Рабочая программа по ПДД в 3–4-х классах

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 4

Ключевые слова: ПДД, безопасность на дорогах


Базовый уровень: количество часов: 1 час в неделю, всего 34 часа.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28);
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.09.2009 № 373) с изменениями (утверждены приказам Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643);
  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81, зарегистрированы Министерством юстиции РФ от 18.12.2015 г. № 40154);
  4. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ № 15» (утверждена приказом директора от 31.08.2015г. № 185/1);
  5. Авторская программа внеурочной деятельности по курсу «Перекрёсток» Ермолаевой Т.А./Сборник программ внеурочной деятельности: М. Планета, 2014

Данная программа рассчитана на освоение в течение 2 лет учащимися в возрасте от 8 до 11 лет, не зависимо от пола, имеющими заявление от родителей о приеме в объединение. По программе могут заниматься учащиеся, имеющие интерес к содержанию программы и учащиеся, мотивированные на участие в школьных и районных соревнованиях («Безопасное колесо» и т.д.).

Цель программы: формирование у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения в различных дорожных ситуациях.

Задачи программы

  • создать условия для изучения правил дорожного движения для пешехода, пассажира автотранспорта, велосипедиста;
  • познакомить с правилами дорожного движения для водителя;
  • познакомить с группами дорожных знаков;
  • научить безопасному вождению велосипеда;
  • научить выбирать оптимально безопасный маршрут следования;
  • научить оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
  • формировать культуру поведения пешехода и пассажира;
  • формировать навыки коллективной деятельности;
  • формировать чувство ответственности при нахождении на дороге;
  • формировать морально-психологическую устойчивость в преодолении трудностей.

В плане внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 15» на 2016-2017 учебный год на изучение курса «Перекрёсток» (ПДД) отводится:

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа: Класс

3 класс

4 класс

Количество учебных недель

34

34

Количество часов в неделю, ч/нед

1

1

Количество часов в год, ч

34

34

2. Общие планируемые результаты освоения программы

Личностные:

  • овладение культурой поведения пешехода и пассажира;
  • сформированность навыков коллективной деятельности;
  • ответственное поведение при нахождении на дороге и в транспорте;
  • создание команды, способной к совместным действиям в условиях прикладных соревнований.

Метапредметные:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждения;
  • формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
  • формирование умения предвидеть возможные опасности в реальной обстановке;
  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • морально-психологическая устойчивость в преодолении трудностей;
  • физическое развитие, укрепление здоровья;
  • развитие познавательных процессов: внимание, память, восприятие;
  • развитие наблюдательности.

Предметные:

  • освоение правил дорожного движения для пешехода, пассажира автотранспорта, велосипедиста;
  • знакомство с правилами дорожного движения для водителя;
  • изучение групп дорожных знаков;
  • умение водить велосипед;
  • умение выбирать оптимально безопасный маршрут следования;
  • правильное оказание первой доврачебной помощи пострадавшим.

Планируемые результаты освоения курса 4 класса

Личностные:

  • овладение культурой поведения пешехода и пассажира;
  • сформированность навыков коллективной деятельности;
  • ответственное поведение при нахождении на дороге и в транспорте;
  • создание команды, способной к совместным действиям в условиях прикладных соревнований.

Метапредметные:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • морально-психологическая устойчивость в преодолении трудностей;
  • физическое развитие, укрепление здоровья;
  • развитие познавательных процессов: внимание, память, восприятие;
  • развитие наблюдательности.

Предметные:

  • освоение правил дорожного движения для пешехода, пассажира автотранспорта, велосипедиста;
  • знакомство с правилами дорожного движения для водителя;
  • изучение групп дорожных знаков;
  • умение водить велосипед;
  • умение выбирать оптимально безопасный маршрут следования;
  • правильное оказание первой доврачебной помощи пострадавшим.

3. Содержание программы для 4 кл.

1. Вводное занятие.

Теория.

Цели, задачи. Организационные вопросы (требования к учащимся).

Практика:

Игра «Дорожный лабиринт».

2. История правил дорожного движения.

Теория:

Кто придумал колесо и построил дорогу. Для чего нужны дороги? История создания и эволюция колеса. История появления Правил дорожного движения. Российские традиции поддержания порядка на дорогах. Международная конвенция о дорожном движении 1968г. Что такое правоохранительные органы государства. Органы МВД.

Структура подразделений ГАИ (ГИБДД) и их функции:

  • дорожно-патрульная;
  • технический надзор;
  • регистрационно-экзаменационная, лицензионная и разрешительная деятельность;
  • дорожная инспекция и организация движения;
  • розыск автотранспортных средств;
  • пропаганда безопасности дорожного движения.

