Ненормативные и нормативные семейные кризисы, или Как понять, что ребёнок попал в беду

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Дополнительное образование


Много, о чём будет сказано в этой статье, применимо не только к сфере нашей работы - педагогика, но и к нашей повседневной жизни. Мы все почти мамы, бабушки, отцы, деды. Итак, начнём.

Как вы знаете, 2024 год объявлен нашим Президентом годом семьи. Целью данного ноябрьского указа является популяризация государственной политики в сфере защиты семьи, сохранение традиционных семейных ценностей.

Роль семьи в воспитании детей переоценить невозможно.

Именно семья задаёт, «вшивает» в ребёнка, так называемые базовые настройки.

Какие бы не происходили в нашей стране перемены, педагогические нововведения, образовательные «моды», именно родителям отводилась и отводится основная воспитательная функция.

Семья для ребёнка - это всё! Может ли ребёнок обойтись без семьи? Может.

Детских домов не становится меньше. Вся беда в том, что у детей, воспитанных вне семьи, не формируется модель семейных отношений. У них нет примера «родительства». Нет модели поведения ни мамы, ни папы. Вступив в брак, молодые люди из детского дома по-прежнему остаются детьми. Самый большой процент разводов - это семьи воспитанников «Детских домов».

Работа с семьёй обучающихся в дополнительном образовании значительно отличается от работы с семьёй в школах. В дополнительном образовании наше взаимодействие с семьёй выстраивается на добровольных началах, тогда как в школе это взаимодействие более плотное и тесное. И для нас то, что происходит в семье, очень часто остаётся загадкой. Но перед нами, педагогами ДО, стоят определённые задачи, не выполнить которые нам никак нельзя.

Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями ДО, в следствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка.

В процессе развития ребенка современная педагогика выделяет три сферы:

  • образование - (целенаправленное воздействие на ребенка);
  • семью (основной институт социализации личности);
  • социум (стихийное влияние «улицы»).

У нас с вами в наших образовательных программах написаны пункты про успешную социализацию обучающихся. Но, к сожалению, от нас мало, что зависит! Это горько, но факт. Именно поведение самых близких взрослых - мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестер - определяют особенности семейного микроклимата. Именно семья - залог успешной социализации ребёнка.

Ребенок, не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмоционально воспринимает либо грозовую напряженность, либо постоянную тревогу и страх. Или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта.

Нужно помнить, что у каждой семьи есть вполне определённые потребности.

Только удовлетворив все базовые потребности, семья может выполнять свои предназначенные функции. Если потребности не удовлетворены - семья становится нефункциональной. Такие семьи попадают в разряд «неблагополучных».

Существует 2 варианта попадания семей в разряд нефункциональных (неблагополучных):

  • Что-то случилось в семье;
  • Семья всегда была такой (из поколения в поколение).

К сожалению, причин попадания семьи в разряд неблагополучных очень много:

  • Развод;
  • Потеря работы;
  • Переезд \ эмиграция;
  • Потеря жилья (за долги, из-за несчастного случая);
  • Смерть близкого;
  • Болезнь близкого;
  • Инвалидность близкого;
  • Помещение в места лишения свободы;
  • Возвращение из мест лишения свободы;
  • Алкоголизм;
  • Наркомания;
  • Финансовые потери.

Если мы посмотрим на этот перечень - они все имеют негативную окраску.

Все перечисленные причины ассоциируются у нас с болью, горем и страданием.

Это так называемые «ненормативные кризисы».

А есть ещё и нормативные кризисы. Ожидаемые. Планируемые. Те, что по нашему мнению имеют знак «+».

  • Рождение ещё одного ребёнка;
  • Приход ребёнка в школу;
  • Подростковый возраст;
  • Взросление ребёнка;
  • Сепарация ребёнка (дочь вышла замуж \ сын женился).

Чуть подробнее о нормативных кризисах. Рождение младшего ребёнка. Казалось бы, радость. Новый человек родился. Но в семье происходят коренные перемены.

