Деятельность преподавателя по формированию интереса студентов к научной литературе

Разделы: Организация школьной библиотеки


Современная стратегия вузовского образования в России предполагает развитие у обучающихся функциональной грамотности. Одним из её подвидов является читательская грамотность студентов, предполагающая умение понимать, анализировать и интерпретировать тексты учебной и научной тематики.

Научная литература, представленная такими видами изданий, как диссертации, авторефераты диссертаций, монографии, научные статьи, сборники материалов конференций, аналитические обзоры, по своему содержанию является значительно более сложной для восприятия и чтения, нежели литература учебного характера. Это обусловлено, во-первых, узконаправленными темами, рассматриваемыми авторами в научных изданиях, а во-вторых, более сложной структурой и логикой построения текста с использованием терминологического аппарата и анализа теоретических концепций.

Ведущая роль в процессе формирования культуры чтения студентов традиционно отводится преподавателю. В данном случае, педагог выступает как организатор самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, которая, в конечном счёте, должна трансформироваться в устойчивое желание студентов находить, читать, размышлять и обсуждать научные издания по своей или смежной специальностям. Задача весьма непростая, особенно в век визуальной цифровой культуры. Однако, даже средствами традиционных форм работы на постоянной основе и с чётким осознанием преподавателем своей педагогической тактики, вполне возможно получить положительные результаты такой деятельности.

Какими формами можно достичь желаемого результата? Конечно же, для начала, необходимо ввести в курс дела студентов и дать подробную характеристику научной литературе как жанру исследовательского творчества, научить отличать её от учебной литературы, пояснить, какие виды изданий необходимы для выполнения тех или иных письменных работ. Для этого педагог может провести для студентов специализированный семинар-практикум.

Библиотека в любом вузе - это главный проводник в формировании культуры чтения. Коллективное посещение студентами под руководством преподавателя книжных выставок и просмотров литературы в сопровождении устных библиографических обзоров библиотекарей способствует информированию студентов о тематическом содержании книжного фонда, наличии в нём необходимых изданий. Рекомендуется обращаться в вузовскую библиотеку с запросам на подготовку тематических выставок по определенной теме, интересной, прежде всего, конкретной студенческой аудитории. Например, это может быть выставка-просмотр трудов преподавателей вуза или выставка литературы по определенной учебной дисциплине или изучаемой в семестре теме.

ИКТ-технологии в наше время не стоят на месте, поэтому не стоит забывать и о электронных образовательных ресурсах. У многих вузов имеется подписка на электронные библиотеки, которые обладают большим научно-образовательным потенциалом. Они помогают найти даже ту литературу, которой нет в наличии в фонде библиотеки. Доступ в режиме 24/7, возможность читать книги с домашних компьютеров, планшетов и мобильных устройств, разнообразные опции (цифровые закладки, видеоролики и аудиозаписи в текстах учебников в качестве дополнительно материала, контрольное самотестирование по темам прочитанной главы или параграфа, виртуальная полка любимых книг и пр.) способствует интересу студентов к научным изданиям.

Таким образом, даже с помощью доступных средств и форм работы, университетский преподаватель может сформировать интерес обучающихся к ведению научно-исследовательской деятельности, которая невозможна без увлеченного и смыслового чтения научных трудов.