Эти мудрые слова, высеченные на скале в Древней Элладе, подтверждают, что люди давно знают о пользе движений. Но сейчас каждому необходимо не только знать, но и хорошо понимать, каким образом движение воздействует на организм. Очень важно выработать у себя сознательную и ежедневную потребность в физических упражнениях, как потребность в работе, еде, сне.
Реформа школы потребовала коренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и улучшения постановки физического воспитания учащихся. Исследованиями доказано, что уроки восполняют лишь незначительную долю необходимого объема двигательной активности. Недостаточная двигательная активность, слабая интенсивность выполнения упражнений привели к тому, что уровень развития основных двигательных качеств и владение двигательными навыками оказались на низком уровне. Изучение передового опыта школ показало, что большого успеха достигают те педагоги, которые - максимально используют различные формы физического воспитания.
Все эти формы направлены на улучшение состояния здоровья школьника. Это одно из основных направлений здорового образа жизни, так как понятие «здоровый образ жизни» - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.
Другое основное направление «ЗОЖ» - это когда человек старается не допустить привития привычек, которые отрицательно влияют на состояние здоровья.
Своими направленными действиями человек активно может воздействовать на улучшение своего здоровья через двигательную активность, закаливание организма, рациональное питание, соблюдение гигиены труда и отдыха и другими путями. Рассмотрим основные из этих форм сохранения здоровья.
Двигательная активность, физическая культура и спорт являются эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний.
Двигательная активность, физическая культура и владение двигательными навыками оказались на низком уровне. Изучение передового опыта школ показало, что большого успеха достигают те педагоги, которые максимально используют различные формы физического воспитания.
Человечество на протяжении многих веков своего существования искало пути укрепления здоровья и продления активной жизни. Было использовано бесчисленное множество способов: заклинания и обращения к божествам, целебные бальзамы и эликсиры молодости, молочные и скипидарные ванны, новокаиновые вливания, пересадки половых желез животных, снятие с поверхности тела излишнего статического электричества и, наоборот, наведение магнитных полей, проведение сеансов массового психологического воздействия и т.д. Вместе с тем с давних времен хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья - двигательная активность, физическая куль-тура. Двигательная активность человека в значительной степени влияет на здоровье, особенно на здоровье детей и подростков.
Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности. В детском и подростковом возрасте условно делят на три составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, спортивных занятий, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная и организованная физическая активность в свободное время.
Дополняя друг друга, они обеспечивают определенный уровень. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом являются обязательным условием здорового образа жизни, одним из основных элементов, входящих в это понятие.
В нашей стране разработаны гигиенические нормативы суточной для детей и подростков. Гигиеническая норма, выраженная общим числом суточных шагов и общей продолжительностью (в часах) двигательного компонента в режиме дня, приведена в таблице.
Организм школьника сложная развивающаяся система, и для правильного его развития необходимы двигательная активность, игры, физическая культура и спорт.
Поэтому в зоне гигиенической нормы выделена оптимальная величина суточной нормы, которая способна дать наибольший оздоровительный эффект.