Утверждение новых стандартов привело и к обновлению примерных программ, которые являются одним из основных инструментов, используемых в процессе обучения. В данных рабочих программах есть ряд нововведений. Основное - содержание обучения иностранному языку распределяется по классам. Это очень удобный инструмент, чтобы создавать свою программу, тематическое планирование. Мы четко знаем, каким темам, коммуникативным умениям и языковым навыкам нам нужно обучать детей. Стоит обратить внимание, в тематическом планировании есть вариативная и инвариативная части.
Что касается диагностических мероприятий на уроках иностранного языка, то учителю необходимо помнить, что на любой диагностике, и на федеральной, и на внутренней диагностике, мы ориентируемся на конкретные контролируемые элементы содержания. Например, диалогическая речь: ведение элементарных диалогов, диалогов-расспросов, диалогов этикетного характера и т.д. Однако проверяются на диагностиках внешних и внутренних контролируемые элементы содержания или проверяемые предметные требования. Они более четкие, уточненные и узкие. Вот пример из универсального кодификатора ФИПИ: вести диалог этикетного характера, здесь расшифровывается, что может проверяться на фед.диагностике (приветствие в ответ на приветствие, знакомство, поздравление, извинения и т.д.) и указан конкретный объем реплик.
Универсальные кодификаторы - это те документы, которые определяют контролируемые элементы содержания, которые учитываются при разработке внешних диагностик или внутренних диагностик, если вы хотите провести объективную диагностическую работу на уроках контроля. Кодификаторы по иностранному языку разработаны со 2-11 класс. Каждое из проверяемых умений четко расшифровываются. Все те федеральные диагностики, которые сейчас присутствуют в системе образования: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ построены на кодификаторах ФИПИ. Причем тематическое содержание было полностью взято из универсального кодификатора ФИПИ и добавлено в примерную рабочую программу. А вот, что касается отдельных элементов, таких умений, которые проверяются на ВПР, ОГЭ или ЕГЭ, то они полностью соответствуют универсальным кодификаторам.
Диагностические мероприятия в целом строятся на универсальных кодификаторах ФИПИ с учетом всех требований и примерных рабочих программ. Любая цель диагностического мероприятия заключается в следующем:
- Объективно оценить знания обучающихся.
- Выявить проблемы в их знаниях.
- Инструмент для учителя, в том плане, что учитель, проанализировав диагностические работы, имеет возможность вовремя скорректировать их образовательный процесс и внести изменения в рабочие программы.
Необходимо понимать, что федеральные диагностические работы не оценивают именно работу учителя предметника, его компетентность и компетенции. Прежде всего, это инструмент, благодаря которому мы вовремя увидим и осознаем, какие проблемы есть у ребенка и вовремя их скорректировать. Если вовремя скорректировать работу, тогда планируемые результаты - личностные, предметные и метапредметные будут успешно достигнуты по окончанию того или иного класса.
Очень важно, что диагностические мероприятия - уроки контроля должны быть учтены при разработке тематического планирования, которое мы включаем в рабочую программу.
Как отображать уроки контроля, сколько времени необходимо указывать на проведение диагностики и как заносить их в тематическое планирование?
Согласно конструктору рабочих программ, в тематическом планировании уже заполнены виды и формы контроля (они даются на выбор). Можно выбрать любые, которые занесены в систему, в том числе ВПР.
Как же правильно заполнять часы для уроков контроля?
Для этого нам потребуется обратиться к рекомендациям Рособрнадзора, которые нам необходимо использовать при составлении тематического планирования, в том числе календарного тематического планирования.
- Оценочные процедуры проводятся не чаще 1 раза в 2,5 недели.
- Объем учебного времени на проведение оценочных процедур не должен превышать 10% от всего объема учебного времени на изучение предмета в параллели в текущем году. Например, в начальной школе отведено на изучение 68 часов на изучение иностранного языка. Значит не более 7 часов учебного времени мы должны потратить на проведение уроков контроля. Однако многие учителя любят и считают оправданным проведение небольших тестов или проверочных работ в течение урока и выделяют на это, какое то время на уроке. Главное вносить в тематическое планирование то количество времени, которое вы запланировали на диагностическую работу по подтемам (например, 20 минут). Необязательно указывать полные часы. Единственное по времени это не должно превышать, к примеру, в начальной школе 7 часов в учебном году. Для основной школы - 10 часов.
- Также федеральные диагностики, в которых участвуют ваши образовательные организации, должны быть отражены в тематическом планировании. Вопрос, когда их ставить (в какое время, месяц) здесь вам подскажет администрация вашей образовательной организации.
Рекомендовано всем школам исключить ситуации многократного выполнения однотипных заданий при подготовке к проверочным работам или другим оценочным процедурам. Не рекомендуется «натаскивание» на форматы ВПР, ОГЭ, ЕГЭ или иные внешние диагностические работы.
Важно учитывать, что мы не только проверяем внутреннюю контрольную работу, мы ее анализируем, разбираем ошибки с нашими детьми, мы отрабатываем выявленные проблемы и при необходимости повторяем и закрепляем материал. Это рекомендация, но мы должны помнить, что выставление оценки за контрольную работу без объяснения ребенку можем считать, что тема у ребенка пройдет незамеченной и в следующий раз он в ней допустит снова ошибку.
При проведении уроков контроля не желательно использовать копии листов с заданиями, полученные в результате ксерографии. Но возможно использование напечатанных учебных пособий, которые закупились на класс или распечатали на принтере с высоким разрешением (если ваше учебное пособие в электронном виде). Это допускается. Письмо об этом вы можете найти на сайте Рособрнадзора или на сайте просвещения.
Таким образом при проведении диагностических работ на уроках контроля важно соблюдать ряд требований:
Любая диагностическая работа должна быть направлена:
- Объективная оценка знаний.
- Выявление пробелов в знаниях.
- Инструмент для того, чтобы мы объективно оценивали, что у детей западает и что необходимо повторить и закрепить.
- При разработке диагностических работ, желательно сделать их как можно более универсальной и в этом нам поможет кодификатор ФИПИ.
- Объяснить алгоритм выполнения заданий. Любая диагностическая работа федерального уровня содержит демоверсию, описание со всеми контролируемыми элементами содержания и необходимо отрабатывать демоверсию не просто технически выполнить задания с детьми, посмотреть, что они сделали и все. Необходимо каждое задание сопроводить небольшими пояснениями или лайфхаками по его выполнению. Только тогда вы можете быть уверенными, что ребенок справится с этим заданием, по крайней мере, у него не возникнет сложности в понимании формата выполнения задания.
- Учитывать дифференцированный подход (базовый, повышенный и высокий).
- Не усложнять задачу обучающимся во избежание стресса, т.е. не делать диагностическую работу слишком сложной, потому что пострадают те дети, уровень знаний которых не совсем высокий. Но и не делать слишком простыми, потому что тогда ваша диагностическая работа не сможет объективно оценить так называемых «сильных детей».