Цели:
- Познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д], [д'],
- учить давать характеристики звукам.
- Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти.
- Формировать правильное, плавное, выразительное, сознательное чтение.
Оборудование: компьютер, мультимедиа экран, проектор, учебники «Азбука», дидактический материал.
Ход урока
I. Организационный момент
Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на работу. Повторяйте за мной:
Мы - дружные,
Мы - внимательные,
Мы - старательные,
Мы отлично учимся,
Все у нас получится.
- Проведем урок обучение грамоте. Чему учимся на этих уроках?
(Учимся русской грамоте. Учимся грамотно говорить, грамотно читать, грамотно писать)
- На уроке вы многое узнаете и многому научитесь. Желаю вам успехов.
- Какие личные цели поставите перед собой на уроке?
- У нас урок «открытия» новых знаний. Что это значит? Что будем открывать? (Знакомиться с новыми звуками и новой буквой.)
II. Актуализация опорных знаний
На доске изученные буквы.
- Что вы видите на доске? (Буквы)
Назовите их.
- На какие группы можно разделить эти буквы? (Буквы гласных звуков и буквы согласных звуков.)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков?
- На какие две группы можно распределить буквы гласных звуков?
(Гласные, которые пишутся после твердых согласных и после мягких согласных.)
- Сколько гласных букв в русском языке?
- Сколько гласных звуков?
- На какие группы можно разделить буквы согласных звуков? По какому признаку? (Буквы звонких и глухих согласных, буквы, которые обозначают парные согласные по звонкости и глухости и буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные)
III. Постановка учебно-практической задачи
Послушайте внимательно стихотворение:
Дуб могучий заболел,
Дрозд за дятлом полетел:
Так болит дупло у дуба,
Как болит дупло у зуба!
Вмиг примчался доктор дятел
И дупло законопатил.
(И.Уханова)
- Как называют дятла в стихотворении? Почему?
- К этой удивительной птице мы еще вернемся на уроке.
- Что заметили, какие звуки повторяются чаще других?
- Кто догадался, с каким звуком мы будем сегодня работать?
- Сформулируйте тему нашего урока. (Звуки [д], [д'] и буква, которая их обозначает)
- Чему мы будем учиться на уроке?
- (Открывать новые знания).
Давайте определим задачи урока:
- Познакомиться с (новыми звуками и буквой).
- Охарактеризовать (звуки [д], [д'] и отличать их от других звуков).
- Учиться читать (слоги, слова и предложения с новой буквой).
Сегодня на уроке мы знакомимся со звуками [д], [д'], обозначением этих звуков на письме буквой, будем читать слоги, слова, предложения с изученной буквой, тренироваться в звукобуквенном анализе слов, узнаем много интересного об удивительной птице дятел.
IV. Открытие нового знания
1. Звуковой анализ слов «два»
- Отгадайте загадку:
Темной он покрыт корой
Лист красивый, вырезной.
А на кончике ветвей
Много-много желудей. (Дуб)Шея, хвост и голова,
Словно лебедь цифра… (Два)
- Обратимся к звуковой модели этого слова.
- Проведем звуковой анализ слова «дуб».
- Давайте прочтём слово «дуб», ведя указкой по «домикам» для звуков.
- Читать будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой «домик».
- Сколько звуков в слове дуб? (3 звука)
- Вычлените первый звук и охарактеризуйте его.
- Сколько букв нам потребуется, чтобы записать услышанные звуки?
- Сколько слогов? Чем воспользовались? (Правило)
Отгадайте загадку:
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
2. Звуковой анализ слова «дятел»
- Проведем звуковой анализ слов дятел.
- Сравним первые звуки слов.
- В чем сходство? (Звуки согласные и звонкие.)
- Докажите.
- В чем отличие? (Звук [д'] мягкий, звук [д] твердый.)
- Сделаем вывод, какие по характеристике новые звуки.
Вывод: звуки [д], [д]'- согласные, всегда звонкие, могут произноситься твердо и мягко.
- Какую задачу мы выполнили? (Дали характеристику новым звукам).
- Молодцы! А сейчас поиграем в игру.
3. Игра «Твердый - мягкий»
(Учитель называет слова, а ученики показывают с помощью карточек какой звук: твердый - синий, мягкий - зеленый).
Слова: Дина, дом, дельфин, друг, дерево, Даша, дыня, дочка.
- Какие еще задачи мы ставили перед собой? (Какой буквой обозначаются).
