Формирование ученического коллектива в начальной школе. Когда учитель не один на один с коллективом (из опыта работы)

Разделы: Классное руководство


Как была придумана эта система.

Формирование системы сплочения коллектива началось с того момента, когда я стала задавать себе вопрос:

- Как сделать так, чтобы дети активно работали на уроке?

Ведь не секрет, что отвечают на вопросы учителя одни и те же дети, а остальные не проявляют никакой активности. В творческих конкурсах тоже участвуют одни и те же, а мне хотелось бы, чтобы каждый ребенок почувствовал, что он может ответить, может выступить и не боялся бы этого.
Вот тогда я и подумала, что должен быть какой-то наглядный формат, который бы отражал работу детей и постоянно был перед глазами, это во-первых. Во - вторых каждый ученик должен иметь доступ к этому инструменту. В-третьих, результат работы каждого ученика должен моментально фиксироваться.

Итогом моих размышлений стала обыкновенная белая доска и фломастеры на водной основе, которыми можно на этой доске писать.

Следующим этапом моих размышлений был вопрос:

- Как организовать всех детей так, чтобы развить познавательный интерес?

Решение пришло очень быстро, ведь на современном этапе мы активно применяем групповую работу. Дети с 1 класса знают правила работы в группе. Я решила разделить класс на группы. В каждой группе обязательно выбирается капитан и заместитель капитана, численность группы 5-6 человек. Обычно в классе 5-6 групп.

Итак, доска есть, списки групп появились на доске, что же делать дальше?

А дальше очень просто - ответил, получи 1 балл и запиши его сам напротив той группы в которую ты входишь. Итак, работа с доской началась, активность детей на уроках моментально возросла, каждый хотел ответить.

На практике это выглядит так: ребенок отвечает на вопрос, если это правильный ответ, то я, как учитель, одобряю ответ и сразу предлагаю ребенку записать 1 балл напротив списка своей группы.

И снова вопрос:

- Как поощрить группу, которая работала наиболее активно в течение определенного времени? И каким должен быть временной промежуток?

Сначала про время. Таким временным промежутком я решила сделать - неделю. Объясню почему. Бывает так, что на в течение дня мало таких моментов, когда можно заработать баллы за ответы: самостоятельная работа, диктант или другие виды работы, которые не подразумевают ответов детей. А в течение недели баллы накапливаются.

Теперь о поощрении. Для разных классов разное поощрение: так в 1 классе победившая группа получает в виде поощрения - шоколадку или другой сладкий приз. Бывает так, что побеждают сразу 2 группы (они набирают в течение недели одинаковое количество баллов). Группа, которая занимает 2 место имеет право на другое поощрение - возможность посидеть с другом в какой-то 1день на неделе.

3 место означает, что каждый ученик этой группы может рассчитывать на однократную помощь со стороны учителя на любой самостоятельной работе в течение следующей недели.

Во втором и третьем классе поощрение меняется. Члены группы, которая заняла 1 место получают «5» в журнал по тому предмету, который выберут сами.

Второе место - посидеть с другом. 3 место - однократная помощь учителя на любой самостоятельной работе в течение недели.

В четвертом классе поощрение снова меняется.

Если группа заняла 1 место, то члены этой группы могут не делать домашнее задание 1 день в течение следующей недели. 2 место - «5» в журнал по выбору ученика. 3 место - посидеть с другом или помощь учителя ( по желанию ученика).

Из опыта моей работы хочу сказать, что эта система поощрения очень нравится детям. В предыдущие годы особый восторг вызывало поощрение - 1 день без домашнего задания. Но в нынешнем 4 классе ситуация чуть-чуть изменилась, дети просят заменить 1 день без домашнего задания - «5» в журнал. На что я конечно соглашаюсь.

Итак, несколько лет работы по этой системе позволяют сделать первый вывод: в классе нет учеников, которые бы не старались ответить. Данная система очень сильно повышает активность детей на уроке.

Где еще можно применить данную систему.

