Интегрированные уроки в обучении географии как условие повышения качества обучения

Разделы: География


Педагогический коллектив гимназии непрерывно работает над повышением качества образования, перенимает в процесс обучения технологии, которые способствуют повышению мотивации к обучению, развитию необходимых навыков у обучающихся, которые помогут им быть более успешными в жизни. Работая в предыдущем году над формированием и развитием 4 К компетенций у обучающихся, обратил внимание на технологию интегрированного обучения.

Технология интегрированного обучения на уроках географии предполагает использование знаний, умений и результатов анализа материала из других наук и учебных предметов.

География - наука комплексная. Она основывается как на естественных науках (химии, биологии, физике), так и на общественных, которые изучают законы развития общества (истории, обществознание). География невозможна и без математики, когда надо произвести расчеты на определение расстояний между объектами, построить графики изменения солёности, температуры, вычислить коэффициент увлажнения. География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти связь с какой-либо дисциплиной.

В чем преимущества интегрированных уроков?

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Интегрированные урока снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
  4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
    творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.

Примеры интегрированных уроков.

Интегрированные уроки по географии и физике.

  • «Свойства вод Мирового океана».
  • «Плюсы» и «минусы» ядерной энергетики».
  • «Атмосферное давление».
  • «Влажность воздуха».

Интегрированные уроки по географии и химии.

  • География «Топливная промышленность России»
  • География «Металлургическая промышленность»

Интегрированный урок по географии и математике.

  • «Масштаб».
  • «Температура воздуха».

Интегрированный урок по географии и истории.

  • «Великие географические открытия».
  • «Освоение и заселение территории России».
  • «Религии мира».

Интегрированный урок по географии и обществознанию.

  • «Глобальные проблемы человечества».
  • «Формы государственного устройства».
  • «Цикличность развития экономики».

Интегрированный урок по географии и ОБЗР.

  • «Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия»
  • «Вулканы»
  • «Землетрясения»
  • «Ориентирование на местности»

Интегрированные уроки по географии и биологии.

  • «Природные зоны»
  • «Животный и растительный мир России»

И это лишь некоторые примеры. На самом деле возможностей интеграции на уроках географии намного больше.

Теперь хочу привести пример конкретного интегрированного урока.

26 сентября 2024 года на базе МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) учителями Божко А.Н. и Кармеевой Е.В. был дан интегрированный урок для учителей города по теме «Нефтяная промышленность России». По планированию - это тема курса географии 9 класса. С точки зрения предмета химии - это опережающее занятие (тематика курса органической химии 10 класса).

Обучающиеся работали по группам, изучая следующие проблемы:

  • 1 группа «Состав нефти и ее свойства»
  • 2 группа «Крупные нефтяные базы России»
  • 3 группа «Переработка нефти»
  • 4 группа «Нефтепроводы России»
  • 5 группа «Экологические проблемы, связанные с нефтью»

Перед каждой группой были поставлены определенные задачи.

1 группа:

  1. Что представляет собой нефть?
  2. Имеет ли нефть формулу?
  3. Что входит в состав нефти?
  4. Каковы физически свойства нефти? (Какой цвет нефти? Какой запах? Удельный вес? Растворимость в воде? в органических растворителях?)
  5. Как вы думаете горит ли нефть?

2 группа:

  1. Где и какие нефтяные бассейны и месторождения располагаются на территории России? Покажите их на карте.
  2. Где сосредоточены запасы нефти в нашей области? Покажите их на карте.

3 группа:

  1. Какие существуют два способа переработки нефти?
  2. Что представляет собой физический способ переработки нефти?
  3. Где происходит перегонка нефти?
  4. На чем основан физический способ переработки?
  5. Какие фракции получаются при перегонке нефти?
  6. При перегонке образуется остаток. Что с ним делают?
  7. В чем заключается химические способы переработки нефти?
  8. Какие виды Химической переработки вы можете назвать?
  9. При каком способе переработки выход бензина больше?

4 группа:

  1. Каковы основные направления магистральных нефтепроводов в России?
  2. Покажите их на карте.

5 группа:

  1. Чем опасна нефть?
  2. Предложите способы борьбы с пролитой нефтью.
  3. Идеальны ли эти способы? Почему?

Работа в группах продолжалась в течение 10-15 минут.

Затем ребята защищали свою работу в группах.

По ходу урока заполнялись кластеры.

В конце урока обучающиеся оценили свою работу и получили на память предмет, сделанный из нефти (авторучку).

Отметим, что данный урок также способствовал развитию 4 К компетенций:

  1. Критическому мышлению - это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.
  2. Креативности, которая позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения.
  3. Коммуникации. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения.
  4. Координации - сотрудничества. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.

Предложенные на уроке задания способствовали поиску возможных решений в рамках не только заданной предметной проблемы (развитие критического мышления и креативности), способствовали формированию и развитию компетенций коммуникации и сотрудничества (кооперации).

По отзывам учителей, присутствовавших на уроке, он прошел позитивно и достиг своих целей.