Создание условий для творческой самореализации личности на занятиях английского языка

Разделы: Иностранные языки


Стремление самореализоваться заложено в каждом человеке с рождения. Каждому ребёнку необходимо определить и осознать «кто я и куда мне идти». Именно поиск ответа на этот вопрос можно назвать процессом самореализации личности.

В отечественной и зарубежной педагогике выделяется несколько видов самореализации:

  • Личностная
  • Творческая
  • Профессиональная
  • Социальная

Мы будем говорить о творческой самореализации.

В характеристику творческой самореализации входят внутренняя свобода, воля, интенсивность, направленность реализуемой деятельности, нахождение и осознание цели, культура творческой рефлексивности. Творческая самореализация ребенка обусловлена процессами созревания личности, создающими предпосылки для начала культурной самоидентификации, вхождения в мир духовной культуры. В процессе формирования творческой самореализации необходимо управление включением ребенка в ситуации выбора ценностей, их осмыслением, формированием общенаучных критериев, через самооценку деятельности поступка, культуры межличностных отношений.

Самореализация обучающихся становится возможной, если:

  • учитываются психофизиологические и возрастные особенности и индивидуальные возможности детей;
  • вовлечён каждый ребёнок;
  • содержание обучения направлено на раскрытие творческого потенциала личности;
  • создаётся ситуация успешности;
  • обучение динамично, задания адаптированы для индивидуальных особенностей и творческих способностей учащихся;
  • создаётся атмосфера содружества, совместного творчества обучающихся, педагога и родителей.

Создание условий для самореализации учащихся означает:

  • Строить занятие на научной основе;
  • Учить учиться, вести учащихся к успеху;
  • Быть подготовленным к занятию;
  • Быть требовательным в системе и последовательно;
  • Прислушиваться к мнению учащихся;
  • Использовать межпредметные связи;
  • Организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся в системе и на всех этапах занятия;
  • Организовывать опережающее обучение;
  • Использовать современные педагогические технологии: ИКТ, игровые технологии, технологию критического мышления, сотрудничества, технологию проектной деятельности, проблемного обучения и т.д.;
  • Использовать все источники информации;
  • Создавать атмосферу гуманизации в отношениях между детьми, между педагогом и учащимися;
  • Помогать одарённым учащимся.

Уверена, вы слышали песню «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». Игра является методом обучения, который направлен на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в конкретной ситуации, её основной целью является углубление интереса к учебе и тем самым повышение эффективности обучения.

Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат.

В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо.

При работе с детьми в творческом объединении одной из важнейших целей занятий является развитие личности каждого ребенка, поощрение его стремления к самореализации. Это может быть возможным благодаря созданию в нашем объединении оптимальных условий для обучения и воспитания, которые способствуют развитию ребенка и поддержке у него устойчивого интереса. Ребёнок реализует свои личные творческие цели. Это значит, что приобретенные навыки, он легко и эффективно использует при решении жизненных задач.

Результатом успешности каждого обучающегося выступают:

  • творческие достижения;
  • познавательный поиск;
  • творческая активность;
  • самореализация;
  • творческий рост.

Свидетельством успешности каждого обучающегося, является успешное прохождение промежуточных аттестаций, выступление на концертах, участие в конкурсах областного и районного значения и, конечно, применение полученных навыков в жизни. Отслеживание успешности ребенка позволяет повышать планку для новых ступеней развития.

Список литературы

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. - Самарский Дом печати, 1994.
  3. Вернадский. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. (Антология гуманной педагогики)
  4. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2005.
  5. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005.
  6. Под ред. Леонтьева Д.А., Щур В.Г. Психология с человеческим лицом. - М.: Смысл, 1997.
  7. Савиных Т.П., Фельдман Р.И. Роль учителя в формировании здоровья. - Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2009.