Внедрение элементов ТРИЗ-технологий в познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ТРИЗ, старшие дошкольники, ТРИЗ-технологии


Дошкольный возраст уникален, потому что, как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. Важно использовать различные средства и технологии, позволяющие изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач. Основная задача которой - научить детей самостоятельно добывать знания. ТРИЗ-технология появилась в середине XX века, ее применяли для решения технических задач. Что способствовало изобретению ряда технических инноваций и развитию науки в целом. Поскольку ТРИЗ не была строгой научной теорией, стало возможно ее применение в других сферах, в первую очередь - в педагогике. В настоящее время направлением воспитания дошкольников по ТРИЗ технологии занимается Татьяна Александровна Сидорчук. По ее мнению - познавательная активность - это потребность в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

В ходе познавательной деятельности дети с интересом воспринимали информацию с использованием сюрпризных моментов, но с трудом могли что-то проанализировать, сравнить, найти ответ на проблемный вопрос, решение на проблемную ситуацию. С таким заданиями справлялось небольшое кол-во детей. Поэтому в своей работе мы решили использовать элементы ТРИЗ-технологии.

Чтобы не перегружать своих воспитанников дополнительными занятиями, мы решили использовать элементы ТРИЗ на базе Образовательной программы От рождения до школы, по которой работает наша группа.

Мы считаем, что использование ТРИЗ в работе с дошкольниками значительно повысит их познавательную активность, любознательность и способность анализировать.

Поэтому мы поставили перед собой цель: повышение познавательной активности путем внедрения элементов ТРИЗ-технологии во все виды деятельности познавательного развития детей.

После были сформулированы следующие задачи нашей работы (они представлены на слайде)

  • формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать;
  • формировать интеллектуально-творческие способности детей: находчивость, смекалку, сообразительность, стремления к поиску нестандартных решений задач;
  • формировать умение самостоятельно, добывать информацию через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры и тренинги;
  • развивать коммуникативные способности;
  • развивать умения анализировать новые ситуации;
  • воспитывать у детей интерес к процессу познания;
  • воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

Для реализации этой цели нами были пройдены курсы повышения квалификации на базе ГБОУ Школы №2083 в том числе на базе садов, полностью работающих по ТРИЗ-технологии в г. Ульяновске, в ходе которых были освоены методы и особенности ТРИЗ-технологии. В настоящее время насчитывается более 70 единиц методов и приёмов развития мышления и воображения. На слайде представлены методы, которые используются чаще всего.

Также была приобретена и изучена методическая литература по данной технологии. (на слайде)

На основании изученной литературы составили перспективное планирование образовательной деятельности с учетом включения элементов ТРИЗ технологий (на слайде)

Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Самое главное - это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает - мебель, посуда, листики, игрушки. Планируя работу с элементами технологии ТРИЗ, нами было принято решение обновить предметно-развивающую среду в различных уголках и изготовить дидактический материал. Единственное, на что следует обратить внимание - это изготовление игр «Круги Луллия», «Каруселька» и «Теремок», но эти трудности оправдывают себя, так как эти игры используется на протяжении всего дошкольного периода во всех возрастных группах, не теряя своей актуальности.

В своей работе мы использовали следующие методы ТРИЗ технологии (представлены на слайде)

  • Метод «Объект - Имя признака - Значение признака»
  • Методом фокальных объектов (МФО)
  • Мозговой штурм
  • Системный анализ
  • Системный оператор
  • Да-нет

Расскажем о каждом из них подробнее.

Метод «Объект - Имя признака - Значение признака». Основная работа по технологии ТРИЗ в дошкольном возрасте строиться на ознакомлении с именами признаков.

Такими как: размер, количество, форма, влажность, температура, рельеф, запах, цвет, вкус, вес, действие, часть.

Также с 4-х лет знакомим с признаками: направление, время.

Символы имен и значений признаков, которые воспринимаются анализаторами, мы изготовили в виде цветных карточек. Лучше всего закрепление этих признаков проходит в игре «Каруселька».

В ходе игры дети называют признаки предмета, стоящего в центре, описывая его размер, части, влажность, форму и т.д.

В своей группе эту игру мы сделали самостоятельно в форме цветка с лепестками признаками. Признаки для игры можно брать разные, в зависимости от предмета или задачи, которая ставиться перед детьми. На лепестки размести знаки признаки.

Также работа по ознакомлению с именами признаков проходит во время игры «Теремок». Для игры мы специально сделали пособие «Теремок». Мы изготовили из картона домик, оклеили его самоклеющейся пленкой, сделали кармашки.

В верхний кармашек ставится картинка объекта - хозяина теремка.

Также подготовили картинки с изображением объектов. В процессе игры дети по очереди заселяют в Теремок объекты, которые мы изучали в ходе образовательной деятельности.

В ходе игры - дети должны найти, чем похожи и чем отличаются различные предметы, и только после этого заселить свой предмет в Теремок. Какие бывают похожести, и какие различия вы видите на слайде. Когда дети уже освоили игру, ведущий может менять установки в ходе игры: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".

