Категория «ценность» - одно из ключевых понятий современной общественной педагогической мысли. Какие же ценности можно считать нравственными? В педагогической литературе авторы вкладывают в понятие «нравственные ценности» то, чем дорожит человек, включая уже достигнутое, определяет их как факторы, придающее человеку стойкость, сопротивляемость, надёжность. На мой взгляд, нравственные ценности - это те ценности, которые действуют в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальное и нравственные ценности: жизнь, красота, человек, труд, познание, добро. Я рассматриваю нравственные ценности как методологическую основу нравственного воспитания.
Но доброта, красота, чуткость и так далее - это не некие имманентно присущие ребёнку качества. Освоение внешнего мира и познания самого себя младшего школьника происходит во взаимодействие с родителями, учителями, другими взрослыми и детьми. Вхождение в учебную социально-значимую деятельность ставит первоклассника перед необходимостью считаться с другими людьми, усваивать нормы и правила общественной морали и руководствоваться ими в своём поведении.
Существуют различные пути формирования нравственных ценностей в учебно-воспитательном процессе: через учебное содержание, методы, формы организации учебной работы (парная, групповая, индивидуальная; урок, экскурсия, опытный, игры и так далее), через характер общения учителя и учащихся, через общение детей между собой, через организацию внеклассной работы. По своей природе нравственные ценности предполагают, что они усваиваются добровольно, когда ребёнок осознанно принимает решение и несёт за них ответственность.
Само содержание учебных предметов в начальной школе ориентируют на нравственные нормы, без которых невозможна жизнь в обществе, самореализация личности.
Произведения «Косточка», «Орел», «Филипок», «Пожар», «Булька» Л.НТолстого; «Спор деревьев», «Лес и ручей», «Лиса Патрикеевна», К.Д.Ушинского; «Кот-ворюга» К.Паустовского и др. глубоки по мысли, воспитательную роль выполняют косвенными путями. Через переживания, соучастие, часто не выраженные словами, художественные произведения развивают общечеловеческие качества.
Особенно любят мои ученики произведения о животных: «На охоте» И.Тургенева, «Заботливая мамаша» Г.Скребицкого, «С севера» В.Бианки и др.
Полюбился детям медведь. Денис отметил, что он раньше и не думал, что медведи такие умные и добрые, поступают как люди. Ваня К.: «Давайте попросим, чтобы медведи занесли в Красную книгу, ведь медведица любит своих детей, как настоящая мама, ухаживает за ними. Их нельзя убивать». Большую воспитательную ценность имеют произведения Л.Н.Толстого. В рассказах «Филипок», «Пожар» с большой теплотой раскрываются характеры простых деревенских мальчишек, у детей вызывает восхищение поступок Вани, который спас малышей и старую бабушку. «Ему, наверное, было страшно, но он всё равно вытаскивал ребятишек» (Катя Б.); «Мальчику всего 6 лет, он ещё сам маленький, а уже герой» (Стас Ш.); «Мама мне говорит, что я ещё маленький, но я прочитал ей рассказ и сказал, что я всё буду делать сам» (Вова Л.). После чтения рассказа «Филипок» дети дают следующие характеристики: «Филипок настойчивый, он ведь не побоялся идти в школу». «Он боялся собак, но всё равно пошёл», «Он упрямый, добился своего». И мы все вместе делаем вывод, что характер человека проявляется уже в детстве.
Необычайно глубина сказок. После чтения сказки «О рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина ребята отметили, что «если человек жадный, то его никто не любит, на него все злятся» (Таня С.), «доброго человека все любят, говорят ему хорошие слова» (Аня С.), «…старик добрый, поэтому рыбка ему помогла» (Олег А.). Сказки «Кот, петух и лиса», «Три дочери» и другие - а дружбе, о семье, о благородстве, о взаимопомощи. Многие сказки мы разыгрываем. Например, сказку «Кот, петух и лиса». Катя К. хорошо смогла передать хитрость лисицы, изображая, как лиса подкрадывается к окну, ласково и вкрадчиво поёт. Егор Н. сначала изображает петушка хвастливым, гордым, а потом жалобным голосом зовёт котика на помощь. Работая над сказкой «Про Тыквёнка», мы поставили с детьми настоящий спектакль. Денис К. сначала изображает несчастного Тыквёнка, так как с ним никто не хочет дружить, потому что он всего-навсего бесполезный овощ, а в заключении все дети-артисты, взявшись за руки, поют песню о дружбе. Здесь не нужны никакие беседы, так как сама игра воспитывает.
