Урок русского языка в 3-м классе по теме «Имя прилагательное»

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, Имя прилагательное


Учебник: «Русский язык» 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Ч.2. / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2013 год.

1. Тема: «Имя прилагательное».

2. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

3. Цель: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном и его грамматических признаках.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным;
    • формирование орфографической зоркости;
    • познакомить с новым понятием «эпитеты».
  • Развивающие:
    • развитие речи, познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, речевой культуры, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы;
    • формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном».
  • Воспитательные:
    • воспитание мотивов учения, любви к знаниям, интереса к предмету, чувства коллективизма;
    • использование здоровьесберегающих технологий.

Планируемый результат.

Личностные УУД:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • развитие этических чувств, доброжелательности.

Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
  • уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
  • формирование умения взаимодействовать в парах, группах.

Метапредметные УУД:

  • формирование умения различать и находить имя прилагательное, другие части речи, систематизировать знания учащихся, умение выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы

4. Анализ контингента обучающихся:

Контингент учеников, обучающихся в 3 классе по предмету русский язык, состоит из 16 человек, из них:

  • имеют высокий уровень развития 5 человек;
  • средний уровень : 7 человек;
  • базовый: 3 человека;
  • низкий :1 человек.

Исходя из учёта индивидуальных особенностей каждого учащегося, необходимо было подобрать соответствующие формы и методы работы на уроке по теме «Имя прилагательное».

5. План урока. Характеристика этапов с отражением планируемых результатов.

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.
- И начнём наш урок со слов русского поэта, литератора 18 в. Александра Петровича Сумарокова «Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат».
- Как вы понимаете эти слова?
- Наша речь очень красивая, богатая, выразительная. Но не только устная, но и письменная.

Приём: "Рифмованное начало урока"

"Эпиграф к уроку"

Устанавливать связь между уроком литературного чтения и окружающего мира

Личностные: развивать мотивацию к изучению нового материала, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

2

Актуализация опорных знаний.

Словарная работа. На доске:
Словарь: суббота, аккуратный, класс, килограмм, коллектив.
- Запишите эти слова, вставьте зеленой ручкой пропущенные буквы.
Проверка.
- Что общего вы видите у этих словарных слов?
- Найдите среди данных слов лишнее. Почему именно оно лишнее?
- Сформулируйте тему нашего урока, о чем мы будем говорить?
- Тема нашего урока: «Имя прилагательное».

- Подумайте, почему вы смогли найти имя прилагательное среди слов?

находить имя прилагательное, определять орфограммы в словах, находить лишнее в процессе классификации

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: применять полученную информацию при ответах на вопросы;
самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, планировать учебную деятельность

3

Постановка учебной проблемы

- Какую часть речи мы уже изучили?
- Что мы знаем об имени существительном?
- Имя прилагательное вам уже известно, тогда зачем нам снова говорить об этой части речи?
Какую цель и задачи мы ставим перед собой?
- что обозначает имя прилагательное,
- с какой частью речи связано,
- как изменяется,
- чем является в предложении.
- Как мы будем достигать наши цели?

находить имя прилагательное, устанавливать взаимосвязь между изученным материалам об имени прилагательном и имени существительном

Личностные: формировать уважительное отношения к иному мнению, развивать навыки сотрудничества, уметь не создавать конфликтов.

Регулятивные: удерживать учебную задачу в течение урока.

Познавательные: находить прилагательные в тексте, определять их значение; развивать умение находить главное слово и грамотно задавать вопрос к прилагательному;

Коммуникативные: уметь слушать собеседниками, вести диалог, излагать свое мнение.

4

Открытие нового знания

- Вспомните, почему имена существительные так называются?

- Подумайте, почему имя прилагательное так называется? (Произошло от слова прилагать, прикладывать, присоединять).

Следовательно: существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета.

- Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?
Давайте проверим.
Составьте словосочетание со словом аккуратный.
Составьте предложение с этим же словом. (1 ученик у доски). Подпишите части речи, обозначьте грамматическую основу.
- Сделайте вывод, каким членом предложения является имя прилагательное.

