Влияние мотивации на спортивные достижения пловцов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В связи активизацией процессов по развитию спорта в России, значительно вырос интерес к психологическому сопровождению спортсменов. Спорт является одной из важнейших сфер деятельности подрастающего поколения, где оно получает гармоничное развитие и совершенствование. Спорт не может существовать без конкуренции, поэтому, чтобы добиться определенных успехов, необходимо быть психологически подготовленным и обладать высоким уровнем мотивации достижения успеха.

Спортивная деятельность в сложных условиях и сопровождается повышенной психической напряженностью, соответствовать которой может далеко не каждый занимающийся спортом. Поэтому особую актуальность приобретает проблема психологической подготовки, отбора наиболее способных и перспективных спортсменов, прогнозирования успешности их спортивной деятельности, которые должны исходить из индивидуальности спортсменов.

Исследование психологической стороны спортивного плавания позволяет глубже понять, как именно ментальные процессы влияют на производительность пловцов и их победы на соревнованиях. Особое внимание в данном исследовании уделяется тому, как пловцы справляются с психологическим давлением на больших соревнованиях, сохраняют фокус во время заплывов и восстанавливаются после них, как они управляют своими эмоциями и поддерживают мотивацию на протяжении длительных и изнурительных тренировок.

Плавание - это дисциплина, требующая от пловцов высокого уровня физической подготовленности и технических навыков. Однако, помимо физических аспектов значительное влияние на результаты спортсменов оказывают психологические факторы.

Спортсмены, тренирующиеся по одной и той же программе у одного тренера, показывают разные результаты. Это связано с рядом факторов, включая в первую очередь психологические характеристики личности каждого спортсмена.

В связи с тем, что сущность спорта заключается в соревновательной деятельности спортсменов, предъявляются определенные требования к личности спортсменов, соответствие которым приводит к достижению максимальных результатов на соревнованиях.

Целью психологической подготовки пловцов является формирование у спортсменов такого психологического состояния, при котором они могут:

  • максимально реализовывать свою функциональную и специальную подготовленность на соревнованиях для достижения максимального результата;
  • устранять негативные предсоревновательные и соревновательные факторы, т.е. проявлять высокую надежность соревновательной деятельности.

Если на начальных этапах психического развития ребенка на первом плане оказываются его биологические приспособления (которые делают решающий вклад в составлении его восприятия и эмоций), то затем эти приспособления трансформируются. Это, конечно не значит, что они просто перестают функционировать; это значит другое, а именно, что они становятся реализующими иной более высокий уровень деятельности, от которого и зависит мера их вклада на каждом данном этапе развития.

Пловцы часто сталкиваются с длительными тренировками, повторяющимися движениями и напряженной конкуренцией. Они должны преодолевать физический дискомфорт, усталость и неуверенность в себе, чтобы поддерживать форму и выступать наилучшим образом. Психологическая стойкость позволяет пловцам стойко переносить сложные моменты и сохранять мотивацию. Имеет место быть постоянное беспокойство по поводу результатов. Каждый спортсмен должен научиться справляться с нервами и давлением перед заплывом и сохранять самообладание во время соревнований. На здоровую психику спортсмена огромное влияние оказывает здоровая обстановка в его окружении, поддержка тренера и близких людей.

Объем нагрузок лучших спортсменов мира достиг таких пределов, при которых спортсмены в течение весьма продолжительных периодов, тренируется почти на пределе своих функциональных возможностей, балансируя между столь желанной спортивной формой и опасностью перенапряжения систем организма, воздействия патологических явлений, вызванных большой нагрузкой.

Спортивная деятельность протекает в сложных условиях и сопровождается повышенной психофизиологической напряженностью, соответствовать которой может далеко не каждый занимающийся спортом.

В спорте себя может проявить только тот спортсмен, психологические качества и свойства которого соответствуют требованиям самой спортивной деятельности и специфике, избранного вида. По мере роста спортивных достижений, а соответственно и требований к личности спортсмена усиливается роль психофизиологических исследований. В настоящее время основные разделы психологов в спорте, в частности в плавании, имеют главным образом три направления:

  1. Исследование основных свойств нервной системы и выделение комплекса характерных для вида спорта их проявлений.
  2. Изучение личности и определение наиболее прогностических и значимых для спортивной деятельности характеристик.
  3. Формирование и совершенствование отношений, способствующих высшим проявлениям физических и духовных сил спортсмена, в процессе спортивной тренировки и соревнований.

