В современном обществе актуализируется проблема воспитания будущего специалиста для готовности его перейти непосредственно в ту сферу жизни, для которой он получал знания, умения и навыки в процессе обучения. На данном этапе развития образования формирование социальной компетенции не носит целенаправленного характера. Но в свою очередь активное стремление государства развить систему воспитания студентов, должно решать такие задачи как самоопределение, самовыражение, развитие, становление социального индивидуально-личностного специалиста. Решение этих задач должно осуществляться во всех образовательных учреждениях, на всех этапах развития человека. Поэтому в последнее время огромную роль в формировании социальной компетенции специалистов отводится системе непрерывного образования.
Термин «непрерывное образование» был впервые употреблен в 1968 году в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО. После опубликования доклада комиссии под руководством Э.Фора ЮНЕСКО было принято решение, признавшее непрерывное образование основным принципом для нововведений или реформ образования [1].
Как такового четкого определения непрерывного образования нет. В литературе встречаются множество понятий различных между собой. Вот некоторые из них:
- непрерывное образование определяется как процесс роста образовательного (профессионального и общего) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества [2];
- непрерывное образование - образование, охватывающее всю жизнь человека, включающее в себя формальные (школа, колледж, институт) и неформальные (значимые люди, образовательные курсы без сертификации) виды образования, связь между изучаемыми предметами и различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным ) на отдельных этапах жизни, способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов, акцент на самообразовании [3].
Проблема формирования социальной компетенции студентов - будущих специалистов в системе непрерывного образования связана с тем, что отсутствует единое понятие «компетентности», что в свою очередь порождает различные понятия «социальной компетентности». Также социальная компетенция не занимает конкретного места в системе компетенций, т.к. она может входить в любую из них и зачастую рассматривают проблему взаимосвязи всех видов компетенций.
Новый этап в развитии непрерывного дополнительного профессионального образования начался с введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [4]. Главные цели непрерывного образования: формирование активной гражданской позиции и конкурентоспособность на рынке труда. Участие в гражданском обществе практически невозможно без успешной профессиональной карьеры, поскольку она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благополучия, а значит, определяет качество жизни [5]. Основу педагогического процесса в образовательных учреждениях составляет педагогика сотрудничества, взаимодействия, взаимного творчества, взаимоуважение обучающего и обучающегося. Это создает успешную ситуацию, как для педагога, так и для студента в процессе чего у последних формируется потребность в самовыражении и самосовершенствовании, вследствие чего проявляется социальная компетенция. Каждое образовательное учреждение на своем этапе обучения закладывает определенную часть социальной компетенции в будущего специалиста. Система непрерывного образования может взять на себя важнейшую роль в воспитании социальной компетенции во всем процессе образования, тем самым позволив выделить или присоединить ее к какой-либо группе компетенций.
В июне 2015 года Министерством образования и науки Российской Федерации представлена на обсуждение «Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года», которая представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты государственной политики, направленной на обеспечение возможностей по реализации права взрослого населения Российской Федерации на образование в течение всей жизни [6].
Решая проблему формирования социальной компетенции у студентов в системе непрерывного образования, стоит заметить такой важный фактор как динамика развития общества. К ней можно отнести новизну социальной позиции, взаимосвязь социальных ролей, быстро меняющиеся отношения в различных сферах жизнедеятельности, ускорение темпов экономического развития страны в эпоху кризиса. Гибкость системы непрерывного образования обеспечивает условия формирования лидерских качеств, возможность творческой самореализации, способность быстро и самостоятельной решать задачи любой сложности, повышению личной ответственности, все это и не только охватывает социальная компетенция.
В образовательных учреждениях с непрерывной системой образования складывается совокупность возможностей для более полного формирования социальной компетенции.
Список использованных источников
- Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка. М.: Весь мир, 2020.
- Непрерывное образование и потребность в нем / Отв. ред. Г.А.Ключарев. М.: Наука, 2021.
- Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы" // «Собрание законодательства Российской Федерации» от 9 января 2006 г. N 2 ст. 186
- Чорная А.Д. Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2019. - С. 36-38.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ // "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
- Санина Е.И. Непрерывное образование как фактор профессионального развития личности педагога. [Текст]. /Е.И.Санина, Е.В.Шемякина // Материалы всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Непрерывное математическое образование: проблемы, научные подходы, опыт и перспективы развития» Москва, 16-17 июня 2016 г./ /Отв. ред. Е.И.Санина. - М: 2016. - С. 9-14.
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р <Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года> // «Собрание законодательства Российской Федерации» от 2 января 2012 г. N 1 ст. 216.