Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.
Б.Дизраэли
Инструментом воспитания культуры мышления, обязательным условием создания развивающей среды на уроке, является рефлексия, контрольно-оценочное, критическое рассмотрение человеком особенностей мыслительных действий, направленных на поиск решения задач. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано с рефлексией.
Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя - заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Решение этого вопроса вижу в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.
А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, полное сомнений и противоречий, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Анализ понятия «рефлексивные умения»
(по материалу методического пособия Ушевой Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие - Красноярск, 2007)
Проблема рефлексии достаточно много исследовалась и исследуется наукой, в том числе и психолого-педагогической. Однако, вопрос об рефлексивных умениях с точки зрения как теории психологии и педагогики, так и практики образования, по-видимому, требует дальнейших исследований и разработок.
Рефлексия понимается как интегральный психический процесс, который проявляется в способности размышлять над содержанием сознания другого человека и размышлять над содержанием собственного сознания, хода и результата собственной деятельности.
Рефлексивность - это свойство практического мышления. Рефлексия, по мнению автора Т.Ф.Ушевой, становится важнейшим, определяющим звеном между концептуальным знанием и личным опытом человека. Для учащегося это качество необходимо для применения общих знаний в конкретных ситуациях своей практической действительности. Без рефлексивной проработки теоретические знания, из которых складываются концептуальные представления, как бы «рассыпаются» в сознании, а это не позволяет им стать непосредственным руководством к действию. Рефлексия в деятельности - это процесс мысленного - предваряющего или ретроспективного - анализа какой-либо проблемы, затруднения или успеха, в результате которого возникает осмысление сущности проблемы или затруднения, рождаются новые перспективы их разрешения.
Г.П.Щедровицкий выделяет следующие формы осуществления рефлексии: коллективно-кооперативную, коммуникативную, индивидуальную, личностную и интеллектуальную. На их основании автор Т.Ф.Ушева определила рефлексивные умения, необходимые каждому человеку для реализации практической деятельности:
- кооперативные - самоопределение в рабочей ситуации, умение удерживать коллективную задачу, умение принимать ответственность за происходящее в группе, умение осуществлять пошаговую организацию деятельности, умение соотносить результаты с целью деятельности;
- интеллектуальные - определение основания деятельности, оценка собственной позиций, умение прогнозировать последующий ход действий, умение возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана;
- личностные - умение анализировать себя, адекватное самовосприятие, умение определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки;
- коммуникативные - умение «встать на место другого», проявление эмпатии, понимание причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализ прожитых ситуаций и учет действий других в своих поведенческих стратегиях, понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития.
Рефлексивные умения помогают ученикам понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, которые проявляются через анализ его предметной деятельности. «Если физические органы чувств для человека - источник его внешнего опыта, то рефлексия - источник опыта внутреннего, способ самопознания, необходимый инструмент мышления».
Таким образом, сформированные рефлексивные умения учащихся позволяют им самостоятельно сформулировать цели и результаты дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь, а это в свою очередь делает их ответственными и успешными в учебной деятельности.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.
Рефлексия связана с другим важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию - осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в современном мире: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
Изучив литературу по теме, интернет-ресурсы, предлагаю следующую классификацию рефлексии:
- По содержанию: устная и письменная.
- По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
- По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок.
- По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно - скучно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).
Учебной рефлексии может подвергаться:
- Настроение, эмоциональное состояние. Проведение её целесообразно с целью установления эмоционального контакта.
- Деятельность учащихся, что даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных.
- Содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
Рассмотрю некоторые приёмы организации рефлексии,которые
К первой группе (рефлексия настроения) можно отнести:
- Использование смайликов.
- «Букет настроения», «Дерево чувств».
- «Солнышко и тучка».
- Эмоционально-художественное оформление (Предлагаются картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным настроением, другая - радостная. Ученики выбирают по настроению)
Ко второй группе (рефлексия деятельности) может предлагаться рефлексия, построенная по принципу незаконченных предложений «Я похвалил бы себя…», «Сегодня мне удалось…», «Я понял, что…».
Как вариант может предлагаться небольшая анкета.
Интересен приём рефлексии «Благодарю…». Дети благодарят кого-то за сотрудничество. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов.
Для рефлексии деятельности можно использовать приём «Плюс - минус - интересно», приём «Бассейн», когда на листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы - утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша. Дети отождествляют себя с одним из пловцов.
На доске можно записать фразы:
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Дети подходят и ставят условный знак у тех слов, которые им подходят.
Приём рефлексии «Пятёрочка» или «Ладошка» (Предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Например, большой палец - для меня важно и интересно…)
Учащиеся пантомимой могут показать результаты своей работы. Например, руки вверх - довольны, голова вниз - не довольны, закрыть лицо руками - безразлично.
При организации рефлексии содержания учебного материала может быть полезным приём «Волшебный мешочек». Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберём в этот волшебный мешочек всё самое интересное, что было на сегодняшнем уроке.
Приём «Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один - с улыбающимся личиком, другой - с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические способности учащихся.
Вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Можно ли сделать лучше?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Мудрец учителя спросил:
- Кто тебя знаньям обучил?
- Упорный труд, величье книг
И мой учитель - ученик.
Он мне вопросы задавал,
И я на них ответ искал,
Он не давал заснуть уму,
Учитель отвечал ему.
(Притчи для детей и взрослых. Кн.2/ А.Лопатина, М.Скребцова. - 3 изд. - М.: Амрита, 2011)