  • Изменение структуры семьи;
  • Адаптация к новому члену семьи;
  • Повышение физической и эмоциональной нагрузки;
  • Перераспределение времени;
  • Снижение дохода семьи;
  • Ненадлежащий ухо за старшим;
  • Эмоциональная депривация старших;
  • Конфликты между детьми и родителями.

Особенно это отражается на старших детях. А иногда, к великому сожалению, для папы.

Ещё один ожидаемый кризис - ребёнок пошёл в детский сад или школу. Вся устоявшаяся жизнь семьи, её уклад, размеренный ритм жизни - всё кардинально меняется. Появляются траты. Нужно общаться с педагогом. Нужно выстроить отношения с детьми из одной садовской группы и одноклассниками. Стрессовая ситуация для семьи? Ещё какая!!!

Следующий кризис - Здравствуй, подростковый возраст! Тот, кто с ним не встречался - счастливый человек. Дети меняются до неузнаваемости. Становятся чужими, колючими, обидчивыми, злыми…. Можно список продолжать и продолжать. Казалось бы, родители понимают, что ребёнок обязательно будет переживать этот непростой для себя период. Однако никто к нему не бывает готов.

В определённое время наступает ситуация отъезда ребёнка из семьи. Учёба. Переезд к бабушке. Данный нормативный кризис - также является серьёзным испытанием для всей семьи. Иными словами, семья переживает «синдром пустого гнезда».

Теперь немного о НЕнормативных кризисах семьи. Свадьба старших детей, с приводом в дом жениха или невесты. Две семейные системы начинают жить в одной квартире или доме. Это, казалось бы, радостное событие может повлечь за собой большой ком межличностных проблем.

Ещё один пример НЕнормативного кризиса. Мама или папа повторно вступают в брак. Отчимы и мачехи очень редко принимаются детьми с распростёртыми руками. Семья проходит через целый ряд структурно-эмоциональных катаклизмов.

  • Адаптация к новому члену семьи;
  • Конфликты между детьми и родителями;
  • Переживание разлуки;
  • Психологическая травма;
  • Переживание ребёнком распада семьи;
  • Нарушение социализации;
  • Ухудшение здоровья.

К НЕнормативным кризисам относятся также:

  • Принятие в семью приёмных детей;
  • Приезд родственников на длительный срок;
  • Помещение под следствие одного из членов семьи или возвращение из мест заключения;
  • Помещение одного из членов семьи на длительное лечение;
  • Смерть члена семьи или родителя;
  • Злоупотребления и зависимости;
  • Катастрофы и ЧС.

Каким образом эти ненормативные кризисы отражаются на детях? Жутким!!!:

  • Ухудшение психического и физического здоровья;
  • Ухудшение благосостояния;
  • Нарушение социальной адаптации;
  • Панические атаки;
  • Агрессивность;
  • Депрессии;
  • Психологические травмы.

Очень часто дети не справляются со всеми этими кризисами (нормативными и ненормативными). То, что они треплют нервы педагогам, дерутся с одноклассниками, не учат уроки - это всё мелочи по сравнению с тем, что они с ужасающей периодичностью решают уйти из жизни. Случаи детского суицида перестают быть редкими. Они становятся уже таким частым событием, что перестают быть из рядя вон выходящей ситуацией. Ребенок-самоубийца - эти два, казалось бы, взаимоисключающих понятия становятся одним из «знаков» времени.

Каждый день мы читаем или слышим шокирующие новости. «Выпускник школы покончил жизнь самоубийством после того, как неудачно сдал вступительные экзамены». Дети кончают жизнь самоубийством из-за двоек, из-за ссор с родителями, из-за несчастной любви. Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?

Эксперты констатируют: для России проблема детской и подростковой смертности крайне актуальна. Главное, что для этого необходимо - это вовремя заметить тревожные сигналы. А ещё, по мнению экспертов и психологов, детский суицид - это то, чего практически всегда можно было избежать. А теперь, пожалуй, самая важная информация в этой статье - признаки того, что ребёнок планирует самоубийство:

  • потеря аппетита или обжорство;
  • бессонница;
  • частые жалобы на недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • постоянное чувство одиночества, вины;
  • погруженность в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее;
  • побеги из дома;
  • разговоры, записки, рисунки с отражением жестокости к себе;
  • плачь без причины, грубость;
  • раздача личных вещей.

