Школьная учебная конференция и ее роль в развитии познавательной активности обучающихся

Разделы: Дополнительное образование


Современное дополнительное образование находится сегодня в постоянном поиске новых форм работы, способствующих развитию мотивации и подержанию интереса учащихся к обучению, интересу к изучению искусства, возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной работе, своего рода самообразования. Одной из форм организации и подведения итогов самостоятельной деятельности учащихся, является учебная конференция, как форма учебной деятельности, возникшей в 1962-1964 годах.

Конференция (лат .«собрание в одно место») - собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов.

В педагогике конференция (учебная) - организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

Ученическая конференция - комплексная форма организации и подведения итогов самостоятельной целенаправленной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной, под руководством педагога, организуемая совместными усилиями педагогического коллектива и школьной ученической организации).

Искусство конференции, ее учебно-воспитательное значение состоит в том, чтобы сделать результаты работы учащихся зримыми, ввести знания и умения в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса.

Каждая учебная конференция обладает образовательным значением. В процессе подготовки к ним каждый участник приобретает навыки и умения. Они связаны с самостоятельной работой и информационными источниками, их анализом и обобщением, приобретением опыта публичного выступления, направленного на овладение правильной научной речью.

Таким образом, ученическая конференция является перспективной формой организации учебного процесса. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

Все это способствует выявлению профессиональных склонностей и интеллектуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным научным знаниям, что имеет положительное значение в развитии инициативы, активности и самостоятельности, в воспитании у них чувства ответственности перед ученическим коллективом.

Учебная конференция отличается от конференции научной тем, что выполняет обучающие, развивающие и воспитывающие функции. Поэтому и требования к ее содержанию и форме проведения не могут точно копировать "взрослую" конференцию, однако могут быть организованы по ее типу, с соблюдением следующих этапов:

  • формулирование целей и задач мероприятия для участников;
  • определение даты проведения конференции и соотнесение ее с планом работы школы;
  • составление календарного плана подготовки конференции;
  • составление сценария мероприятия;
  • подготовка (оформление места проведения, исправность оборудования, организация аудитории, подготовка папок с презентациями и иллюстрационным материалом;
  • подготовка наградных материалов;
  • анализ и оценка качества выступлений участников и конференции в целом, учет всех сильных и слабых сторон.

Организация и проведение ученической конференции является эффективной формой профессионального роста учителя (это руководство работой секции, организация и помощь ученикам при подготовке докладов); формирует новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся, создает атмосферу сотворчества; стимулирует развитие познавательного, научного и творческого потенциала школьников. После конференции появляются новые интересные идеи.

Конференция дает учащимся возможность экспонировать результат своей деятельности публично; способствует развитию навыков публичного выступления; позволяет воспитывать личностные качества - умение быть убедительным, высказывать свое мнение; повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию; улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности; создает в учебном заведении новую образовательную среду.

Идея проведения школьной конференции далеко не новая. Значимость конференции в школьной жизни и ее организация уже описаны в современной литературе. А вот проведение конференций в дополнительном образовании явление довольно свежее. Говоря об опыте проведения школьных учебных конференций в дополнительном образовании, а именно в Детской Школе искусств (Иркутская область), мы можем описать ряд положительных моментов, которые мы выявили в результате 4 летнего опыта проведения учебных конференций.

Спецификой работы детских школ искусств является одновременное обучение сразу нескольких отделений - музыкальное, художественное, хореографическое и т.д. Как правило, обучающиеся отделений «существуют» только в рамках своих отделений и редко пересекаются с обучающимися других отделений и тем более мало что знают о том виде искусства которым занимаются их сверстники, обучающиеся вместе с ними в одной школе. В первом нашем опыте для участия в школьной учебной конференции мы объединили учащихся музыкального и художественного отделений и взяли единую тему конференции «Барокко в музыке и изобразительном искусстве» - проанализировав итог конференции мы открыли для себя ряд удивительных положительных моментов такого синтеза искусств: во первых учащиеся увидели, как представлена эпоха барокко в произведениях другого искусства - музыканты у художников, художники у музыкантов, обобщили, какие черты являются общими в произведениях искусства этой эпохи, открыли для себя с другой стороны новое искусство, а так же ТВОРЧЕСКИ сплотились обучающиеся двух отделений.

На данный момент школьная учебная конференция проходит в нашей школе ежегодно и занесена в сетку обязательных школьных мероприятий. Темы для выступлений мы выбираем разнообразные, это как уже было сказано «Барокко в музыкальном и изобразительном искусствах», «Русское народное творчестве в музыке и декоративно-прикладном искусстве», «Военный подвиг в художественном и музыкальном воплощении» и т.д., здесь огромный простор для творчества при выборе темы, темой может стать любая эпоха в музыке, живописи, хореографии, а так же тему конференции можно приурочить к теме года, объявленной Президентом РФ.

Ежегодно иллюстраторами выступлений обучающихся музыкальных отделений на конференции являются сами обучающиеся музыкального отделения и преподаватели, это очень интересный, живой, творческий процесс, когда в качестве музыкального примера не просто включается кнопка проигрывателя, а музыкальные примеры звучат например в исполнении школьного хора, солистов-инструменталистов, ансамблей, а также в исполнении преподавателей.

Школьная учебная конференция - это прекрасная возможность обучающимся проявить свои творческие способности, овладеть навыками публичного выступления и ведения дискуссии, а так же творчески сплотиться двум отделениям - музыкальному и художественному, погрузиться художникам в музыкальное искусство, а музыкантам увидеть, как прекрасен мир изобразительного и декоративно-прикладного искусства, способствует развитию творческого, исследовательского потенциала учащихся.

Источники

  1. Мазакова С.И., Старикова О.В. Проведение научно-практической конференции в начальной школе (из опыта работы) - http://festival.1september.ru/articles/505488/
  2. Осичкина Л.А. Школьная учебная конференция повышает эффективность урока - http://urok.1sep.ru/articles/611131/
  3. Терещенко Е.В. Ученическая конференция как перспективное средство развития познавательной активности младших школьников - http://festival.1september.ru/articles/634863/
  4. 4. Черненко Т.В. Школьная естественнонаучная конференция в гимназии как одна из форм.