Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: младшие школьники


Из опыта работы

Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней учеников как субъекта, возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности - познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Необходимость формирования учебно-познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.

Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. В первые годы обучения в школе у ребенка еще не сложился опыт в познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, у младших школьников, а это приводит к тому, что процесс формирования этих мотивов может замедлиться.

Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Сравнивая механизм поощрения и наказания, можно сделать вывод, что награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворенности, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство разочарования, которое вызывает наказание.

Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса. Поощрением оцениваются не только положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает , побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.

В.А.Сухомлинский, рассматривая возможности поощрения, отмечал, что успех у детей во всей начальной школе зависит от того, насколько учитель опирается на эмоции ребят. Он считал, что умение воздействовать на чувственную сферу при использовании поощрений во многом зависит развитие ребенка.

Ш.А.Амонашвили не только обосновал ряд функций поощрения, но и определил механизм его действия. Эту оценочную роль он образно описывает следующим образом: «Со своего «наблюдательного пункта» поощрение в форме оценки вместе с контролем зорко следят за каждым логическим шагом решения учебно-познавательной задачи, сверяют эти шаги с заранее построенным планом деятельности, соотносят результаты с намеченными эталонами, одобряют каждый правильно сделанный шаг, предотвращают возможные отклонения, порой приостанавливают процесс и привлекают вспомогательные силы для исправления неточностей и ошибок, а затем санкционируют и стимулируют дальнейший ход процесса».

Мы считаем, что главный механизм поощрения, как дидактического метода, - оценочный. Этот механизм позволяет ребятам соотносить результаты своего труда с поставленной задачей. Оценочный механизм одобряет операции и действия учебно-познавательной деятельности детей, дает возможность предупредить ошибки, а так же стимулирует дальнейший ход размышлений и поиск решения вопроса.

Важнейшим результатом применения поощрения как дидактического метода должно стать формирование потребности самой деятельности как высшей формы поощрения.

Таким образом, в поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребенка, при необходимости - коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям. Поощрение развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес и т.д.

Применение поощрений должно идти от простых к сложным. Поощрения классифицируются по средствам выражения.

Мимические и пантомимические: аплодисменты товарищей, улыбка учителя, ласковый взгляд учителя, пожатие руки.

Словесная похвала: «Умница!» «Молодец!».

Материализованные: флажок на парте, различные значки, благодарность в дневнике, звездочка на обложке тетради и т.д.

Деятельностные: познавательная игра, более сложное задание.

Как правило, учителя в качестве поощрения пользуются оценкой. А все дети мечтают о поощрении, жаждут одобрения со стороны учителя. Наибольшим успехом пользуется поощрение деятельностью - игрой. Несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, игра занимает еще прочное место в их жизни. Этим и объясняется предпочтение учениками этого вида поощрения. Успехом у ребят пользуются поощрения, хорошо им знакомые, часто применяемые учителем : запись благодарности в дневник, грамота, приз.

Разное отношение к поощрениям у хорошо успевающих ребят и посредственных учащихся. «Хорошисты» жаждут одобрения за каждый свой успешный результат. Для них значимым поощрением является решение сложной задачи или выполнение другого вида учебно-познавательной деятельности. Ученики, которые успевают слабо, к данному поощрению относятся отрицательно.

Отсюда следует, что выбор поощрения зависит от личности учащегося, от того, насколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребенка к поощрению, от успеваемости детей, от работы учителя в этом направлении.

Использование деятельностного поощрения требует особой подготовительной работы учителя.

На уроке окружающего мира ребятам было предложено найти новый материал о жизни животных зимой. Те ребята, которые нашли наиболее интересную информацию, были поощрены следующим образом: они сами готовили доклады, несмотря на то, что это было для них достаточно сложно. Надо отметить, что ребята не восприняли это задание как поощрение, хотя оно сопровождалось словами похвали за наиболее интересный найденный материал. РРебятам, конечно, было приятно, что им впервые было поручено такое дело, и они старались. Таким образом, была обеспечена хорошая подготовка. Ребята могли отказаться от этого задания, сославшись на трудность, но им был дан стимул: интерес товарищей, доверие учителя. Пройдя это испытание поощрением, почувствовав новые силы и свои новые возможности, ребята стали больше прости задания такого типа или даже усложнить их. Важно было то, что поощрение помогло ребятам поверить в себя, в свои силы, получить одобрение в глазах товарищей, поверить в себя.

Таким образом, в результате успешного применения поощрений, возрастает познавательная активность, постепенно увеличивается объем работы на уроке, как следствие - повышение внимания и хорошей работоспособности на уроке, усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается общий психологический климат в классе, ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.

Применение поощрений обязывает выполнять следующие требования:

  • поощрение должно применяться в системе, объективно;
  • наиболее эффективно использование нескольких видов поощрений;
  • учитывать индивидуальные возможности детей и их подготовленность;
  • идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрений - деятельности.