На современном этапе в России особо актуально формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения в рамках образовательного процесса.
Социальные, экономические и политические изменения в обществе оказали влияние на формирование личностных качеств граждан. На современном этапе важно вывести человека из привычного сознания на более высокий уровень культуры, воспитания, собственных убеждений, основанных на гуманистическом мировоззрении и собственных достижениях [1].
Социально-экономические и политические события в России и мире в начале XXI века приводят к появлению новых проблем. Взросление, получение современного образования, усвоение моральных ценностей и становление всесторонне развитым гражданином - основа развития семейного воспитания.
Особое внимание сегодня уделяется образованию молодежи, реализации ее индивидуальных возможностей. Духовное влияет на развитие внутреннего потенциала и самореализации ребенка. Нравственные принципы реализуются в плане саморазвития личности, самодостоинства - все это необходимые условия его реализации. Самым ценным из высоких нравственных идеалов является духовность. Самосовершенствующийся человек постоянно стремится укрепить и усовершенствовать свои достоинства. Духовное сознание человека заключается в понимании смысла жизни, своей судьбы как общей с судьбой народа.
Каждый исторический период имеет свою систему ценностей, а ее стержнем являются суть человеческой жизни и отношение к миру. Основной целью образования в современный период является развитие личностных качеств молодежи в нравственном направлении. Мораль в целом означает признание безграничного потенциала человека, саморазвитие, вера в свои способности, защита свободы воли и чести, на пути к счастью обеспечение этого права и всех его требований становится конечной целью общества. Важно обучать, сохраняя опыт, накопленный человечеством, чтобы передать его следующему поколению.
В процессе обучения и воспитания основное внимание уделяется повышению гражданской активности личности, формированию духовно-нравственной силы. Формирование духовно-нравственных качеств начинается с семьи, среднего детского сада и школы [2, 4].
Смысл духовности и нравственности - уважение к человеческому труду, отражается на роли в развитии творческих сил и способностей. Все начинается в повседневной жизни. Культура с точки зрения общей нравственности - это плодотворная деятельность человека. Духовно-нравственные качества выражаются в трудовой, художественной и социальной культуре людей. Эстетическая, научная и образовательная же составляющие взаимосвязаны в общественных отношениях. Еще Д.И.Менделеев говорил: «Образование без образования - что меч в руках дурака». Если говорить о духовно-нравственном, то сегодня достаточно образовательных направлений, которые тесно связаны. Отношение человека к жизни, работе выражается в формировании мировоззрения. Уровень образования указывает на наличие в человеке необходимых качеств, богатство его духовного мира. Устойчивость характера исходит из моральных представлений человека.
Педагог должен не только признавать ребенка как личность, но и учитывать этапы его развития. Важнейшая из основных обязанностей учителя - видеть успехи обучения учащихся, признавать свой внутренний мир и духовный мир в воспитании подрастающего поколения.
Важно принимать во внимание народные традиции, духовную культуру и исходя из этого выполнять задачи по формированию личности ребенка, его духовно-нравственного воспитания. Важно подать пример подрастающему поколению и использовать его в воспитательной работе.
Семья - это первая стадия социализации, на которой усваиваются мнения, отношения, ценности и модели поведения, это развивающиеся социальные системы, потому что каждый член семьи прямо или косвенно влияет на других членов. Семья может сформировать позитивную родительскую ассоциацию, силу родителей, поддерживающих друг друга. С момента появления ребенка в семье все происходящие ситуации способствуют ее функционированию. Семья - это единство реальных жизненных ценностей, понятий, направлений во взаимодействии с обществом, объединение людей, культурное объединение. Семья социальна как малая группа, состоящая из психологических особенностей является объектом исследования психологии [1, 3].
У ребенка на определенном этапе взаимоотношений со взрослыми возникает положительное эмоциональное отношение, если он чувствует дефицит внимания или есть какие-либо отклонения в таких отношениях, в его развитии происходит торможение. Основой непрерывного образования является национальное образование, потому что образовательное наследие каждого народа является ценной частью культуры. Педагогические мысли становятся ценностями в каждой семье и продолжаются в жизни детей. Нравственное воспитание - мировое научное и духовное сокровище с национальным наследием. Семья - основа интеграции.
