Стремление самореализоваться заложено в каждом человеке с рождения. Каждому ребёнку необходимо определить и осознать «кто я и куда мне идти». Именно поиск ответа на этот вопрос можно назвать процессом самореализации личности.
В отечественной и зарубежной педагогике выделяется несколько видов самореализации:
- Личностная
- Творческая
- Профессиональная
- Социальная
Мы будем говорить о творческой самореализации.
В характеристику творческой самореализации входят внутренняя свобода, воля, интенсивность, направленность реализуемой деятельности, нахождение и осознание цели, культура творческой рефлексивности. Творческая самореализация ребенка обусловлена процессами созревания личности, создающими предпосылки для начала культурной самоидентификации, вхождения в мир духовной культуры. В процессе формирования творческой самореализации необходимо управление включением ребенка в ситуации выбора ценностей, их осмыслением, формированием общенаучных критериев, через самооценку деятельности поступка, культуры межличностных отношений.
Самореализация обучающихся становится возможной, если:
- учитываются психофизиологические и возрастные особенности и индивидуальные возможности детей;
- вовлечён каждый ребёнок;
- содержание обучения направлено на раскрытие творческого потенциала личности;
- создаётся ситуация успешности;
- обучение динамично, задания адаптированы для индивидуальных особенностей и творческих способностей учащихся;
- создаётся атмосфера содружества, совместного творчества обучающихся, педагога и родителей.
Создание условий для самореализации учащихся означает:
- Строить занятие на научной основе;
- Учить учиться, вести учащихся к успеху;
- Быть подготовленным к занятию;
- Быть требовательным в системе и последовательно;
- Прислушиваться к мнению учащихся;
- Использовать межпредметные связи;
- Организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся в системе и на всех этапах занятия;
- Организовывать опережающее обучение;
- Использовать современные педагогические технологии: ИКТ, игровые технологии, технологию критического мышления, сотрудничества, технологию проектной деятельности, проблемного обучения и т.д.;
- Использовать все источники информации;
- Создавать атмосферу гуманизации в отношениях между детьми, между педагогом и учащимися;
- Помогать одарённым учащимся.
Уверена, вы слышали песню «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Игра является методом обучения, который направлен на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в конкретной ситуации, её основной целью является углубление интереса к учебе и тем самым повышение эффективности обучения.
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат.
В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо.
При работе с детьми в творческом объединении одной из важнейших целей занятий является развитие личности каждого ребенка, поощрение его стремления к самореализации. Это может быть возможным благодаря созданию в нашем объединении оптимальных условий для обучения и воспитания, которые способствуют развитию ребенка и поддержке у него устойчивого интереса. Ребёнок реализует свои личные творческие цели. Это значит, что приобретенные навыки, он легко и эффективно использует при решении жизненных задач.
Результатом успешности каждого обучающегося выступают:
- творческие достижения;
- познавательный поиск;
- творческая активность;
- самореализация;
- творческий рост.
Свидетельством успешности каждого обучающегося, является успешное прохождение промежуточных аттестаций, выступление на концертах, участие в конкурсах областного и районного значения и, конечно, применение полученных навыков в жизни. Отслеживание успешности ребенка позволяет повышать планку для новых ступеней развития.
Список литературы
- Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. - М.: Просвещение, 1991.
- Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. - Самарский Дом печати, 1994.
- Вернадский. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. (Антология гуманной педагогики)
- Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2005.
- Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005.
- Под ред. Леонтьева Д.А., Щур В.Г. Психология с человеческим лицом. - М.: Смысл, 1997.
- Савиных Т.П., Фельдман Р.И. Роль учителя в формировании здоровья. - Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2009.