Педагогическое проектирование: урок в соответствии с обновленными стандартами в начальной и основной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Требования обновленных стандартов не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах.

Основной формой организации обучения является современный урок. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС ООО.

Современный урок - это деятельностный урок, который должен быть актуальным и интересным, связан не только с усвоением учащимися определенных знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Сегодня существенное влияние на урок оказывает новое содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.

Что касается термина проектирование, то этот термин не является традиционным для педагогов, он пришел на смену привычному термину планированию.

Педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.

Сущность педагогического проектирования заключается в пошаговом плане проекта будущего урока, его модели.

Проектирование педагогического процесса состоит из 3 этапов:

  • 1 этап - моделирование
  • 2 этап - проектирование
  • 3 этап - конструирование

Таким образом, появление в профессиональном языке термина проектирование отражает те изменения, которые происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока.

Для того чтобы спроектировать урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов.

Система дидактических принципов

1.

Принцип деятельности

Заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений

2.

Принцип непрерывности

Означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей

3.

Принцип целостности

Предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном
мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)

4.

Принцип минимакса

Заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасногоминимума (государственного стандарта знаний)

5.

Принцип
психологической комфортности

Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы,
ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения

6.

Принцип вариативности

Предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в
ситуациях выбора

7.

Принцип творчества

Означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это:

  • определение цели и задач;
  • отбор содержания учебного материала;
  • подбор методов и приёмов обучения;
  • определение форм организации деятельности учащихся;
  • подбор материала для домашней работы учащихся;
  • определение способов контроля;
  • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
  • подбор вопросов для подведения итога урока.

Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке.

Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.

Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственного поиска, необходимо организовать этот поиск, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

  • Учебная задача - задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
  • Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.
  • Учебное действие - действие по созданию образа.
  • Образ - слово, рисунок, схема, план.
  • Оценочное действие - я умею! У меня получится!
  • Эмоционально-ценностная оценка - Я считаю так то….

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Как известно, самый распространённый тип урока - это комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем основные отличия системно-деятельностного подхода от традиционного:

Основные отличия системно-деятельностного подхода от традиционного

Требования к уроку

Традиционный подход

Системно-деятельностный подход

Методы, применяемые на уроке

Репродуктивные (делай как я)

Активное усвоение знаний (делайте, я с вами)

Способы усвоения
материала

Заучивание,
запоминание

Самостоятельное добывание знаний

Позиция педагога

Главная позиция

Консультант, тьютер

Позиция ученика

Послушный исполнитель

Активный деятель

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Проектирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Проектирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая

Под руководством учителя

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану

деятельность учащихся

учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

(применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,
Учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Все это позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного подхода к проектированию урока теперь становится главным деятелем.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д.Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.