Учебник: «Русский язык» 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Ч.2. / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2013 год.
1. Тема: «Имя прилагательное».
2. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
3. Цель: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном и его грамматических признаках.
Задачи урока:
-
Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным;
- формирование орфографической зоркости;
- познакомить с новым понятием «эпитеты».
-
Развивающие:
- развитие речи, познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, речевой культуры, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы;
- формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном».
-
Воспитательные:
- воспитание мотивов учения, любви к знаниям, интереса к предмету, чувства коллективизма;
- использование здоровьесберегающих технологий.
Планируемый результат.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности.
Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в парах, группах.
Метапредметные УУД:
- формирование умения различать и находить имя прилагательное, другие части речи, систематизировать знания учащихся, умение выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы
4. Анализ контингента обучающихся:
Контингент учеников, обучающихся в 3 классе по предмету русский язык, состоит из 16 человек, из них:
- имеют высокий уровень развития 5 человек;
- средний уровень : 7 человек;
- базовый: 3 человека;
- низкий :1 человек.
Исходя из учёта индивидуальных особенностей каждого учащегося, необходимо было подобрать соответствующие формы и методы работы на уроке по теме «Имя прилагательное».
5. План урока. Характеристика этапов с отражением планируемых результатов.
План урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) |
|||
1 |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Здравствуйте, ребята.
|
Приём: "Рифмованное начало урока" "Эпиграф к уроку"
Устанавливать связь между уроком литературного чтения и окружающего мира |
Личностные: развивать мотивацию к изучению нового материала, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. |
2 |
Актуализация опорных знаний. |
Словарная работа. На доске:
- Подумайте, почему вы смогли найти имя прилагательное среди слов? |
находить имя прилагательное, определять орфограммы в словах, находить лишнее в процессе классификации |
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: применять полученную информацию при ответах на вопросы;
Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, планировать учебную деятельность |
3 |
Постановка учебной проблемы |
- Какую часть речи мы уже изучили?
|
находить имя прилагательное, устанавливать взаимосвязь между изученным материалам об имени прилагательном и имени существительном |
Личностные: формировать уважительное отношения к иному мнению, развивать навыки сотрудничества, уметь не создавать конфликтов. Регулятивные: удерживать учебную задачу в течение урока. Познавательные: находить прилагательные в тексте, определять их значение; развивать умение находить главное слово и грамотно задавать вопрос к прилагательному; Коммуникативные: уметь слушать собеседниками, вести диалог, излагать свое мнение. |
4 |
Открытие нового знания |
- Вспомните, почему имена существительные так называются? - Подумайте, почему имя прилагательное так называется? (Произошло от слова прилагать, прикладывать, присоединять). Следовательно: существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета.
- Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?
|
находить имя прилагательное;
|
Познавательные:
Личностные: формировать уважительное отношения к иному мнению, развивать навыки сотрудничества, уметь не создавать конфликтов. Регулятивные: удерживать учебную задачу в течение урока. |
5 |
Первичное закрепление |
- Как вы думаете, для чего нам нужны имена прилагательные? (для красоты речи, чтобы речь была более понятной, выразительной).
- Подумайте, для чего нужны имена прилагательные в литературе?
- Я назову вам слово, а вы представьте его.
|
находить имя прилагательное;
|
Познавательные: находить прилагательные , определять их значение;
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: способность к самооценке. Регулятивные: уметь отвечать на итоговые вопросы. |
6 |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой. |
Работа в парах. Вспомните правила работы в парах. - Посмотрите карточки и определите, какое задание нужно выполнить?
Сущ. Прил.
|
находить имя прилагательное;
|
Познавательные: находить прилагательные, род и число которых совпадает с именами существительными; Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: способность к самооценке. Регулятивные: уметь подвести итог и сделать вывод. |
- Итак, вам нужно составить словосочетания, соединив существительное с подходящим по смыслу прилагательным.
- Прочитайте словосочетания, которые у вас получились. - Почему вы соединили слово тропинка с прилагательным узкая? А не со словом широкие? Ремень со словом чёрный, а не со словом узкая? Озеро - глубокое, а не со словом чёрный? Реки - широкие, а не со словом глубокое? Подпишите род и число у существительного и прилагательного. - Какой вы можете сделать вывод? - Род и число имени прилагательного такой же, как и род, число имени существительного. Давайте прочитаем ВЫВОД на экране презентации. |
Умение выделить в устной речи имена прилагательные. Определить окончание прилагательного по вопросу к нему. | |||
Физминутка |
Осенним днём, осенним днём
На прогулку мы идём. Ради шутки, ради смеха Спросим мы лесное эхо: «Ты на дереве каком?» Отвечает эхо: «ОМ». «Ты под кустиком каким?» Отвечает эхо: «ИМ». «Расскажи ты это всем!» Отвечает эхо: «Ем!» |
Познавательные: определить окончание имени прилагательного по вопросу
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
||
7 |
Этап включения в систему знаний и повторений. |
- Давайте подведем итог.
Проверка и самооценка. |
находить имя прилагательное;
|
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: способность к самооценке. |
8 |
Этап рефлексии |
- Подумайте и оцените свою работу на уроке.
|
Подбирать имена прилагательные, уместные к данному существительному |
Познавательные: находить прилагательные , определять их значение;
Личностные: способность к самооценке. |
6. Проанализировать, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.