При формировании ученического коллектива учитель встречает множество проблем:

- Как сделать так, чтобы каждый ученик чувствовал ответственность за всех членов свой группы, своего класса? Как научить ребенка не подводить другого человека, группу, класс? Другими словами, как сделать коллектив дружным?

И здесь я задала себе следующий вопрос:

- Можно ли применить данную систему в воспитательной работе?

И решила попробовать.

Начала прямо у утра. В каждом классе есть дети, которые опаздывают, приходят без формы, без сменной обуви. Конечно все учителя обращают на это внимание, проводят беседы, а воз, как говорится, и ныне там. Как опаздывали одни и те же ученики так и опаздывают, как ходили без формы, так и ходят. И внимания на слова учителя совсем не обращают.

Наш учебный день начинается со слов: «в этой группе никто не опоздал, все в форме. Значит группа получает 2 балла.» Я думаю, понятно почему 2 балла - 1 балл за то, что нет опаздавших,1 балл - за форму. Стала наблюдать, что же происходит дальше. И увидела, что не только я веду с учеником беседу по поводу формы и опоздания, к нему подходит капитан группы и другие ребята и просят его не опаздывать, приходить в форме, другими словами не подводить всех остальных, не подводить группу. У меня появились помощники, радуюсь я. Начинаем формировать общественное мнение.

Хочу рассказать об одном случае, который произошел в четвертом классе.

Отмечу, что в уставе нашей гимназии говориться о том, что форма имеет синий цвет.

1 сентября. Коля В. пришел в школу в коричневом костюме. После уроков, я обратила внимание Коли на то, что форма в нашей гимназии синего цвета, и мне бы хотелось, чтобы Коля приходил в школу в синем костюме. Коля согласился и ушел домой. Но на следующий день пришел опять в коричневом костюме. Так продолжалось до родительского собрания. После родительского собрания ко мне подошел папа Коли и с возмущение заявил о том, что у него нет денег на синюю форму и его ребенок будет ходить в школу в коричневой.

И снова утро. И снова я начинаю учебный день со слов: «в этой группе никто не опоздал, все в форме. Значит группа получает 2 балла.» Я думаю, понятно что группа, в которую входит Коля 2 балла не получает. Группа получает 1 балл (никто не опоздал, но 1 ученик без формы). Дети обращают на это внимание, ведь все баллы идут в общий зачет, все хотят иметь поощрение. Прийти в школу форме-ведь это так просто. После урока ребята подходят к Коле говорят ему об этом. Подчеркиваю, что данное требование предъявляю не только я, как учитель, требование предъявляют ученики, члены данной группы, для которых данное требование является простым, понятным и не вызывает протеста.

- Да, понял я! Сказал Коля, и больше в коричневом костюме в школу не приходил.

Итак, следующий вывод, данная система помогает формировать общественное мнение, позволяет решать частные проблемы любого характера: приходить в школу в форме или одеваться по - своему усмотрению, опаздывать или не опаздывать.

Только ли 1 балл за правильный ответ?

Опять вернемся первый класс. К сожалению, действительность такова, что в 1 классе теперь не задают домашнего задания и не ставят отметки. Из недавней беседы с незнакомой женщиной с которой случайно разговорились в очереди:

- Как хорошо, в первом классе теперь ничего не задают, ничего делать не надо, и вообще, я дочери сказала, что учеба, это твое дело и твои проблемы. А самое главное, отметок не ставят, вместо отметок учитель печать ставит: рыбку, солнышко или еще что-нибудь.

А теперь перейдем во второй: отметки ставим и задание задаем. И начинаются проблемы.

Хочу остановиться на домашнем задании по литературному чтению и показать как моя система позволяет решать некоторые проблемы.

Задаю простое задание: выучить стихотворение. Начинаю опрос таким образом: вызываю к доске всю группу. Например, к доске выходит группа №1. Дети по очереди рассказывают стихотворение. Итоговый балл за работу группы такой: если все члены группы выучили стихотворение, то группа получает 5 баллов. Если кто-то не выучил, то группа эти дополнительные баллы не получает.

