Организация обучения детей с ОВЗ в рамках инклюзии

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование


Ключевые слова: методы, школьники с ОВЗ, инклюзия.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

Введение

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании.

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) - это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование. Инклюзивное образование - это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям.

В данной статье мы рассмотрим требования к обучению детей с ОВЗ, а также изучим, как организовать обучение детей с ОВЗ в рамках инклюзивной образовательной программы и без ущерба остальным детям класса.

Организация обучения детей с ОВЗ в рамках инклюзии

Часто проблемы в обучении вскрываются, когда ребенок идет в школу. Тревожные звонки дают родителям педагоги: у ребенка проблемы с памятью, речью, усидчивостью, ребенок в этом возрасте не умеет делать того, что делают сверстники.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы.

Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения.

Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:

  • специального (коррекционного) образования;
  • инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);
  • в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;
  • в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;
  • в условиях домашнего (семейного) образования.

Дети с ОВЗ в обычном классе - на самом деле, это достаточно распространенное явление. Школа может отказать в приеме такого ученика только по причине отсутствия свободных мест. Если дети с ОВЗ получают образование вместе с другими учениками, их максимальное количество в классе - 3 человека.

Учителю нужно понять, на какие уроки ребёнок с особенностями здоровья и развития будет приходить, какие ему нужны учебники, за какую парту его посадить. Если в заключении комиссии прописано, что ребёнку нужна индивидуальная программа, то организовать для ребёнка возможности обучения по такой программе.

Рассмотрим очень важный вопрос о том, как интегрировать детей с ОВЗ в общую группу без ущерба для остальных.

План работы школы включает раздел по инклюзивному образованию. И предполагает, во-первых, развитие «безбарьерной среды» - материального пространства школы. Это и установка перил, пандусов, расширение дверных проемов, установка разметки и визуальной навигации, оборудование санитарно-технических помещений.

Во-вторых, организационно-методическое обеспечение.

При организации инклюзивного образования для детей с ОВЗ, важно учитывать их особенности. В начальных классах для таких учеников применяются специальные образовательные стандарты:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

Когда школьники с ОВЗ переходят в среднюю и старшую школу, они учатся по обычным ФГОС. Но помимо общих стандартов, существуют и другие программы для детей ОВЗ, которые играют роль в их образовательном процессе:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП) разрабатываются индивидуально для каждого ребенка с ОВЗ на один учебный год.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) пишется с учетом уровня образования и специфических потребностей каждого ребенка.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП) разрабатывается, учитывая образовательные потребности конкретного ребенка. Он чаще используется при надомном обучении.
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначается для детей с тяжелой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые не могут освоить стандартную программу согласно своему возрасту.

Особое внимание уделено формированию жизненных компетенций ребенка. Баланс в адаптированных программах выглядит следующим образом: 60-70% жизненные компетенции и 30-40% предметные компетенции.

В группу ОВЗ входят ученики с нарушениями зрения и слуха на разных стадиях, задержками в развитии, дефектами речи, расстройствами эмоциональной сферы и многими другими особенностями, которых учить одинаково просто невозможно.

В таких случаях для особенных детей составляются индивидуальные маршруты с учетом их заболевания.

Построение образовательного маршрута для детей с ОВЗ в рамках группы подразумевает следующую работу:

  1. Логопедическая коррекция
  2. Включение коррекционных методов.
  3. Индивидуальный посильный темп.
  4. Подключение помогающих специалистов (тьютор, ассистент, учитель-логопед, педагог-психолог), родителей.
  5. Оценка, мониторинг результатов.
  6. Средства контроля, рефлексии.

Таким образом, эффективное инклюзивное образование требует хорошо подготовленного педагогического коллектива, включающего различных специалистов, способных обеспечить индивидуальную поддержку и заботу каждого ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

Для того чтобы обучающиеся с ОВЗ могли комфортно учиться необходимо выполнять следующие условия:

  1. Занятия проводятся в первую смену, начиная с 8 утра или позднее.
  2. Учебная неделя составляет пять дней, при этом в середине недели (среда или четверг) предусмотрен облегченный учебный день.
  3. Внеурочная деятельность также важна для обучающихся с ОВЗ и составляет до 10 часов в неделю. Около половины из них посвящается коррекционным занятиям, а остальные занятия направлены на развивающие области.
  4. Продолжительность перерывов между уроками может быть разной. Это может быть одна большая перемена после нескольких уроков или две большие перемены с дополнительными переменами между урочной и внеурочной деятельностью.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.

Сейчас уже есть разработанная база методик для работы с разными категориями детей, учитывающая нюансы восприятия, уровня развития мышления. Таким образом, в школе создаются оптимальные условия для обучения детей с ОВЗ, учитывая их особенности и индивидуальные потребности.

