территории. Во время похода на втором году пребывания в Винланде в стычке со «скрелингами» - вероятно, индейцами или эскимосами - от их стрелы погиб Торвальд. Он был похоронен в Америке. Информации о других потерях, как и о строительстве викингами новых домов, нет.
Вопросы по тексту
- Можно ли назвать поход Эйрика географическим открытием?
- А путешествие викингов в Америку?
Следовательно, географические открытия - это не простое посещение новых земель, но и их хозяйственное освоение, установление отношений с местным населением.
- Разделитесь на три группы. Работая с п. 1 § 1 и дополнительным материалом.
Первая группа - предпосылки Великих географических открытий.
Вторая группа - причины Великих географических открытий.
Третья группа - хронология Великих географических открытий.
2. Начало русских географических открытий и их специфика
Россия также была вовлечена в процесс освоения новых территорий. С 1580-х по 1640-е гг. русские первопроходцы открыли и покорили почти всю Сибирь. Предлагаю убедиться в этом, совершив виртуальную экспедицию в прошлое.
В конце ХV в. великий князь московский и государь всея Руси Иван III приказал организовать экспедицию по освоению Урала и Западной Сибири. В 1483 г. в Зауралье военную экспедицию возглавили Федор Курбский Черный и Иван Салтык Травнин. Их отряд поднялся по реке Вишере, притоку Камы, перешел через Уральские горы (в старину их звали Камень или Каменный Пояс) и вступил на земли пелымского княжества Асыки. Манси, возглавляемые сыном Асыки Юшманом, собрали свое воинство и встретили русских возле устья р. Пелым, но потерпели сокрушительное поражение. В конце 1499 г. Иван III вновь отправил рать в сибирские земли. На этот раз их повели московские воеводы Семен Курбский, Петр Ушатый и Василий Бражник Гаврилов. Всего было собрано 4 тыс. воинов, и все они шли на лыжах. Русские воины отправились в практически не заселенную землю.
Русские жители побережья Белого моря и Северного Ледовитого океана открыли остров Колгуев и проливы, ведущие в Карское море, достигли Новой Земли, подошли к Медвежьему острову и восточным берегам архипелага Шпицберген.
Афанасий Никитин, купец из Твери, по праву считается не только первым русским торговцем, побывавшим в Индии.
Цели путешествия Афанасия Никитина: коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими
купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути, проходящему через знаменитую Шемаху.
Путешествие Афанасия Никитина можно условно разделить на четыре части:
- путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;
- первое путешествие по Персии;
- путешествие по Индии;
- обратное путешествие через Персию в Россию.
Запись в тетради
Специфика русских географических открытий:
- недостаточное развитие товарно-денежных отношений, что препятствовало включение открытых земель в хозяйств страны (до XVII в.);
- недостаток денег для организации дальних экспедиций, так как много средств ушло на преодоление зависимости русских земель от Орды, а процесс формирования единого Российского государства не был завершен;
- отсутствие выхода к незамерзающим морям;
- отсутствие флота.
3. Последствия Великих географических открытий
- Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое значение имели Великие географические открытия.
Запись в тетради
Значение Великих географических открытий:
- географическое исследование Земли, развитие многих областей естествознания;
- развитие науки и техники, появление судов нового типа;
- развитие научного мировоззрения и кругозора европейцев;
- бурное развитие мировой торговли и начало развития мировой экономики;
- открытие новых торговых путей и перемещение главных торговых путей в океаны;
- изменение в социальной структуре общества - появление новых слоев
VI. Подведение итогов урока
- Выполните задания рубрики «Работаем с картой» на с. 13 учебника.
- Ответьте на вопрос рубрики «Изучаем документ» на с. 13 учебника.
Домашнее задание
1. Прочитать § 1.