Физическая культура в школе - общеобразовательный предмет, и наравне с другими дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков. Традиционно основное внимание на уроках уделяется умениям и навыкам. Сложнее дело обстоит со знаниями, с теорией.
Учитель призван раскрывать учащимся подлинный смысл физической культуры, как средство гармоничного развития человека, организации здорового образа жизни, укрепления здоровья, подготовка к трудовой деятельности. Следовательно, учащимся необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических упражнений. Очень важно, чтобы теоретические сведения были естественной составной частью урока, когда это необходимо и уместно. Теоретические знания развивают познавательную активность у учащихся. Но в основном этот познавательный процесс проводится в виде лекций. Очень монотонно и не интересно. Так как лекционные уроки не воспринимаются и в памяти у учащихся, остаётся очень маленькая информация. Для этого мы разрабатываем карточную систему и опрос ребенка на самом уроке. В чем заключается смысл данного метода. При объяснении того или иного технического действия очень подробно объясняется техника выполнения данного элемента. Говорится о том, как влияет это упражнение (действие) на организм человека. В какой последовательности правильно выполнять данное упражнение. В дальнейшем ученику предлагается усложнить каким-то элементом данное техническое действие. Также разрабатываются карточки для учащихся с различными техническими заданиями. Задания дают разноуровневые.
- Уровень «Знания». Назовите способы передвижения на лыжах? К какому разделу относятся катание на лыжах? Назовите спортивный инвентарь для катания на лыжах?
- Уровень «Понимание». Какое влияние оказывает катание на лыжах? Чем отличается катание на лыжах от катания на коньках? Опишите последовательность фаз передвижения на лыжах « одновременным бесшажным ходом».
- Уровень «Применения». Какие физические качества применяются в катаниях на лыжах? Как можно усложнить и каким элементом?.
- Уровень «Знания». Какие фазы передвижения легче и почему? Были ли сложности при выполнении данного технического действия?
- Уровень «Синтез». Почему ход называется одновременным? Представьте, что нет средства для отталкивания. Изменится ли способ передвижения?
- Уровень «Оценка». Предложите способ замены сложной части упражнения? Приведите пример использования на практике, и в жизни. Изложите информацию в виде схем?
Функциональная грамотность - способность ребенка использовать знания, умения, способы в действии для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Задания на читательскую грамотность
1-2 класс
Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания ) из предложенного списка.
Физические упражнения с мячом использовали древние люди для обучения детей охотничьим действиям.
- Первые мяча делали из ___________________
- ___________________ набивали песком или сухой травой.
- ___________________ получались неровными, разных размеров и разного веса.
- С помощью таких мячей _______________ обучали детей точным броскам по разным мишеням.
- Сейчас существует большое количество мячей: мячи для игр в футбол,____________, баскетбол, гандбол, теннис.
- Для обучения броскам и ловле мяча в школе используют мячи ___________________ и малые резиновые и теннисные.
Список слов и сочетаний.
- Шкуры.
- Шкур убитых животных.
- Древние охотники.
- Мячи.
- Волейбол.
- Весом до 1 кг.
9-11 класс
- Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.
- Способность управлять своими движениями в пространстве и времени ____________________.
- Способность человека выполнять упражнения высокой интенсивности в течении заданного времени _____________.
- Под _______________ понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течении определенного времени.
- Способность спортсмена продолжительное врем выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекающие в действие многие мышечные группы - _________________.
- ____________________- это способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку за время, обусловленное требованиями его специализации.
Список слов и словосочетаний.
- Силовая выносливость.
- Общая выносливость.
- Скоростная выносливость.
- Специальная выносливость.
- Координация.
Задания в открытой форме.
Представьте, что Вы стали Олимпийским чемпионом. В Вашу честь поднимается флаг и играет гимн Российской Федерации. Вы, как истинный патриот страны, знаете его слова.
Напишите 9 недостающих слов по порядку.
- Россия - священная наша _____________,
- Россия - любимая наша ______________.