Так же делаем пересказ текста. Например, если текст очень большой, то дети в группе договариваются, какую часть будет пересказывать каждый член группы. Если каждый ученик подготовил пересказ, то группа получает дополнительные баллы.

Часто практикую сообщения по окружающему миру и оцениваем их точно так же.

Бывает так, что в группе есть ребенок, который упорно не учит стихотворение, не готовит сообщение, не читает то что задано, не готовить пересказ текста. И опять мне на помощь приходит моя система. Группа высказывает свое мнение в отношении данного ученика, дети говорят ребенку о том, что надо готовиться, иначе они проиграют, Таким образом снова формируется общее мнение, ведь требование предъявляю не только я, но и они. Потому что у них есть мотивационный момент, они хотят, чтобы группа победила, а для этого должны работать все члены группы.

Итак: можно приучить ребенка систематически выполнять домашнее задание, и это требование он примет, если об этом ему будет говорить не только учитель, родители, но и одноклассники.

Поощрить или наказать.

В любом классном коллективе всегда есть проблемы. Конечно, как классный руководитель я провожу беседы на классном часе объясняю что такое хорошо и что такое плохо. Бывает, что словесные методы оказываются безрезультатными. И тогда мне на помощь вновь приходит данная система.

Теперь в работу вступает система штрафов.

Если ученик нарушает дисциплину на уроке: разговаривает с одноклассником, выкрикивает с места, то я предлагаю ему стереть 1 балл за неправильное поведение на уроке. Этот способ работает даже лучше, чем замечание в дневнике, которое адресовано родителям.

Бывают проступки более серьезные - драка или сквернословие, тогда группа лишается всех баллов. Способ очень действенный. Ведь до этого момента группа работала засучив рукава и вдруг все обнулилось. В данном случае нарушителя воспитывает вся группа.

Группа лишается баллов и тогда, когда кто-нибудь из её членов не делает домашнее задание.Если на следующий день долг будет выполнен, то балл можно вернуть.

Праздничное поздравление.

Начиная с 1 класса учу детей поздравлять друг друга. Как работает эта система в данном случае? В 1 классе на помощь приходят родители.

Каждая группа получает задание - подготовить поздравление, например, с Новым годом. Каждая группа, посовещавшись, сообщает мне что они будут готовить. Например, 1 группа - разучивает песню, 2 группа - готовит викторину и так далее. Я обращаюсь к родителям, чтобы они при необходимости подсказали детям, помогли подготовить поздравление. Предварительно на родительском собрании я оглашаю группы. В 4 классе детям уже не нужна наша с родителями помощь. Они сами готовят поздравление, которое у них превращается в настоящий концерт. Данная работа тоже обязательно оценивается: если очень интересно - 5 баллов, интересно - 3 балла, не подготовили - 0 баллов.

Как работают капитаны?

В начале учебного года в классе проводятся выборы капитана и заместителя капитана.

Капитан помогает классному руководителю, контролирует соревновательный процесс. В конце учебного дня подсчитывает баллы и записывает в блокнот. Конечно, я очень часто повторяю, что вести соревнование надо честно, но всякое бывает…

Каждая группа тоже выбирает капитана, он помогает капитану класса. Капитан группы проверяет готовность своей группы к урокам. Он руководит подготовкой праздничного поздравления, выполняет другие поручения классного руководителя.

По стопам Макаренко А.С.

«Воспитание личности в коллективе и через коллектив - главная задача воспитательной работы», - утверждал Макаренко. Любое действие отдельного ученика, любая его удача должна расцениваться как удача в общем деле, а промах - как неудача на его фоне. Ученики, находясь в социуме, работают в команде, поддерживают и помогают друг другу. Именно это помогает современному учителю, когда не только педагог предъявляет требования ученику, которые он зачастую не принимает, но весь коллектив становится помощником педагога.

Литература

  1. Макаренко - один из лучших педагогов мира. https://skoroshkola.ru/blog/makarenko/
  2. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» Издательство АСТ, 2022 год.