В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Дети со слабым здоровьем быстро утомляются, им чаще необходимы перерывы для отдыха и физической разминки. Чтобы снять напряжение в мышцах детей, учитель всегда предусматривает частую смену деятельности: встали в круг, прошлись по классу, складывая мячи, поиграли под музыку.

Используется частое переключение видов деятельности и работа в разных модальностях.

Предпочтение педагоги отдают игровым методам, как наиболее эффективным. Каждый учитель создает себе копилку приемов и коротких игр для включения и переключения внимания детей с ОВЗ.

Например, игра «Живое - неживое, летает - не летает». Вы называете слово (существительное), если оно относится к живым - ребенок поднимает руки, если к неживым - руки опущены. По тому же принципу можно бросать мяч (живое - мяч нужно ловить, неживое - мяч пропускать). Далее пройтись по другим группам: съедобное-несъедобное, летает-не летает, сделано природой - сделано человеком и т.д. Упражнение тренирует переключение внимания.

Игра «Найди профессию». Вы перечисляете слова, а ваш маленький партнер внимательно слушает. Всякий раз, когда среди слов встречается профессия, ребенку нужно подпрыгнуть (или хлопнуть в ладоши). Помимо переключения внимания, расширяем и кругозор. Варианты слов:

  • Юбка, обезьяна, программист.
  • Листок, карандаш, фантазия.
  • Чайник, глаз, архитектор.
  • Оса, мармелад, тетрадь.
  • Шапка, купальник, кондитер.

В классе обустраивается сенсорный уголок, который помогает ребенку при адаптации, развивает мышление, память, внимание, восприятие, воображение, развивает эмоциональную сферу.

Снижает импульсивность, неусидчивость, снимает психоэмоциональное напряжение.

В уголке можно разместить те предметы, которые не займут много места, но будут полезны в использовании «здесь и сейчас». чтобы отвлечь ребенка, «перезагрузить» его. Это может быть набор различных мячей: гимнастических, массажных, мячей- гигантов, мячей с ручками, мягких модулей, мат или подушки. Рекомендуется использовать мягкие и пушистые изделия спокойных оттенков. Также в уголке могут размещаться: развивающие панели, пазлы и трансформеры, тактильные лабиринты, игровые наборы и конструкторы, настенные дидактические игрушки, балансиры и прочее.

Деление детей на подгруппы и выдача индивидуальных заданий поможет педагогу подойти к вопросу подачи материала максимально индивидуально к каждому ученику.

Очень важна наглядность материала. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

Мнемотехника на уроке. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой - минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т.к. чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы - для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала - для оказания помощи при выполнении заданий.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т.д.

Система накопительных поощрений побуждает ребенка быть активнее, у него появляется любопытство и интерес к текущей деятельности. В качестве поощрений могут быть наклейки, картинки, мелкие игрушки и т.п.

Минута славы - она должна быть у каждого ребенка в классе, особенно важно для ребенка с ОВЗ чувство принадлежности к коллективу и положительная оценка его деятельности детьми. Педагог подмечает малейшие успехи у ребенка и рассказывает об этом классу, подбадривает, и так настраивает ребенка на успех.

Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

Использование картинного материала отлично подходит для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя, умение рефлексировать.

От самооценки зависят такие социальные факторы, как взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т.д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Активные методы рефлексии:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  2. рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
  3. рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения, перечисленных выше, повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.

Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении образовательной программы, подбор коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум.

Обязательным компонентом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы, которая в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на создание в образовательном учреждении системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Заключение

При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные школы перед коллективом образовательной организации возникают следующие задачи:

  1. Создание такого образовательного пространства, в котором комфортно всем учащимся.
  2. Помощь каждому ребенку, нуждающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
  3. Психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ.
  4. Развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.
  5. Решение общеобразовательной школой данных задач позволит ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.

Благодаря реализации инклюзивной формы образования в школе, для части «неординарных», «особенных», как мы называем детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), появляется возможность не разлучаться с семьей. У родителей, таким образом, появится возможность воспитывать своего ребенка самому, вместе с другими членами своей семьи, на основе своих жизненных принципов.

А мы, учителя, должны помочь им в этом, проследить, чтобы инклюзивное образование было организовано таким образом, чтобы у ребенка с ОВЗ было детство без границ, т.е. ребенок не должен быть изгоем в классном коллективе, мог благодаря индивидуальной образовательной программе удовлетворить свои потребности в обучении и воспитании.

Литература

  1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука», 2012.
  2. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. «Педагогическое образование и наука», 2012.
  3. Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. - «Энас», 2003.
  4. Защеренская О.В. Психология детей с ЗПР. - Санкт-Петербург, 2003.[Психология детей с ЗПР] / О.В.Защеренская. - Санкт-Петербург, 2003
  5. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. - М: МГППУ, 2012.
  6. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /отв. ред. Алехина С.В., Кутепова Е.Н. - М.: МГППУ, 2012.
  7. Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. - М.: Владос, 2011.