- Могучая ___________, великая __________
- Твое ____________ на все времена!
- Славься, ______________ наше свободное,
- Братских народов _____________ вековой,
- Предками данная ______________ народная!
- Славься, ____________! Мы гордимся тобой!
Вы, как истинный патриот страны, знаете слова гимна Российской Федерации.
Напишите 8 недостающих слов по порядку.
- Широкий простор для ___________ и для жизни
- Грядущие нам ______________ года.
- Нам силу дает наша _________________ Отчизне.
- Так было, так ____________ и так будет всегда!
- Славься, _______________ наше свободное,
- Братских _________________ союз вековой,
- Предками данная _____________ народная!
- С лавься, страна! Мы ______________ тобой!
Общее. Как называется этот инвентарь Перекладина, Гимнастическое бревно низкое и высокое, гимнастический козел, гимнастические маты, канат, ядро, шест, мячи волейбольный, баскетбольный, футбольный, мяч для метания, яма для прыжка.
Легкая Атлетика. Что такое эстафетная палочка. Правильное выполнение передачи эстафетной палочки. Выбери способ. Опиши команды при низком старте. Опиши команды при высоком старте. На каких дистанциях выполняется высокий старт, на каких низкий. что такое колодки. Как правильно подобрать расстояние в колодках у стоп. Правильная техника выполнения метания мяча скрестным шагом? Опиши технику выполнения метания мяча с места. Опиши технику выполнения метания мяча с разбегу. Какие виды метания существуют? Опиши технику выполнения прыжка в высоту способом ножницы, фосбери флоп.
Гимнастика. Опиши схематично любую акробатическую комбинацию. Придумай любую акробатическую комбинацию. Что такое кувырок вперед. Что такое стойка на лопатках. Что такое стойка на голове? Гимнастический мост? Опиши различные прыжки, применимые в акробатической комбинации? расскажи или опиши все фазы выполнения опорного прыжка? Какой инвентарь необходим для выполнения опорного прыжка? Перечисли Виды опорного прыжка? Способы лазания по канату? Опиши любую комбинацию элементов, которые ты знаешь?
Лыжная подготовка. Какие способы передвижения на лыжах ты знаешь? Чем отличаются одновременные и попеременные ходы? Дать характеристику фаз периода скольжения в скользящем шаге. Дать характеристику фаз передвижения на лыжах любым способом. Расскажи, какие бывают способы подъема в гору. Расскажи, какие бывают способы спуска с горы. Какие соревнования можно устроить на лыжах? В какие игры можно играть на лыжах? Какой спортивный инвентарь, необходимый для катания на лыжах? Как различить правую и левую лыжи? Как правильно одевать лыжные палки? Какая форма должна быть на ученике при посещении урока по лыжной подготовке? Как правильно наносить мазь на лыжи? Какие средства существуют для лучшего скольжения лыж?
Каким мячом играют в баскетбол? Каким мячом играют в футбол? Какой инвентарь необходим для игры в настольный теннис? Каким мячом играют в волейбол? Какими способами в волейболе можно принять мяч? Укажите вид спорта, одним из технических элементов которого, является «прием мяча двумя руками сверху» укажите номер рисунка, на котором изображены следы на ладонях после правильного выполнения этого приема. Какие броски выполняются в баскетболе? Задачки из презентации.
Общие вопросы. На какие части делится урок? Из чего состоит урок? Какую подвижную игру ты можешь рассказать? Какие виды разминок ты знаешь. Расскажи любую. Нарисуй схематично 8 упражнений утренней гимнастики. Опиши перестроение в 2 шеренги, в 3 шеренги. Расскажи, как выполняется перестроение в 3 колонны?
Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно:
- связи теории с практикой;
- систематичности и последовательности в подготовке специалистов;
- сознательности, активности и самостоятельности учеников в учебе;
- соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;
- сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;
- прочности усвоения знаний;
Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью, но при этом физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились климато-географические, экологические и социальные условия. Если в прежнее время маленький человек 5-9 лет имел возможность реализовать свою двигательную активность в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире - необходимость. По данным Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ, больше 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем, уверены специалисты, является дефицит движения. На уроках ребенок без движения в среднем проводит около 10 часов. Дефицит двигательной активности у младших школьников составляет 35-40%, а среди старшеклассников достигает 75-85%. Разработчики стандарта справедливо исходили из установки, что урок физкультуры - это развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта. Главное, чтобы ребенок овладел основами технических действий, приемов и физических упражнений из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности. Больше уроки физкультуры не будут опираться только на четыре вида спорта. Теперь к базовым добавятся и легкая атлетика, и аэробика, и настольный теннис, и хореография. За учителем остается право выбрать свой план урока с опорой на мнение учащихся. Если говорить о самом уроке, то в корне изменяется подход к нему. Появляется такое понятие, как «домашнее задание». Если ученик не будет дома выполнять заданные упражнения, то не сможет справиться с очередной задачей на уроке. Естественно, учитываются особенности и способности каждого ребенка. Учитель будет смотреть не на то, сдан или не сдан норматив, а как ребенок совершенствуется. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта третьего поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку? Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время сбережение и здоровье сбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя. Эти уроки имеют свои особенности. Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников). Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты.
Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5-7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи. В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5-7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т.п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
- планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки - с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
- планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности:
1) гибкость, координация движений, быстрота;
2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности);
3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности целевых уроков:
- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
- планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7-9 мин);
- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
- обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и индивидуального самочувствия.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
- Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
- Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
- Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
- Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства
- Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Всё это включают себя УУД.
ФГОС под собой подразумевает больше самостоятельности от детей. Поэтому я в своей практике использую карточную систему. Подготовка карточек к уроку многообразна. Остановимся на этом подробно. Возьмем урок физической культуры по теме легкой атлетики. Примером послужит темы «высокий старт и Низкий старт». На уроке с самого начала учащиеся выбирают карточки. На каждой карточке написано задание.
- Карточка 1- сдача рапорта.
- Карточка 2 - проведение беговой разминки.
- Карточки 3 - проведение ОРУ (на месте, в движении, под музыку и т.д.)
- Карточка 4 - ускорения с различными и.п.
- Карточка 5 - «Высокий старт»
- Карточка 6 - «Низкий старт»
- Карточка 7 - П. Игра.
Так в уроке уже задействовано 7 человек, которые вместе с учителем будут объяснять и помогать при проверке правильности выполнения данных ими упражнений. При объяснении нового материала учащиеся сначала рассказывают как они думают выполняется данное упражнение. Затем следует рассказ и показ учителя. Выявление ошибок и их исправление. Учащиеся сами называют все упражнения, исправляют ошибки других учеников, также участвуют в выставлении оценок. Подвижная игра дает ученику освобожденному. И вместе с этим учеником разбирается, как правильно играть в эту игру. Каждая задание выполняется под руководством учителя. Учитель направляет, помогает и исправляет ошибки своих учеников. Чем хороша эта методика. Ученики сами проводят полностью урок. Ученик думает, анализирует и пробует упражнение. Что в данном случае благоприятно сказывается на усвоении материала урока. В карточной системе также могут присутствовать различные комбинации для всех видов спорта проходимых в школе. К примеру, раздел гимнастика упражнение на низком бревне (комбинация - карточка), акробатика (комбинация - карточка). По окончанию урока можно провести соревнования на правильность выполнения комбинации.
Учитель физической культуры в данном случае дает больше возможности самим учащимся реализовать свои таланты. У учащихся проявляется больший интерес к уроку. Они больше интересного предлагают на уроке: новые игры, новые упражнения.
Список литературы
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие /Е.С.Полат, М.Ю.Бухарина,- М.: Бухарина Издательский центр «Академия», 2007.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии.
- Селевко Г.К. Найди себя.
- Конради С.В. - Игровые технологии / 2001.
- Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Москва: 2005 (Высшее профессиональное образование).
- Лях В.И. Диагностика и развитие.