Персонификация - (от лат. persona - личность + facere - делать) представление определённой идеи и нравственного явления в виде образа конкретного человека, отождествление кого-либо с собой в мыслях и в поступках.
Персонификация образования в настоящее время является одной из основных тенденций развития образования. «Персонифицированное обучение» характеризует совместную, специально организованную деятельность педагога и учащегося, ориентированную на интеллектуально-нравственное развитие личности в рамках образовательного процесса, на развитие внутренних ресурсов личности.
Анализ различных исследований показал, что понятие «персонификация» соотносится с такими понятиями, как «индивидуализация» и «дифференциация» обучения.
Основным отличием персонификации авторы склонны считать изменение позиции обучающегося в образовательном процессе.
Обучающийся не просто включён в достижение запланированных педагогом целей и результатов образования, а принимает активное участие в разработке этих целей для себя путем совместной с педагогом разработки персональных планов освоения учебного материала.
Учитель в этом процессе выполняет роль наставника. Это позволяет создавать условия для развития учебной мотивации обучающихся, повышения ответственности обучающегося за результаты учебной деятельности, развития его учебной самостоятельности.
Цель персонифицированного обучения, как утверждается в документах ЮНЕСКО, - принятие обучающимся ответственности за сам процесс обучения с тем, чтобы оно стало частью их жизни. «Благодаря персонифицированному обучению каждый обучающийся получает образование, которое соответствует его индивидуальным особенностям и потребностям».
Персонификация обучения в России и в мире является тенденцией, которая включает в себя другие важные тенденции развития образования:
- доступность образования для всех,
- формирование новых компетенций, которые позволят реализоваться человеку в будущем;
- цифровизация образования.
Персонифицированное обучение ориентировано на достижение общих целей - новой грамотности, которая включает так называемые навыки XXI века - «критическое мышление и решение проблем, креативность и инновационность, коммуникация и коллаборация (сотрудничество), а также большой набор умений «жизненных» или «карьерных»».
Однако путь достижения этих целей и результат - у каждого свой, свой профиль компетентности, в чём проявляется неповторимая индивидуальность каждого человека.
Национальный проект «Образование» говорит о том, что современная система отечественного образования, реализуя идеи персонифицированного обучения, будет способствовать экономическому росту, доступности ресурсов, необходимых для развития человека, обучению людей повышать капитализацию своих знаний, навыков и компетенций.
И.А.Тагунова- эксперт Российского гуманитарного научного Фонда (РГНФ) считает, что школа - критически важный элемент в процессе модернизации общества, а в качестве главной задачи школы выделяют раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учебе и знаниям, формирование личности, готовой жить в высокотехнологичном, конкурентном мире и самостоятельно ставить и достигать серьезных целей.
Образование считается национальной ценностью, развитием человеческого капитала, а ведущей тенденцией развития образования, по мнению современных авторов, является персонификация обучения.
Потребности и способности ученика можно развивать и улучшать, а основная установка в обучении делается на то, чтобы каждый ученик добился максимального уровня достижений.
Согласно М.Б.Есауловой (заведующей кафедрой педагогики и психологии), персонификация обучения в любых формах - это не просто обращение педагога к индивидуальности во всём многообразии её биологических и социальных проявлений и попытка находить в ней отклик. Персонификация позволяет видеть новые резервы в стратегии обучения, направленного на активное включение личности обучающегося не только в процессы самообучения, но и самосозидания.
Таким образом, персонификацию можно рассматривать как индивидуальную траекторию развития (ИТР), - персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. В качестве синонимов используются термины «вариативное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут». Стоит отметить, что индивидуальная траектория развития - целенаправленная, дифференциальная программа, обеспечивающая учащемуся выбор в развитии и реализации личностных качеств (самоопределение, самореализацию) при педагогической поддержке.
Организация ИТР осуществляется через:
- индивидуальную траекторию освоения учебных дисциплин (персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.);
- развитие личностного потенциала ученика - совокупности его способностей: организационных, познавательных, творческих, коммуникативных и других.
Отметим, что персонификация обучения выполняет ряд педагогических функций, а именно:
- помогает раскрыть способности каждого ученика
- способствует формированию личности, готовой жить в современном высокотехнологичном мире
- формирует у учащихся способность ставить и достигать цель, умело реагировать на разные жизненные ситуации
- даёт возможность понять и оценить степень своего собственного продвижения в освоении способов деятельности и реализации персональных качеств личности.
Список литературы
- Аксёнова А.Ю., Бессонова Е.А., Безбородова Е.В., Гутник И.Ю., Ильина С.П., Писарева С.А., Примчук Н.В., Ривкина С.В., Циммерман Н.В. Персонификация обучения в современной школе: педагогический анализ. Коллективная монография. Санкт-Петербург: Астерион, 2021, 112 с.
- Конобеев А. В., Юхимук Я. А., Войцеховская В.Д.,Есаулова М.Б.
- Шчекич М. Персонализация как подход к обучению. https://doi.org/10.24833/2687-0126-2020-2-3-118-138.
- Лебедев О.Е. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариативной образовательной системы / О.Е.Лебедев. - СПб.: Центр пед. информ.,1994. - 132 с.
- Программа воспитания на 2021-2025 гг. - 79 с. https://drive.google.com/file/d/1OfGOOh9l1NdQOq7PeioKoQfU-WWlTG8w/view
- Подходова Н.С., Бондаренко Д.К., Бондарь Е.Д. На пути к самоопределению (методические рекомендации по формированию общекультурных компетенций учащихся как условия их самоопределения в целостной образовательно-культурной среде школы). Учебно-методическое пособие/ под ред. Н.С.Подходовой - Санкт-Петербург, «Своё издательство», 2018. - 152 с.
- Тагунова И.А. Мировые тенденции развития школьного образования// Педагогика. - 2019. - №6 - С. 106 - 113.