Большое воспитательное значение имеет работу серии картинок по развитию речи, например, Юля В. написала такое сочинение:
«В одном дворе росло красивое, стройное дерево точка. Девочка пошла гулять. Она проходила мимо дерево и просто так сорвала листочек, деревцу было больно. Мальчик тоже обидел дерево: он сломал веточку. Дерево заплакало: «Помогите», но его никто не слышал. Подъехал мальчик и поставил велосипед к дереву… Но дерево уже не плакало. Оно было неживое. Дети собрались и смотрят на дерево: почему же случилось такая беда?
Учащиеся рассуждали о том, что нужно беречь каждую травинку, а Дима И. добавил, что говорить легко, а в лесу так хочется нарвать букет и подарить его маме - ведь ей будет приятно. Дети приходят к следующему решению: природу нужно беречь, а цветы для букетов нужно посадить на даче.
Ребята пытаются передавать свои чувства в стихах:
Белый снег,
Как белый свет,
Падает с небес.
И кружится, и поёт
Новогодний лес.
(Катя Б)
Большие возможности для нравственного воспитания содержит произведения В.Осеевой. Например, после чтения рассказа «Печенье» ребята стали размышлять о том, что мы не всегда бываем внимательны к тем, кто с нами рядом. Попытались ответить на вопрос «Добрый ли я человек и почему я так думаю?» Вспомнили множество примеров, когда они совершали добрые дела. А потом им была предложена проблемная ситуация:
«Мама купила билеты в кино. Я об этом фильме мечтал давно, ждал с нетерпением, когда же наступит долгожданный день… И вот этот день настал. Но позвонил мой одноклассник и попросил объяснить решение примеров. Он проболел неделю, а завтра контрольная работа. Как же мне поступить? Помочь товарищу, пойти в кино, зайти после кино?»
15 учеников решили, что помогут товарищу, а кино посмотрят в другой раз; восемь человек зайдут после кино и помогут, а семь учеников пойдут в кино, а «он может попросить кого-нибудь другого», «я ему объясню по телефону», «мама поможет» и др.
Такие ситуации помогают ребятам не только проанализировать поступки литературных героев, но и подумать, как бы они поступили сами, выбрать правильное решение.
На уроках окружающего мира школьники получают общее представление о богатстве и разнообразии живой природы, а некоторых закономерностях развития природы и жизни людей. Кроме изучения произведений, проведения опытов, экскурсий мы отгадываем кроссворды, которые нам составили Учёная ворона и Колобок, играем.
Деловая игра за «Круглым столом» была посвящена хищникам. Одни учащиеся защищали их, другие обвиняли. Одна группа утверждала, что волки полезны, они уничтожают больных животных. Лисицы имеют прекрасную шкурку и так далее. Другая группа говорила, что хищников надо уничтожать, они истребляют всё живое, даже нападает на человека. Ребята увлеклись игрой, учились доказывать, отстаивать своё мнение. В итоге приходим к выводу, что в природе всё взаимосвязано, уничтожение в цепочке одного звена приведёт к гибели всей жизни. Земля - общий дом человечества.
Игра «Колодец желаний» не только развивает у детей воображение, фантазию, помогает лучше разобраться в своих чувствах, понять себя. Предлагаю ребятам вообразить, что они находятся у колодца, где загадывается желание. Дети должны по очереди дополнять следующие желания (на уроке только 1 желание):
- Если бы я был каким-либо животным, я бы… потому что…
- если бы я был птицей, я бы… потому что…
- если бы я был насекомым, я бы… потому что…
- если бы я был цветком, я бы… потому что…
и так далее.