4. Знакомство с буквой
- Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д'].
- На письме звуки [д], [д'] обозначаются буквой Д.
Буква «Д» бывает заглавной печатной и строчной печатной.
5. Вывешивается карточка с буквами
- Зачем нужна заглавная буква?
- Сделайте вывод: Имена собственные и начало предложений пишутся с заглавной буквы, а остальные слова - с маленькой.
6. На что похожа буква?
Рассмотрите букву д. На что похожа буква?
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д - труба печная.
В.СтепановБуква Д - просторный дом.
В нём тепло, уютно в нём.
Там живут игрушки: Куклы и зверушки.
- Давайте заменим буквами первые фишки в схемах слов. Определите, какие буквы надо выбрать: заглавные или строчные. Объясните: почему? (Нужно выбрать строчные буквы, так как это не имена собственные.)
- Укажем на «ленте букв» место буквы д.
V. Физкультминутка
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке (подскоки)
По тропинке побежим, до лужайки добежим (бег на месте).
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки (прыжки на месте)
Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем (ходьба на месте).
VI. Включение нового знания в систему знаний
Посмотрите на задачи урока. Первую задачу выполнили. Вторую достигли.
Назовите третью задачу. Будем ее решать.
1. Работа по учебнику. Чтение слогов с буквой «д»
(Прочитаем хором слоги с буквой «д»)
2. Выборочное чтение
- По какому принципу можно распределить слоги на две группы?
- Прочитать только те слоги, в которых буква «д» обозначает [д'].
- Прочитать слоги, в которых буква «д» обозначает [д].
3. Чтение слов с новой буквой
- Поработав над слогами, мы переходим к следующему этапу - это чтение слов с новой буквой.
- Прочитайте только имена.
- Прочитайте только слова, в которых один слог. Как называются такие слова? (Односложные)
- Прочитайте только те слова, в которых два слога. Как называются такие слова?
- Что помогает вам быстро и четко определять количество слогов? (Правило).
- Прочитайте слова, в которых буква «д» обозначает мягкий согласный звук.
- Прочитайте слова, в которых буква «д» обозначает твёрдый согласный звук.
- Что общего во всех этих словах? (есть буква д).
4. Дополнительная информация
Вернемся к нашей удивительной птице.
Заранее подготовленные (хорошо читающие) ученики читают тексты, представленные на карточках.
Карточка 1.
Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево! И если дерево заражено, в его теле есть вредные личинки - дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражён лес или здоров!
По В.Бианки
Карточка 2.
Работы у дятла в лесу много. Он не только врач, но ещё и вроде плотника. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и его дупла служат домиками для скворцов, мухоловок, горихвосток, синиц и других очень полезных птичек.
По В.Бианки
Карточка 3.
Постучит по суку носом, крикнет отрывисто, сорвёт с ветки шишку и понесёт её в свою кузницу. Кузница у него на пне, там щель, дятел сунет в неё шишку и давай долбить, расклёвывать.
По В.Бианки
Что интересного вы узнали о жизни дятла?
5. Работа с текстом. Развитие речи
- Обратимся к задачам.
- Слоги и слова с новой буквой читали. Что осталось прочитать?
(Текст у каждого ученика на столе)
Диме и Даше подарили собаку. Они назвали собаку Дымок. Весь день дети мастерили домик для собаки. Дымок рад новому домику. Дети ухаживали за собакой. Дима, Даша и Дымок теперь друзья!
Задание по тексту:
А) Жужжащее чтение.
- Что вы прочитали? (Текст).
- Докажите. Давайте вспомним, что такое текст?
(Текст - это два и более предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей темой.)
- Какой темой объединены предложения?
- Как можно озаглавить текст?
Б) Выборочное чтение
- Как звали детей в рассказе?
- Как называются такие слова в русском языке? (Имена собственные).
- Для кого дети смастерили домик?
- Почему их можно назвать друзьями?
- Чему учит этот рассказ?
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности
Наш урок подошёл к концу.
- Все задачи выполнены?
- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?
- С какой буквы познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
Буква Д - в числе согласных.
И, конечно, не напрасно!
Не было б без Д - деревьев,
Декабря, дождей, деревни,
Добрых душ, учеников и детства.
Буква Д, тебя приветствуем!
Т.Синицына
- Что было самым трудным?
- Выполнены ли личностно-значимые цели?
- Оцените свой труд.
- Кто считает, что он хорошо потрудился на уроке - похлопайте в ладоши.