Практика: Диагностический тест на знания материала 1 года обучения. Включает вопросы по темам, изученным в период первого года: поведение пешеходов на дороге, переход проезжей части, сигналы светофора, маршрутный транспорт и др. Обеспечение порядка в дорожном движении - необходимость, порожденная не сегодняшним днем. Общие представления о решении проблем дорожного движения и безопасности на дорогах в разных странах.

Дорожная «Азбука».

Теория:

Дорога и ее элементы. Участники движения.

Городские и загородные дороги, их элементы (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, трамвайные пути, обочина, кювет, обрез).Поребрик, пешеходное ограждение, их назначение. Одностороннее и двухстороннее движение транспортных средств. Правостороннее движение. Требования к движению транспортных средств. Понятие «пешеходная дорожка», «пешеходная улица», «жилая зона». Правила движения пешеходов по городским и загородным дорогам. Правила движения в группе по городской и загородной дороге. Обход препятствия на тротуаре и обочине. Проход мимо въездов во двор и арок.

Практика:

Выполнение различных заданий по определению элементов дорог. Аппликации: «Городская дорога», «Загородная дорога».

Нерегулируемые пешеходные переходы.

Теория:

Виды пешеходных переходов, их обозначения. Обозначенные и необозначенные пешеходные переходы. Понятия «остановочный путь», «мертвая зона». Признаки начала движения автомобиля. Правила перехода по нерегулируемым пешеходным переходам. Безопасное расстояние до приближающегося автомобиля, и его определение. Опасность выхода на проезжую часть в местах ограниченного обзора.

Практика:

Упражнение в определении расстояния до ТС. Выполнение заданий на закрепление алгоритма действий при переходе по нерегулируемому пешеходному переходу.

Регулируемые пешеходные переходы.

Теория:

Виды пешеходных переходов, их обозначения. Виды светофоров: транспортный, пешеходный, светофор с дополнительными секциями, светофор с бело-лунными сигналами, светофор для велосипедистов. Значение мигающего желтого сигнала светофора. Правила перехода проезжей части по регулируемым пешеходным переходам. Опасность вынужденной остановки на середине проезжей части; правила необходимой безопасности при вынужденной остановке. Проезд транспортных средств через регулируемые пешеходные переходы.

Практика:

Выполнение заданий на закрепление алгоритма действий при переходу по регулируемому пешеходному переходу и действий водителей при проезде через наземный пешеходный переход.

Изготовление макета из картона «Светофор с дополнительными секциями»

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

Теория:

Виды перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями при проезде перекрестков (световые сигналы, сигналы, подаваемые рукой). Значение сигналов регулировщика (три сигнала: рука поднята вверх; руки разведены в стороны или опущены вдоль туловища; правая рука вытянута вперед). Правила перехода регулируемых перекрестков по сигналам светофора и регулировщика. Правила проезда транспортных средств регулируемых перекрестков. Правила перехода нерегулируемых перекрестков. Правила проезда транспортных средств нерегулируемых перекрестков.

Практика:

Упражнения для закрепления алгоритма действий при переходе и проезде через перекрестки, согласно сигналам светофора и регулировщика.

3. Пассажирский транспорт.

Теория:

Виды городского пассажирского транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, маршрутные такси. Маршрутный транспорт, его особенности, обозначение остановок маршрутного транспорта. Правила поведения на остановках. Правила проезда в маршрутном транспорте (посадка, высадка, поведение во время поездки) Правила поездки в легковом автомобиле. Правила поездки в метро. Средства защиты водителя и пассажиров в транспортных средствах.

Творческая работа «Я - изобретатель».

Дорожные знаки и разметка.

Теория:

  • Постоянные и временные знаки. Группы дорожных знаков, значение групп.
  • Информационные знаки: «Предварительные указатели направлений», «Наименования объектов», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место стоянки».
  • Предписывающие знаки: «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Ограничение минимальной скорости».
  • Предупреждающие знаки: «Дети», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Опасный поворот», «Дорожные работы», «Прочие опасности».
  • Запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипеде запрещено», «Движение запрещено», «Въезд запрещен», «Поворот направо (налево) запрещен», «Ограничение максимальной скорости».
  • Знаки сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Больница», «Телефон», «Место отдыха», «Пункт питания».
  • Знаки приоритета: «Главная дорога», «Конец главной дороги», «Уступите дорогу».
  • Знаки особых предписаний: «Пешеходный переход», «Жилая зона», «Место остановки автобуса, троллейбуса», «Место остановка трамвая», «Место стоянки легковых автомобилей», «Автомагистраль», «Дорога с односторонним движением».
  • Знаки дополнительной информации (на выбор педагога).
  • Вертикальная и горизонтальная разметка. Постоянная и временная разметка.
  • Разметка «зебра», «разделительная линия», «остановка маршрутных транспортных средств».