находить имя прилагательное;
выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным;

Познавательные:
- находить прилагательные, определять их значение;
- развивать умение находить главное слово и грамотно задавать вопрос к прилагательному;

Личностные: формировать уважительное отношения к иному мнению, развивать навыки сотрудничества, уметь не создавать конфликтов.

Регулятивные: удерживать учебную задачу в течение урока.

5

Первичное закрепление

- Как вы думаете, для чего нам нужны имена прилагательные? (для красоты речи, чтобы речь была более понятной, выразительной).
- Вернемся к цитате, с которой мы начали урок.

- Подумайте, для чего нужны имена прилагательные в литературе?

- Я назову вам слово, а вы представьте его.
Яблоко, дом, стол.
- Вы представили одинаковые предметы по форме, цвету, величине? Чего вам не хватало для того, чтобы представить предмет более точно?
- Вывод: имена прилагательные делает речь ясной, понятной, выразительной.

находить имя прилагательное;
выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным;

Познавательные: находить прилагательные , определять их значение;
развивать умение находить главное слово и грамотно задавать вопрос к прилагательному;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: способность к самооценке.

Регулятивные: уметь отвечать на итоговые вопросы.

6

Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

Работа в парах. Вспомните правила работы в парах.

- Посмотрите карточки и определите, какое задание нужно выполнить?

Сущ. Прил.
Тропинка широкие
Озеро узкая
Ремень глубокое
Реки чёрный

находить имя прилагательное;
выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным; определять число и род прилагательных.

Познавательные: находить прилагательные, род и число которых совпадает с именами существительными;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: способность к самооценке.

Регулятивные: уметь подвести итог и сделать вывод.

- Итак, вам нужно составить словосочетания, соединив существительное с подходящим по смыслу прилагательным.
- Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.
- Почему вы соединили слово тропинка с прилагательным узкая? А не со словом широкие?
Ремень со словом чёрный, а не со словом узкая?
Озеро - глубокое, а не со словом чёрный?
Реки - широкие, а не со словом глубокое?
Подпишите род и число у существительного и прилагательного.
- Какой вы можете сделать вывод?
- Род и число имени прилагательного такой же, как и род, число имени существительного.
Давайте прочитаем ВЫВОД на экране презентации.
Умение выделить в устной речи имена прилагательные. Определить окончание прилагательного по вопросу к нему.
Физминутка Осенним днём, осенним днём
На прогулку мы идём.
Ради шутки, ради смеха
Спросим мы лесное эхо:
«Ты на дереве каком?»
Отвечает эхо: «ОМ».
«Ты под кустиком каким?»
Отвечает эхо: «ИМ».
«Расскажи ты это всем!»
Отвечает эхо: «Ем!»
Познавательные: определить окончание имени прилагательного по вопросу
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

7

Этап включения в систему знаний и повторений.

- Давайте подведем итог.
- Сейчас вы получаете тест
1.Имена прилагательные отвечают на вопросы:
А) кто? что?
Б) какой? какая? какие?
В) что делать? что сделать?
2. Имя прилагательное - это
А) часть слова
Б) часть речи
В) член предложения
3. Имена прилагательные обозначают:
А) действие предмета
Б) предмет
В) признак предмета
4. Прилагательные связаны по смыслу:
А) с глаголами
Б) с существительными
5.В предложении чаще всего бывают:
А) главным членом предложения
Б) второстепенным членом предложения.

Проверка и самооценка.

находить имя прилагательное;
выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: способность к самооценке.

8

Этап рефлексии

- Подумайте и оцените свою работу на уроке.
Запишите имя прилагательное, позволяющее понять, какой у нас сегодня был урок.

Подбирать имена прилагательные, уместные к данному существительному

Познавательные: находить прилагательные , определять их значение;
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме.

Личностные: способность к самооценке.

6. Проанализировать, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.