Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности обучающегося в образовательном процессе. Именно компетентностный подход сегодня провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы. Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности и компетенции. (№ 11, с. 8)
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дается следующее определение: «Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен».
«Компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области».
Компетентность чаще всего рассматривают, как способность решать задачи, а компетенции - как модели поведения, обеспечивающие эту способность.
Компетенции - это в большей степени особенности поведения, определяющего результативность работы (черты личности, характеристики темперамента и эмоционально - волевой сферы, уровень интеллекта и особенности мыслительной деятельности человека в сочетании установок, знаний и опыта действий. (№ 4, с.23)
Компетенции для учащегося - это образ его будущего, ориентир для освоения.
Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Образовательная компетенция - требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. (22)
Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В.Хуторскому) являются следующие:
- Ценностно-смысловые.
- Общекультурные.
- Учебно-познавательные.
- Информационные.
- Коммуникативные.
- Социально-трудовые.
- Компетенции личностного самосовершенствования.
В России есть крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф.Иванова, А.Г.Каспржак, А.В.Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются российские исследователи: П.П.Борисов, Н.С.Веселовская, А.Н.Дахин, И.А.Зимняя, Н.А.Переломова, Т.Б.Табарданова, И.Д.Фрумин, Г.А.Цукерман и др., и зарубежные ученые: Р.Барнетт, Дж.Равен (Великобритания), В.Вестера (Голландия).
Возраст студентов техникума, учащихся с 1 по 4 курс (15-20 лет) является сензитивным периодом для формирования ключевых компетентностей. С самого детства закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром.
Студенты открыты, общительны, жизнерадостны, эмоциональны, подвижны. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Учащийся осваивает способы самостоятельного управления ими.
Обучающиеся любого возраста всегда любопытны, проявляют интерес ко всему необычному, незнакомому, очень любознательны. Поэтому, уже в младшем возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у них желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы учащийся испытывал удовлетворение от самого анализа вещей.
«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка». (В.Сухомлинский)
Студенты нуждаются в постоянной деятельности. Они легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Однако не все в этом возрасте могут работать долго и сосредоточенно, однообразная деятельность им быстро надоедает. Условия среднего профессионального образования позволяют на занятиях сочетать различные виды деятельности, которые должны быть эмоционально окрашены, реальны и конкретны.
В процессе обучения и воспитания, под влиянием конкретных условий жизни и в связи с особенностями высшей нервной деятельности человека формируются положительные или отрицательные индивидуальные черты и качества познавательных процессов, чувств, воли, направленности личности, ее характера. Они отражаются на успехах в учебе, на поведении личности в коллективе.
Создание эмоционально благоприятной обстановки на занятиях среднего профессионального образования позволяет ненавязчиво формировать ключевые компетенции.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для вооружения такого важного умения, как умения учиться.
Компетентностный подход раскрывает высказывание - древняя китайская мудрость: "Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь".
С учетом возрастных особенностей студентов выделяем следующие ключевые компетенции:
1. Ценностно-смысловые.
Связанные с ценностными ориентирами учащегося, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь принимать решение, быть ответственным.
2. Учебно-познавательные.
Учащийся может ставить цель и организовывать ее достижение, умеет пояснять свою цель; организовать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, обозначать свое понимание или непониманием по отношению к изучаемой проблеме; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать вывод; выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира.
3. Общекультурные.
Учащийся владеет культурными нормами и традициями; имеет представление о системах социальных норм и ценностей в России; владеет знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей; определяет свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; имеет осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, знает основы истории свое малой родины, страны, духовно-нравственной культуры, экологической культуры.
4. Коммуникативные.
Учащийся умеет представлять себя устно и письменно; владеет способами взаимодействия с окружающими людьми; умеет выступать с устным сообщением; умеет задавать вопрос; владеет способами совместной деятельности в группе; умеет искать компромисс.
5. Информационные.
Учащийся владеет навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет и тд.; может самостоятельно искать необходимую информацию; владеет навыками использования информационных устройств.
6. Социально-трудовые.
Учащийся владеет начально-техническими знаниями, уметь моделировать и конструировать несложные объемные предметы; владеет навыками изготовления изделий из различных материалов; умеет использовать различные инструменты; владеет навыками самообслуживания; умеет организовать свое рабочее место; ориентируется в мире профессий и их социальном значении.
7. Здоровьесберегающие.
Учащийся владеет знаниями и соблюдает нормы здорового образа жизни, умеет распределять свои силы; соблюдает режим дня; владеет знаниями и соблюдает правила личной гигиены, обихода; умеет заботиться о собственном здоровье, соблюдает правила техники безопасности.
Таким образом, реализация компетентностного подхода в условиях среднего профессионального образования предусматривает интеграцию процессов воспитания и обучения, что при ведущей роли педагога, будет способствовать формированию компетентной личности, способной к успешной социализации в обществе, конкурентоспособной на рынке труда, но в то же время духовной, культурной и толерантной.
Список литературы
- Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Сост. А.В.Овчинников, Л.Н.Беленчук, С.В.Лыков. М.: Издательский центр «Академия», Изд. 3-е, 2020.
- Березина В.А. Дополнительное образование детей в России: Учебно-метод. пособие. - М.: АНО «Диалог культур», 2019.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Профессиональное образование: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019.
- Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. - Москва, Издательство «Национальное образование», 2019.
- "Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ" (в послед. ред. с послед. изм.) // СПС «КонсультантПлюс».
- История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Издательский центр «Академия», 2020.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М.: Педагогика, 1989.
- Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. Изд. 5-е. - М.: Агентство «Мегаполис», 2021.
- Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2008.
- Нечаев М.П., Романова Г.А. Директор школы в воспитательном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2013.
- Нечаев М.П., Романова Г.А. Игровые педагогические технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся: Методические пособие. - М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2019.
- Никулин С.К. Системный подход в развитии научно - технического творчества учащихся в учреждениях дополнительного образования России. - М.: Изд-во «Глобус», 2020.
- Педагогика: учебное пособие/ под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Высшее образование, Изд.3-е, 2022.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич. Мн.: «Современное слово», 2020.
- Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2020.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование» - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 219.
- Современная модель дополнительного образования детей: системно-синергетическое исследование. Материалы научного семинара. Под ред. Д.Е.Яковлева. - М., 2019.
- Соколова Л.В., Молчанова А.В. Методика воспитательной работы в образовательном учреждении: уч.-метод. пособие. - М.: АСОУ, 2019.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. Второе издание, дополн. и перераб. М.: Издательство «Совершенство», 1998.
- http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00196373_0.html Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
- http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года включительно.
- http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.html Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Хуторской Андрей Викторович.