Считается, что суицидом ребенок, впрочем, как и взрослый, пытается изменить свои обстоятельства. Подросток вообще склонен уходить от трудных ситуаций, а суицид - это в первую очередь уход. Ребенок решается на самоубийство, когда чувствует себя действительно несчастным. Не все дети осознают ценности жизни - ни своей, ни чужой. По мнению подростка, его жизнь - небольшая цена за то, чтобы отомстить обидчику. Смерть представляется детям в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир. Так же она видится средством наказать обидчиков или тех, кто про него забыл. «Дай-ка я покажу, что может быть, если они меня потеряют», - думает подросток.

Если замечена склонность школьников к самоубийству, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:

  • Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.
  • Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.
  • Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
  • Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве.
  • Обратите внимание, какие сайты посещает ваш ребенок. Часто подростки могут найти информацию о том, как покончить жизнь самоубийством, в интернете.
  • Обратите внимание, какие СМИ они читают, какие передачи смотрят по телевизору. Дело в том, что подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает ТВ или массовая литература. Суицидное поведение сверстников может стать подражательным.

Если все же предотвратить несчастье не удалось, и ребенок все же совершил попытку суицида, родители должны принять комплекс срочных мер:

  • Не ругайте ребенка, не кричите на него;
  • Не скрывайтесь за маской равнодушия;
  • Не думайте, что он решил вас просто напугать;
  • Ребенок должен чувствовать, что вы очень любите его и дорожите им;
  • Обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Помните о том, что попытка суицида может быть еще. По статистике, треть самоубийц в течение года повторяют свою попытку.

Каким же образом узнать, какой микроклимат в семье и что вообще там происходит? В настоящий момент существуют самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:

  • анкетирование родителей;
  • родительский лекторий;
  • родительская конференция;
  • семинары;
  • психологические тренинги;
  • круглый стол;
  • клуб семейного общения;
  • информационные стенды и другие методы.

В дополнительном образовании есть три основные формы взаимодействия с семьями наших обучающихся:

  • Родительское собрание;
  • Индивидуальная консультация;
  • Проведение воспитательных мероприятий, совместно с родителями.

По статистике из всех опрошенных родителей:

  • 68% предпочитают индивидуальные консультации с педагогом и считают их эффективными;
  • всего 32% родителей предпочтение отдали участию в общих родительских собраниях.

При этом 86% из всех опрошенных родителей выразили готовность принимать участие в воспитательных мероприятиях ОО.

В ходе индивидуальных консультаций педагог получает возможность:

  • собрать информацию о семье, о её психолого-педагогических проблемах;
  • установить доброжелательные и партнерские отношения;
  • педагог имеет возможность получить информацию об особенностях развития ребенка, его интересах и увлечениях, особенностях характера, целевых установках, моральных и нравственных ценностях семьи.

Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. В приглашении на консультацию важно сформулировать цель беседы. Недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.

Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

В заключение, хочется напомнить золотые правила, которые помогут вам, уважаемые педагоги, эффективного взаимодействовать с родителями обучающихся:

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
  • Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
  • Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  • Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
  • Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

Для того, чтобы глубже разобраться в проблемах семьи и работы с родителями, рекомендую следующую литературу:

  • Юлия Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей»;
  • Юлия Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»;
  • Кэтрин Кволс «Радость воспитания. Как воспитывать без наказания»;
  • Людмила Петрановская «Как ты себя ведёшь или 10 шагов по изменению трудного поведения»;
  • Людмила Петрановская «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка»;
  • Найдже Латта «Пока ваш подросток не свёл вас с ума»;
  • Симон Соловейчик «Педагогика для всех»;
  • Эда Ле Шан «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума»;

Благодарю за внимание!