Формирование социальной компетентности педагога как средство формирования профессионального самоопределения учащихся

Разделы: Социальная педагогика


Требования государства к подготовке новых педагогических кадров, направлены на изменение подходов к профессиональной подготовке учителей, вызванные информатизацией общества, широким применением интерактивных технологий в образовании для успешного развития учебной деятельности обучающихся.

В образовательном процессе педагогу приходится выполнять много функций: педагогическую, воспитательную, диагностическую, организационную, информационную и т.д. Все это требует не только профессиональной компетентности (владение содержанием предмета, технологией обучения учащихся), но и компетентности в других сферах.

М.Т.Авдохина и Н.А.Крылова выделяют три плоскости компетентности современного педагога: концептуальную, специальную или профессиональную и межличностную.

Концептуальная плоскость компетентности представляет собой методологию анализа и решения педагогом проблем подготовки учащихся с учетом процессов и направлений развития человечества, общества, экономики и политики.

Специальная (профессиональная) плоскость предполагает владение методологией образования, содержанием конкретной учебной дисциплины, использование различных средств, методов, приемов обучения, соблюдение равенства между коммуникативным и предметным взаимодействием.

Межличностная сфера включает в себя знания педагогом личности учащегося, его психологических и индивидуальных особенностей, его стиля учебной деятельности, умения педагога эффективно взаимодействовать с учащимися благодаря пониманию себя, своего стиля общения при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [1].

Знания и умения эффективно организовывать и поддерживать взаимодействие с учащимися и коллегами по работе в сфере межличностных отношений говорят о наличии у педагога социальной компетентности.

Перед системой образования стоит задача по решению вопросов формирования способности саморазвития будущего педагога, овладению социально-педагогическими умениями строить учебное занятие на основе компетентностного или деятельностного подходов, в личностно и социально-ориентированных ситуациях, которые позволят раскрыть и развивать потенциал обучающихся.

Анализ литературы показал, что социальная компетентность состоит из совокупности знаний о социуме и его специфике, развития социально - общественных взаимоотношений, умения применять полученные знания на практике для активации личности обучающегося.

Следовательно, чтобы у педагога сформировалась социальная компетентность необходимо формирование ряда компетентностей, которые входят в структуру социальной компетентности:

  • Психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достичь качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся [2].
  • коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии [3].
  • социокультурная компетентность - это качество личности, характеризующее ее способность к систематической, самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах и т д.[4].

Основными компонентами социальной компетентности будущего педагога являются:

  • социально-перцептивный;
  • социально-психологический;
  • ауто-психологический;
  • коммуникативный;
  • психолого-педагогический [5].

Развитие и формирование социальной компетентности педагога - это многоуровневый процесс, состоящий из трех уровней.

Первый базовый уровень, так называемый профессионально-ориентированный уровень. На этом уровне педагог овладевает теоретическими знаниями по педагогике и умениями организации работы по личностному и профессиональному самоопределению учащихся с учетом развития социальной жизнедеятельности общества.

Второй уровень - профессионально-продвинутый уровень развития социальной компетентности формируется в процессе педагогической практики и развивается в течение всего образовательного процесса. Учащиеся включаются в активную социальную деятельность и решают профессионально-значимые задачи путем организации педагогом групповой работы, проектной и исследовательской индивидуальной работой, привлекая современные методы обучения и новые социально - педагогические технологии.

Третий уровень характеризуется продуктивной деятельностью педагога с использованием различных форм работы на учебном занятии. Это такие формы как творческая мастерская, web-квест, деловая игра, case-study, мини конференции и другие, где открывается возможность учащимся самостоятельно решать практико-ориентированные задачи, проникая в сферу деятельности будущей профессии.

Таким образом, развитие педагогического мышления и социально-педагогических умений педагога благоприятно сказываются на формировании способности выстраивать содержательные линии работы учащимися на основе научных профессионально-ориентированных знаний.

Формирование профессионального самоопределения студента в учебном процессе соотносится, с одной стороны, с глобальной целью образовательной системы - развитием личности обучающего, его интеллектуальных, эмоционально-волевых и таких личностных качеств, как целенаправленность, ответственность, гуманность, толерантность, гражданственность. С другой стороны, для будущего педагога имеет принципиальное значение умение формировать социальную компетентность у своих учеников и воспитанников [6].

Таким образом, повышению уровня социальной компетентности будут способствовать организация образовательного процесса и постоянный контроль за качеством обучения. Показателем качества выступает уровень овладения учителем социальной компетентностью. В свою очередь, социально-педагогическая компетентность обеспечивает эффективный выбор социально-педагогических технологий личностного и профессионального самоопределения учащихся.

Список использованной литературы

  1. Авдохина М.Т., Крылова Н.А. К вопросу о модели компетентности работника учебных заведений нового типа. // Научно-исследовательская и методическая работа в средних и высших учебных заведениях: проблемы, поиски, решения (Сб науч. статей). Мн., 2022. С. 91-95.
  2. Лукьянов Д.И. Развитие психолого-педагогической компетенции учителя. Автореферат дисс.канд.пед.наук. - М., 2020.
  3. Куницына В.Н. , Казаринова Н.В., Погольша В.М. СПб.: Питер, 2021. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
  4. Фомина Е.Н. Формирование самообразовательной компетентности средствами модульной технологии // СПО №15, 2020. - с.50-52.
  5. Мосягина Г.П. Формирование социальной компетенции будущих педагогов (на примере педагогического колледжа). Автореф. на соискание к.п.н. 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Астрахань, 2019.- 27 с.
  6. Шумилова Е.А. Формирование социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего образования. Автореф.на соискание д.п.н., 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Челябинск, 2019- 48 с.