Практика:

Решение задач по ПДД, электронных билетов Участие в конкурсах по правилам ДД. Расстановка на макете дорожных знаков, которых требует дорожная обстановка. Работа с макетом: разводка ТС и пешеходов в соответствии с установленными дорожными знаками. Рисунок или аппликация (электронный вариант) «Дорожный знак, которого не хватает на наших дорогах».

4. Безопасность и правила безопасности на дороге

Теория:

Безопасность пешехода. Правила движения для пешеходов. Правостороннее движение. Определение опасных участков на прилегающей к школе территории. Наличие исправных тротуаров, обозначенных регулируемых и нерегулируемых переходов, пешеходного ограждения, «лежачего полицейского», освещенных путей подхода к школе.

Практика:

Работа с картой. Определение безопасного пути от близлежащих станций метрополитена и остановок маршрутного транспорта до школы. Рисунок или чертеж безопасного подхода к школе, дому, дому детского творчества и т.д. Создание презентации «Я - за безопасность».

5. Мой друг - велосипед

Теория:

Велосипед и скутер. Водители двухколёсных транспортных средств.

Теория:

Виды велосипедов (дорожный, спортивный, горный). Виды скутеров. Снаряжение велосипеда (скутера). Элементы безопасности на велосипеде (на скутере). Экипировка велосипедиста (водителя скутера).

Основные правила передвижения велосипедистов (водителей скутера) в городе. Возрастной ценз для движения на велосипеде (скутере) по дороге. Место для движения на велосипеде (на скутере) в городе и загородом.

Практика: Упражнение в надевание и в снятии средств защиты водителей двухколесных транспортных средств. Упражнение в подаче предупреждающих сигналов при движении по дороге на велосипеде или скутере.

Устройство велосипеда.

Теория:

Повторение основных частей велосипеда, их расположения, назначения и взаимодействия: рама, колёса, шатуны и педали, цепь, шины, тормоза (ножной и ручной), руль, седло.

Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности при проведении занятий по вождению велосипеда (скутера). Использование велосипеда (скутера) без разрешения преподавателя или без его контроля КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО. Недопустимо при проведении занятий выбегать из-за углов здания и подобных скрытых мест. Неукоснительное соблюдение требований преподавателя - важнейшее условие.

Практика:

Упражнения, обучающие чувствовать равновесие.

Техническое состояние велосипеда Отработка техники езды на велосипеде.

Теория:

Проверка технического состояния велосипеда (скутера) перед поездкой: высота седла и руля, их регулировка; проверка состояния шин; исправность тормозов и иных органов управления (проверка), оценка состояния катафотов, светотехники, их установка при необходимости.

Практика.

Отработка техники езды: посадка и её совершенствование, техника педалирования и её совершенствование.

Упражнения по совершенствованию техники при движении по прямой, торможении, выполнении поворотов, езде на подъёмах и спусках. Подача сигналов рукой при различных маневрах на велосипеде.

Обучение старту, разгону, финишу.

Техника управления велосипедом одной рукой (правой, левой).

Приёмы страховки при падении: соскок, отталкивание.

«Фигурное» вождение велосипеда.

Практика. Совершенствование техники езды при выполнении упражнений "фигурного" вождения: «Извилистая дорога», «Узкая дорога», «Вынужненная остановка», «Ворота», «Медленная езда», «Проезд по доске», «Прицельное торможение», «Проезд под перекладиной».

Выполнение упражнений: «Наклонная доска», «Восьмёрка», «Перенос предмета».

Движение велосипедиста в городе.

Теория:

Движение на велосипеде по городской дороге. Правил дорожного движения для велосипедиста.

Практика:

Отработка умения подавать необходимые сигналы при совершении маневров, соблюдать дистанцию при движении.

6. Оказание первой доврачебной помощи

Организм человека. Дорожно-транспортный травматизм. Возможные повреждения при ДТП и способы их диагностики. Аптечка первой доврачебной помощи.

Теория:

Организм человека: строение тела человека, скелет, мускулатура, кровь и сосуды, органы дыхания, органы пищеварения, кожа.

Статистика повреждений при ДТП, их локализация и степень тяжести. Влияние фактора времени при оказании медицинской помощи пострадавшим. Типичные повреждения при наезде на пешехода. Достоверные и вероятные признаки перелома, черепно-мозговой травмы, повреждения позвоночника.

