Обучение игре на фортепиано - это высокоорганизованная деятельность, состоящая из множества элементов, связанных с памятью, координацией, способностью мыслить и организовывать движения. Каждое музыкальное занятие подразумевает индивидуальный подход к ученику, настройку на его потребности, долгосрочные цели. Опытный преподаватель должен уметь определить конкретные потребности ребенка, создать наиболее эффективный метод их удовлетворения.
Путь к индивидуальности ученика напрямую связан с глубиной грамотности преподавателя, сочетающейся с всесторонним профессиональным знанием предмета. Ошибки педагога, допущенные во время занятий с юными музыкантами, не только затруднят и удлинят время совместной работы, но и могут повлиять на психологический настрой ученика, и, как следствие, на его желание продолжать обучаться игре на фортепиано.
1. Правильный выбор репертуара - основа для успешного развития будущего музыканта
Именно репертуар является одним из главных факторов в успешном обучении навыкам музицирования, игре по слуху, транспонированию, чтению с нотного листа. Верный выбор репертуара расширяет музыкальный кругозор ребенка, его умения, знания, навыки. Умение подобрать для каждого ученика наилучший репертуар - важнейший показатель педагогического искусства. Можно получить довольно полное представление об устремлениях преподавателя по программам, составляемым им для своих учеников. Каждый ребенок уникален, обладает определенными музыкальными данными, разными умственными и физическими способностями, и, соответственно, требует личностного подхода. А значит, и подбор учебного репертуара должен нести индивидуальный характер.
Выбранные произведения должны соответствовать следующим критериям: художественная ценность, педагогическая целесообразность, доступность. Также необходимо понимать уровень развития ребенка, чтобы не переоценить его возможности и не выбрать для него репертуар, превышающий его способности.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки педагог при выборе фортепианной программы:
1. Преподаватель при выборе репертуара неправильно определил музыкальные склонности ученика, их «сильные» и «слабые области», не учтя индивидуальные музыкальные и психологические способности (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, внимание, реакцию, темперамент и так далее). Тогда работа над выбранным произведением покажется ребенку менее интересной, менее приятной. Если медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, то вряд ли можно ожидать успеха.
И наоборот, если подвижному и возбудимому ребенку предложить исполнить сдержанную, медленную мелодию, то особенности его характера не дадут ему хорошо исполнить данное произведение.
2. Преподаватель фортепиано «привязал» исполнение произведения к определённому классу или году обучения в соответствии с установленной заведением программой, не учтя естественное развитие ученика, а также тот репертуар, который был сыгран им раньше. При первых попытках разбора, выявляется определенная незрелость. Ученик не может верно прочувствовать художественный замысел композитора, и, как следствие, не может правильно передать определенные эмоции посредством музыкального языка. В результате такой ошибки у юного музыканта быстро пропадает мотивация, интерес к занятиям. Таким образом, принцип «от простого к сложному» - основной принцип приобщения учащихся к музыкальному искусству. Сложность произведений, которые разучивает ребенок, наращивается постепенно и поэтапно, что и приводит к росту исполнительского уровня.
2. Ошибки преподавания при обучении чтению нот с листа
Чтение с листа является важнейшим фактором становления и развития начинающего пианиста. Среди некоторых педагогов распространено мнение, что умение читать с листа является прирожденной способностью отдельных учащихся. На самом деле, этот навык формируется в процессе работы учителя с учеником. Эффективность музыкальных занятий во многом зависит от того, удастся ли преподавателю вызвать у ребенка устойчивый интерес к игре по нотам.
Научить читать с листа можно каждого, но результаты обучения будут разными, в зависимости от способностей ученика.
Навык чтения нот с листа формируется по двум основным параметрам. Первый параметр - визуальный. Он заключается в способности ученика, глядя в текст, быстро проанализировать его, выхватить взглядом и осознать все составляющие элементы. Второй параметр - двигательный, тактильный. У ученика должна быть выработана четкая связь между мелодическим комплексом и определенным движением. Третий параметр - это умение быстро ориентироваться в пространстве.
Ошибки педагога при чтении нот с листа могут включать: требование «смотреть в ноты», непродуманное усложнение задач при освоении знаков музыкального текста (легкие в техническом отношении пьесы могут содержать знаковые трудности), фиксацию на медленном темпе (он не всегда обеспечивает полноценное восприятие содержания произведения), установку на поэлементное восприятие нотного текста, установку на замедленное и повторное восприятие нотного текста (необходимо научить ребенка в один момент воспринимать текст и быстро переключаться на следующую часть текста).
В процессе формирования и развития навыка чтения нот с листа очень важно соблюдать следующие методические условия:
- звукоряды пьес и песен должны разрастаться постепенно;
- в работе с ребенком педагог использует самые разные ритмические, тональные и мелодические варианты звукорядов,
- работа над музыкальным произведением начинается с простейшей формы многоголосия, с опорой на поочередное звучание партий рук,
- на позднем этапе добавляются такие типы изложения как простейшая гомофония, параллельное движение в октаву, противоположное изложение,
- аппликатурные обозначения начального нотного материала должныбыть выдержаны в пределах одной позиции,
- композиционное строение пьес постепенно усложняется (от точных повторов мотивов и фраз к вариантным повторам, а затем к простейшему периоду).
3. Фортепианная техника - основа развития начинающего музыканта
Фортепианная техника - понятие, включающее в себя всё, чем должен обладать пианист, стремящийся к содержательному исполнению. Основная цель развития техники - обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнять необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы музыкальной воле исполнителя во всех её проявлениях. Правильная посадка, приёмы звукоизвлечения, хороший контакт пальцев с клавишами - это та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика.
Типичные ошибки при формировании технического аппарата у ребенка:
- педагог мог не учесть гибкость и пластичность пальцев рук (у детей она разная),
- педагог не оценил целесообразность и естественность движений,
- педагог не научил ребенка слышать звуковой результат того или иного продвижения рук на клавиатуре.
Слуховой контроль является решающим в запоминании ребёнком тех физических ощущений, которые необходимы для организации аппарата
Заключение
Таким образом, чтобы избежать ошибок перед работой над произведением педагогу необходимо: во-первых, сначала определить музыкальные познания, пристрастия ученика. Во-вторых, продумать, как лучше гармонично преподать музыкальный язык (содержание и строение произведений, стиль, жанр). Тогда мотивация занятий музыкой будет возрастать естественным путем по мере освоения музыкального языка. Если уровень усвоения музыкального языка несколько опережает инструментальное (техническое) развитие учащегося, то мотивация на занятия должна носить духовный характер и способствовать оптимальному становлению молодого музыканта.
Список литературы
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1978.
- Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Просвещение, 1977.
- Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста, - М.: ООО Издательский дом «Классика XXI», 2005.
- Корыхалова Н. Играем гаммы.- М.,1995.
- Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогический деятельности / В.М.Подуровский, Н.В.Суслова. - М: Владос, 2001г.
- Потехина О. Работа над гаммами. - М., 2000.
- Савшинский С. Работа пианиста над техникой, - Л.,1968.
- Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование, - М.: Музыка, 1996.