Ответы большинства учащихся показывают, что у них есть большое желание приносить людям радость, делать добрые дела. «Если бы я был цветком, я бы был розой, потому что она красивая и радует всех» (Паша С.), «Если бы я была цветком, я бы была душистая ромашкой, я бы накормила всех пчёлок» (Катя К., Егор М.).
«Если бы я был цветком, я бы был кактусом, потому что он колючий его никто не может обидеть» (Паша С,). «Я был бы крапивой, потому что она всех лечит» (Ваня Б). Беспокоят ответы трёх ребят, которые мечтают стать цветком росянкой, который поедает насекомых, «потому что он никого не боится, а его боятся все» и др.
«Если бы я был каким-либо животным, я бы был зайцем, потому что он быстро убегает от врагов» (Захар З). «Если бы я была каким-либо животным, я бы была собакой, потому что собака охраняет своего хозяина (Таня С.). «Я бы был львом, так как лев царь зверей» (Денис К.). «Я бы был динозавром, потому что его все боятся» (Ваня К.). «Я бы была лисой, потому что она хитрая всех может обмануть» (Юля В.). «Тигром, он со всеми дерётся и всех побеждает» (Стас Ш.).
Ответы показали, что 60% детей чувствуют себя в школе среди детей комфортно, нашли себе друзей, стремятся помочь другим, а вот 16% ребят стараются самоутвердиться, стать лидерами, первыми. 14% детей чувствуют себя неуверенно, им необходимо срочная помощь со стороны и учителя, и родителей, 10% детей затрудняются выборе.
Такие игры помогают правильно организовать учебную внеклассную деятельность, подобрать материал к урокам. Любимое занятие у наших первоклассников - кружок «Эрудит». Цель занятия - разностороннее развитие учащихся, приобщении к нравственным ценностям, таким как человек, красота, гармония и другое.
На каждом занятии мы играем в скороговорки. Делаем это так. Один говорит:
- Скажи: «В шалаше есть шесть шалунов» (произносит медленно, внятно).
Другой должен запомнить скороговорку и произнести её пять раз без остановки. Или ребята делятся на две группы. первая группа задаёт скороговорку с вопросительной интонацией, а вторая группа повторяет эту же скороговорку, но уже с интонацией ответа. Например: «Муха - горюха села на ухо?» (выделить слово ухо.) Ответ: «Муха - горюха села на ухо» (интонация утверждения).
Любимы детьми этюды на расслабление мышц или упражнения по пластике: «Маляр», «Иголочка», «Котёнок» и другие.
«Котенок». Дети перевоплощаются в маленького котёнка, который греется на солнце. Котёнок рассердился, выгнал спинку, мяукнул.
«Мяч». Дети представляют, что в руках у них большой мяч. Они его сжимают двумя руками. Вот какой он большой и упругий… Мяч лопнул. Надо показать, как выходит воздух. (Дети делают глубокий вдох, затем медленно выпускают воздух изо рта. Показывают руками.)
«Штанга». Дети поднимают тяжёлую штангу. Показывают, как им тяжело. Подержали её вверху, потом бросают. Отдыхают.
Один раз в месяц дети демонстрируют родителям, чему они научились на занятиях, на уроках (декламирует стихи, поют песни, ставят простые драматические произведения, играют). Эти праздники очень нравятся и родителям, и детям. Родители узнают в детях себя, соприкасается с миром детства, авторитарный стиль общения, отношений непроизвольно заменяется творческим сотрудничеством. В конце учебного года первоклассники смогли показать настоящий спектакль для родителей и учащихся нашей школы ребятам было важно, как и ровесники, товарищи оценят их труд.
Я ставила своей целью рассказать о некоторых путях ориентации младшей школьников на нравственные ценности, считая это одно из важнейших проблем в нашем современном обществе. Надеюсь, что моя работа поможет ребёнку приобщиться к миру нравственных ценностей, соприкоснуться с ними.