Интеллект-карта - это образовательная технология, которая чаще всего применятся при закреплении раннее изученного материала. Интеллект-карта - это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Этот метод достаточно хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей. В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями.
Начинаю работу с обучающимися по составлению интеллект-карт с простых этапов. По мере изучения материла и приобретения опыта их составления, а также постепенного формирования умений находить простые взаимосвязи, большую часть работы делают сами дети. Рабочий вариант интеллект-карты может создаваться на уроке (в зависимости от темы, уровня подготовленности детей), может быть творческим проектом (в виде группового или индивидуального домашнего задания), который необходимо будет презентовать и защитить на уроке. Также эту технологию можно эффективно применять при подготовке к зачетным и контрольным работам, при организации обобщающего повторения для подготовки к государственной итоговой аттестации. Надо отметить, что можно использовать различные приемы и техники при создании интеллек-карт: рисунки, аппликации, компьютерную графику. Интересен прием межпредметного взаимодействия между учебными предметами математика - технология - информатика (бинарные задания). Надо отметить, что процесс создания Интеллект-карты может происходить в течение изучения всей темы, причем дополняться, расширяться, изменяться в структуре. Обучающиеся находят этот процесс очень познавательным и интересным, а учитель - очень эффективным и системным.
Предлагаю алгоритм работы над интеллект-картой на примере изучения и закрепления темы «Окружность».
1. При объяснении нового материала учитель использует фрагмент Интеллект-карты, который заполняется в ходе урока по мере изучения темы.
2. При повторении и закреплении на следующих уроках обучающимся предлагается восстановить фрагмент интеллект-карты, а также дополнить его новыми понятиями и взаимосвязями. Этот этап лучше проводить, организовав работу в парах. Например, обучающиеся могут добавить в Интеллект-карту добавить свойства диаметров: диаметры одной окружности равны; диаметр делит окружность на две равные части, два взаимно перпендикулярных диаметра делят окружность на четыре равные части, длина хорды всегда меньше или равна длине диаметра. Тем самым, они постепенно дополняют, расширяют содержание Интеллект-карты. Этот процесс достаточно интересен обучающимся и очень эффективен с точки зрения обучения.
3. Далее, на последующих уроках, по мере изучения материала, учитель может предложить обучающимся заполнить Интеллект-карту, используя готовый шаблон и готовые термины, понятия, формулы, которые необходимо разместить в верной смысловой и математической зависимости.
Например, использовать следующие слова на заготовках: углы; вписанные; центральные; угол равен половине дуги; угол равен дуге; опирается на диаметр, угол 900; опираются на дугу и т.д.
4. На этапе обобщения и закрепления изученного материала, обучающиеся составляют интеллект-карту. Целесообразно организовать презентацию творческого продукта.
Интеллект-карты можно применять на различных этапах обучения:
- при подготовке докладов, сообщений (используя, как план);
- при составлении конспектов на уроке-лекции;
- при составлении конспектов учебного материала (параграфов);
- при организации командной работы (мозговой штурм).
Примеры Интеллект-карт, созданных обучающимися по теме «Окружность», при организации обобщающего повторения. Интеллект-карты созданы с использованием элементов компьютерной графики и отражают целостность восприятия учебного материала, а также «проблемные зоны» (сложные моменты) обучающихся при изучении темы.