Изучение свойств нервной системы позволяет понять сущность конкретных дыхательных проявлений.

Имея сведения об основных свойствах личности спортсмена, можно также с определенной точностью прогнозировать успешность занятий спортом.

Формирование и совершенствование благоприятных для спортивной тренировки и соревнований психических состояний позволяет постепенно и целенаправленно формировать необходимую систему отношений спортсмена и совершенствовать его спортивный характер.

Психологическая подготовка это многолетний процесс, включающий в себя планирование, отбор кандидатов, психодиагностику личности, формирование мотивации.

Л.П.Матвеев выделял несколько видов психологической подготовки, а именно:

  1. Общая психологическая подготовка направлена на оптимизацию психологической адаптации спортсмена к физическим нагрузкам;
  2. Специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию, направлена на формирование у спортсмена «спортивного характера»;
  3. Психологическая защита от негативных воздействий в ходе конкретного соревнования.

Г.Д.Горбунов в психологической подготовке пловцов к любому соревнованию выделял три этапа:

  1. От момента узнавания спортсменов об его участии на соревнованиях до получения стартовых протоколов;
  2. От ознакомления со стартовым протоколом до начала предварительной части соревнований;
  3. От начала предварительной части соревнований до окончания финала;

В спорте соревновательная цель не всегда бывает легко достижимой, поэтому спортсмен во время подготовки принимает значительные эмоциональные, физиологические и волевые усилия, исходя из этого, у спортсменов должен быть высокий уровень мотивации, который постоянно побуждает его к деятельности.

На начальном этапе занятий спортом наблюдается в основном у детей, разрозненность интересов к разным его видам. При этом часто выбор вида спорта бывает обусловлен случайными внешними обстоятельствами, которые часто привлекают спортсменов. Из-за этого у детей происходит частая смена вида спорта за маленький промежуток времени, поэтому они утрачивают интерес к нему. На выбор вида спорта влияют не только внешние факторы, также сильное влияние оказывают внутренние факторы.

Важное место в поддержании мотивации занятий спортом на этом этапе начинают играть отношения с тренером. Продолжительные отношения между тренером и спортсменом оказывают благоприятный эффект на развитие и поддержание спортивной мотивации. Однако, если спортсмены видят необъективное отношение тренера к себе, это негативно сказывается на их мотивации.

Многие авторы выделяют мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. В зависимости от соотношения этих двух мотивов существуют различные подходы спортсменов к занятиям спортом, а в частности к соревновательной деятельности. Те спортсмены, у которых преобладает мотив достижения успеха, имеют наиболее осознанные цели и стремятся достичь высоких результатов, чтобы утвердиться среди товарищей.

В спорте высших достижений этот мотив наиболее часто проявляется среди спортсменов, и он является неотъемлемым компонентом на пути к достижению успеха на соревнования высокого уровня.

В литературе имеется достаточно полное и подробное описание методов исследования как отдельных свойств нервной системы, так и целых комплексных программ, позволяющих широко изучить особенности протекания нервных процессов.

Психологическое консультирование играет важную роль в подготовке спортивных команд, особенно в таких видах спорта, как плавание, где командная работа и координация часто решают исход соревнований. Работа с квалифицированным психологом помогает не только укреплять индивидуальные навыки пловцов, но и существенно улучшать командную динамику и эффективность общения между спортсменами.

Спортсмены, ориентированные на положительные результаты, оценивают успех и проигрыш совсем по другому, чем те, кто настроен на поражение.

Победитель рассматривает победу, как результат своих способностей, что дает ему уверенность в способности одерживать победу в будущем. Когда он терпит поражение, то считает, что недостаточно работал, и неудача не меняет его самооценку.

Именно такую мотивацию мы видим у наших выдающихся пловцов. Если мы присмотримся внимательнее, то поймем, что они в первую очередь соревнуются сами с собой, пытаются расширить свои границы, и это позволяет им не погружаться в сомнения и беспокойства, а направлять свою энергию на решение новых задач.