Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Местоимение как часть речи. Разряды местоимений". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: местоимение, разряды местоимений


Цели:

  • дать понятие местоимения как части речи;
  • научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;
  • способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Планируемые результаты:

Предметные. Знать характеристику местоимений по значению, их морфологические признаки и синтаксическую роль; исправлять недочёты в употреблении местоимений.

Метапредметные:

  • Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения.
  • Регулятивные: обращаться к способу действия, оценивая свои возможности, прогнозировать результат.
  • Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с одноклассниками.

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала.

Оборудование: учебник; раздаточный материал

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы: индивидуальная, коллективная

Основные методы: проблемно-поисковый, исследовательский.

Ход урока

Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придаёт фразе силы и убедительности.
М.Горький

І. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. М.Горький сказал: «Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придаёт фразе силы и убедительности».

Изо дня в день, из урока в урок мы учимся новым словам. Мы учимся правильно их употреблять, правильно произносить и, конечно, правильно писать.

ІІ. Минутка повторения

Начнем мы с небольшой разминки. Я буду читать лексическое значение слова, а вы должны назвать само слово.

Словарная работа.

  • Твердое, горючее воскоподобное вещество серого цвета. АМБРА
  • Тяжелая ноша. БРЕМЯ
  • Любитель подводного плавания. ДАЙВЕР
  • Декоративная ваза для маскировки цветочного горшка. КАШПО
  • Тот, кто ходит в лаптях. ЛАПОТНИК
  • Встреча официальных лиц с представителями СМИ для изложения краткой информации по определенному вопросу.БРИФИНГ
  • Куртка специальной формы со стоячим воротником. КИТЕЛЬ

ІІІ. Постановка проблемы

- Скажите мне, какие части речи мы изучали в шестом классе? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное)

- На какие вопросы они отвечают?

- А есть такие слова, которые указывают на предмет, признак предмета, количество, но не называют их?

- Мы понимаем, что местоимения должны быть разных видов в зависимости от того, где мы их встречаем.

- Давайте озвучим тему урока.

- Какие цели мы должны сегодня преследовать?

IV. Первичное закрепление знаний

Каждая из девяти команд познакомит нас с одним из девяти разрядов.

Наши ребята будут читать отрывки из стихотворений известных писателей. А вы должны найти местоимения в тексте и определить его разряд.

1. Личные местоимения

Родина моя

Роберт Рождественский

Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»,
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах.
Над тобою солнце светит,
Родина моя.
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя.

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное местоимение

Ирина Штакина

СЕБЯ любите, СЕБЯ прощайте,
СЕБЯ цените и уважайте.
В СЕБЯ поверьте, СЕБЕ позвольте,
СЕБЯ найдите, СЕБЯ откройте.
СЕБЯ жалейте, СЕБЯ хвалите,
Почаще в руки СЕБЯ берите,

С СОБОЮ спорьте, с СОБОЙ шутите,
На санках в гору СЕБЯ тащите.
СЕБЯ просите, СЕБЯ будите,
С СОБОЙ мечтайте, с СОБОЙ живите.
СОБОЙ гордитесь, не унывайте,
С СОБОЙ боритесь и побеждайте!

2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит).

3. Вопросительные местоимения

Агния Барто

Дети встанут, прибегут,
Сто вопросов зададут,
Тысячу вопросов:
- Сколько лет слоны живут?
- Кто был Ломоносов?
- Где течёт река Нева?
- А когда же спит сова?

3. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

4. Относительные местоимения

Сергей Михалков

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.

4. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

5. Отрицательные местоимения

И.Михайлова

Жило-было НИЧТО.
Не умело НИЧЕГО,
Взад-вперед оно ходило
И НИ С КЕМ не говорило.
НИКОГО не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это НИЧЕГО
И сказать-то
НЕ-ЧЕ-ГО!

5. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

6. Неопределенные местоимения

Где-то кто-то для кого-то
Из чего-то сделал что-то.

Это что-то, не пустяк,
Кто-то сделал кое-как.

Тот, кому слепили что-то,
Для чего-то сел во что-то,

Оттолкнулся кое-чем
И поехал кой за чем.

Вдруг заметил кое -кто:
Что-то вроде бы не то.

Что-то внутрь просочилось,
Что-то набок накренилось

Кто-то закричал тону,
Кто-то явно шел ко дну.

Хорошо на этот раз
Кое-кто кого-то спас.

6. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

7. Указательные местоимения

Афанасий Фет

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…

7. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

8. Притяжательные местоимения

8. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Его размер очень удобен).

9. Определительные местоимения

9. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета

V. Физкультминутка

1. Повторим правописание Н, НН в именах прилагательных. Если Н пишем, то вы садитесь на корточки, а если НН - то вытягиваетесь вверх.

  • ДЕРЕВЯННЫЙ
  • РЬЯНЫЙ
  • СТАРИННЫЙ
  • ПЬЯНЫЙ
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
  • СТЕКЛЯННЫЙ
  • РУМЯНЫЙ

2. Второе задание на правописание НЕ с именами существительными и именами прилагательными. Если пишем раздельно, то вы разводите руки в стороны. Если слитно пишем, то обнимаете себя за плечи.

  • НЕСМЕЛЫЙ
  • ВОВСЕ НЕ ТРУС
  • НЕНАСТЬЕ
  • НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ
  • НЕВЕЖЛИВЫЙ
  • ДАЛЕКО НЕ ПРАВДА

VІ. Закрепление изученного материала. Работа в рабочих тетрадях

Подчеркните местоимение.

Картина, корзина, она, весна, пришла, я, несколько,
никогда, цветы, кто-то, который, красив, пять,
бежать, мы, вы, учить, сколько, радуется, спешит.

Мозоль (…….), тюль (…….), каникулы (……..),
кольраби (……..), шимпанзе (.……), вуаль (……..),
портмоне (……..)

Найдите личные местоимения. Подчеркните их как член предложения:

  1. Хотелось бы видеть вас на праздничном мероприятии.
  2. Он передаёт вам большой-пребольшой привет.
  3. Именно о мягкой игрушке я так давно мечтал.
  4. Мне не хватит денег, чтобы купить ему такой дорогой подарок.
  5. В районной газете выйдет статья про нас.
  6. Его взгляд был прямым, прожигал душу насквозь.
  7. Родителей я очень люблю и помогаю им по хозяйству.

VІІ. Рефлексия

Ребята, что вы сегодня узнали? Что вас заинтересовало? Что показалось сложным?

Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы много отвечали, дополняли друг друга, творили. Молодцы. На этом наш урок окончен, спасибо.

VІІІ. Домашнее задание

§76 , упр. 438 (просклонять все личные местоимения).