Важно воспитывать у подростков стремление к признанию нравственных ценностей, необходимо обучать молодежь делу и трудолюбию наряду с умственной деятельностью, продуктивной работе. Адаптация начинается с семьи. При этом детско-родительские отношения необходимо строить на взаимном доверии. Детей окружает общество, основанное на благотворительности, вере и уважении друг к другу. Это основа воспитания толерантности к окружающей среде. Психологический комфорт во время обучения - основа создания атмосферы гармонии, повышения уверенности молодого гражданина в себе, развития чувства покровительства.
Семья является хранительницей известных традиций, нравственности и наследия. В семье ребенок впервые знакомится с бытом, изучает моральные нормы. Следовательно, семейная жизнь является фундаментом гражданственности отдельного человека, основой его роста. Это союзник школы в образовании и обучении, эффективность воспитания ребенка в семье и школе основана именно на таком сотрудничестве. Семейное воспитание является частью социального воспитания родителей перед государством. Доказательство тому: полное удовлетворение потребностей людей в детских учреждениях, детские трудовые и спортивные лагеря, станции юных натуралистов и т.д.
Одной из главных проблем в семье является организация жизни ребенка. Это ритм дня, обязанности, требования, его участие в выполнении домашних заданий, свободное время для учебной деятельности. Семейное воспитание детей как некий устойчивый социальный институт способствует формированию и развитию взаимоотношений между членами семьи. В этих отношениях преимущество образования бесспорно, никакая другая форма образования не может его заменить.
Семья - это отправная точка, где будущий гражданин делает первые шаги на пути к социализации. Она дает ребенку первые представления о его нравственном статусе, заставляет его работать и служить самому себе, формируя необходимые навыки. Ребенку через действия и поведение родителей, их образ жизни даются основы мировоззрения, моральные, общественно-политические ценности. Семейное воспитание порой превосходит общественное и государственное образование. Однако социальные, экономические и демографические ситуации, происходящие в современном обществе, перемены накладывают определенный отпечаток на семейное воспитание. Например, чем образованнее родители, тем лучше их дети учатся в школе. Современные родители в силу обстоятельств стали меньше общаться с детьми, поскольку работа, зарабатывание средств к существованию стало основной задачей, воспитание детей часто поручают бабушкам и дедушкам.
Семья - это золотое гнездо человеческого развития и искусства, самое счастливое и волнующее время в жизни человека. С первого дня ребенка родители являются главными людьми в его жизни. Это особое чувство, в его основе лежат бесконечная любовь, взаимоуважение, взаимопонимание и уважение. Гармония родителей - основа семьи. И их задачи бесконечны и безграничны. Родители в ответе за детей перед обществом, именно они направляют свои устремления на обеспечение их здоровья и правильного роста, воспитания, образования, в свою очередь дети обязаны заботиться о своих родителях и поддерживать их.
Главными задачами сегодняшнего образования являются формирование здорового, пробудившегося чувства национального самосознания, высокого уровня духовного мышления, воспитание человека трудолюбивого, предприимчивого и обладающего всеми необходимыми качествами, а союз семьи и школы в этом играет основополагающую роль.
Литература
- Ажиев А.В., Оказова З.П., Гадаборшева З.И., Тотоева О.Н., Ремизов О.В. Совершенствование культуры наставнической деятельности. Свидетельство о регистрации базы данных № 2023622161 от 29.06.2023. Заявка № 2023621887 от 22.06.2023
- Байханов, И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике / И.Б.Байханов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1, № 6(63). - С. 46-55.
- Белозерцев, Е.П. Образование, семья, идеология / Е.П.Белозерцев, Л.С.Гунькина // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2021. - № 1-2(48-49). - С. 157-170. - EDN NYMRHI.
- Сатпаева, М.М. Социальное партнерство семьи и школы в сфере образования / М.М.Сатпаева, С.Ю.Галиева // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021. - № 2-1(70). - С. 130-135.