Состав бытовой аптечки доврачебной помощи (лекарственные препараты, дезинфицирующие вещества, перевязочный материал).

Практика:

Отработка способов транспортировки пострадавшего. Комплектация аптечки.

Раны, ранения, кровотечения. Виды повязок.

Теория:

Виды ран. Осложнения ран. Капиллярное, артериальное и венозное кровотечения. Принцип применения повязок, способы перевязки. Виды перевязок.

Практика:

Обработка ран. Остановка кровотечений. Наложение бинтовых повязок на кисти, пальцы, верхние и нижние конечности.

Переломы. Транспортировка пострадавших.

Теория:

Виды переломов. Общие принципы и способы иммобилизации при различных видах переломов.

Практика:

Приемы переноски пострадавших. Положение пострадавшего при транспортировке в зависимости от вида травмы и состояния человека.

Доврачебная помощь при ожогах, обморожениях, отравлениях.

Теория:

Причины возникновения ожогов (термический, химический ожог) и обморожений. Степени тяжести ожогов и обморожений.

Отравления газами, химическими веществами. Пищевые отравления. Отравления лекарственными препаратами.

Практика:

Создание презентации «Первая доврачебная помощь при ожогах и отравлениях».

Зачет.

Виды повязок и способы их наложения: «крестообразная на затылок», «чепец»,

7. «Дорожная пресса

Теория:

Жанры журналистики. Структура газеты. Особенности проведения интервью. Правила оформления текста.

Практика:

Фоторепортаж. Подготовка статьи определенного жанра. Создание макета газеты. Разработка тематического интервью. Проведение интервью. Работа над проектом: «Газета «Перекресток». Защита проекта.

8. «Контрольные и итоговые занятия.

Опросы, тестирования, зачеты по темам.

4. Календарно-тематическое планирование 4 кл.

5. Оценочные и методические материалы

Оценочные материалы

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении в объединение или осваивающих программу 2-го и последующих лет обучения, ранее не занимающихся по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Проводится в сентябре.

Во время проведения входной диагностики педагог заполняет Информационную карту «Определение уровня знаний и умений учащихся», пользуясь следующей шкалой:

Оценка параметров

Уровень по сумме баллов

начальный уровень

1 балл

5-9 баллов

начальный уровень

средний уровень

2 балла

10-14 баллов

средний уровень

высокий уровень

3 балла

15-18 баллов

высокий уровень

Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.

Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения/учебного года (при сроке реализации программы более одного года).

Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе.

Диагностика уровня личностного развития учащихся проводится по следующим параметрам: культура речи, умение слушать, умение выделить главное, умение планировать, умение ставить задачи, самоконтроль, воля, выдержка, самооценка, мотивация, социальная адаптация.

Итоги диагностики педагог заносит в информационную карту «Определение уровня развития личностных качеств учащихся», используя следующую шкалу:

Оценка параметров

Уровень

начальный уровень

1 балл

11-16 баллов

начальный уровень

средний уровень

2 балла

17-27 баллов

средний уровень

высокий уровень

3 балла

28-33 балла

высокий уровень

Формами контроля являются: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, зачет, контрольная работа, конкурс, концерт, соревнование, презентация проектов, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях.

Формы фиксации результатов:

  • Информационная карта «Самоанализ освоения программы»;
  • Информационная карта «Уровень освоения программы»;
  • Карта учета достижений учащихся
  • Анкета для учащихся и родителей «Отношение родительской общественности к качеству образовательных услуг и степень удовлетворенности образовательным процессом в объединении»;
  • Анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения»;
  • Бланки тестовых заданий по темам программы;
  • Фотографии участия коллектива в соревнованиях, конкурсах, акциях.

Формы проведения занятий по программе: акция, встреча, диспут, защита
проектов, игра, конкурс, круглый стол, лекция, мастер-класс, олимпиада, праздник, презентация, репетиция, соревнование, творческий отчет, тренинг, экскурсия, и др.

Формы организации деятельности учащихся на занятии

  • фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.);
  • коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (репетиция, постановочная работа, и т.п.);
  • групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности).

Список литературы

Для учащихся:

  1. Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения. - М., «Просвещение», 2008.
  2. Шаховец В.В. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. - М., 2006.

Для педагога:

  1. Ермолаева Т.А. Авторская программа по курсу «Перекрёсток».- Сборник программ, М., Планета, 2014.
  2. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014.
  3. Комментарии к Правилам дорожного движения.
  4. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М, 2012.
  5. Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012.
  6. Учителю о правилах дорожного движения./ Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. - М., Просвещение, 2009.
  7. Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва, 2002.