Работа по ознакомлению с именами признаков тесно связана с преобразования признаков объекта. В этом нам помогают волшебники преобразователи.

Мы используем таких волшебников, как (на слайде):

  • Увеличение - уменьшение (волшебник «Увеличения -Уменьшения»
  • статика - динамика (волшебник «Оживления- Окаменения»)
  • дробления - объединения (волшебник «Дробления -Объединения)
  • специализация - универсализация ( волшебник «Могувсё- Могутолько»)
  • наоборот (волшебник «Наоборот»)

Также есть отдельные волшебники преобразования признаков времени, такие как «Зеркало времени», «Машина времени», волшебник «Быстрых минут», волшебник «Остановки времени». Волшебник «Обратного времени», волшебник «Перепутывания времени», «Медленных минут».

Следующий метод, который мы активно используем - это Системный анализ. Это один из интересных методов включающих несколько мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение).

Чтобы освоить системный анализ - мы используем дидактическое пособие кольца Луллия (иногда игру Кольца Лурия выделяют как отдельный метод).

В своей работе мы используем пособие «Кольца Луллия» в таких дидактических играх - "Кто, где живёт?", "Мамы и их детёныши", "Кто что ест и где живет?" "Дерево, листья и плоды» "На что похоже", «Назови соседей», «Найди фигуры».

Кольца Луллия - это эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте) и помогает детям овладеть системным мышлением. Дидактическое пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень, в верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны и разделены на одинаковое количество секторов. На круги раскладываются карточки с картинками, объединенными определенной темой. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются сектора с картинками.

По желанию можно составить разные комбинации картинок распложенных на секторах. Вариантов игр множество. Все зависит от поставленных задач и пройденного материала.

Например, мы закрепляем умение различать домашних и диких животных, правильно называть его детёныша, определять место обитания, название жилища, особенности питания.

Остальные направления реализации ТРИЗ технологий не требуют специально изготовленного оборудования, а позволяют использовать игры, пособия и демонстрационный материал из имеющихся в группе.

Один из методов - синектика, то есть, аналогия, бывает личностная и прямая. Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например, мы предложили детям поиграть в игру «Море волнуется раз» и представить себя в образе морских обитателей. Также просим рассказать ребят, о чем думают их герои.

Данный метод можно применять на многих занятиях, в том числе и на музыкальных - изобразить бабочку, повадку кошки, охотившуюся на воробья, снежинку, падающую на землю. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов в разных ситуациях.

Прямая аналогия - основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний.

В своей группе мы предлагали детям игровое задание «Добавь словечко». Впоследствии дети сами начали придумывать варианты заданий для своих друзей.

Затем мы познакомили детей с методом фокальных объектов, суть которого в переносе признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект. Слово «фокальный» означает, что объект находится в фокусе внимания. К определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Например, в нашей группе мы предложили детям игру «Затейники».

Сначала дети рассматривают 10 предметных картинок, описывают их функции. Затем мы говорим, что сегодня мы будем «изобретателями» и придумывать новые предметы, показываем детям 2 картинки и просим ребят придумать новые предметы или животных, затем рассказать об этом предмете или животном, описать его функции.

Цель: учить пользоваться приемом разделения и соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных.

Дети проявили интерес к такому виду занятий, «изобрели» новые предметы мебели, посуды, необычные здания, несуществующих животных. Так, например, у нас в группе получились «Пчелопес» и «Зайкаобезьян».

Еще один метод - мозговой штурм.

Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов и выбора идеального решения.

Этот метод мы осваивали постепенно. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо.

В своей группе мы начинали анализ с простых, знакомых детям предметов, постепенно переходя на более сложные понятия.

Когда дети научились находить в обыденных предметах что то хорошее и что-то плохое, переходим к более сложным понятиям.

Дети с большим удовольствием учатся находить положительные и отрицательные моменты в явлениях природы. Например «Дождь - хорошо или плохо?». С одной стороны, дождь поливает растения, освежает воздух, а с другой стороны, создает неудобства для игр на траве. Во время наблюдения на прогулке игра «Хорошо - плохо» позволяет находить противоречия в окружающей действительности. Далее можно переходить к анализу каких-либо жизненных ситуаций, находя в них положительные и отрицательные стороны, искать выход из них.

Этапы проведения Мозгового штурма представлены на слайде. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из любой сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т.д.).

Примеры вопросов для обсуждения представлены на слайде.

Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов.

Итогом проведения Мозгового штурма является выбор наиболее перспективной с практической точки зрения идеи из большого числа высказанных вариантов решения.

Работа с Методом системный оператор предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Так, например: пылесос - это система, состоящая из таких частей как корпус, шланг, щётка, колёсики, шнур с вилкой, кнопка для включения и т.д. В свою очередь пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы - на экране.

Н/С Н/С Н/С
С С С
П/С П/С П/С
прошлое настоящее будущее

где С - система, т.е. объект, который находится в центре рассмотрения;
Н/С - надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект;
П/С - подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.

С детьми мы составляем такие таблички из картинок, рисунков или схем. Если какой-то картинки не хватает для анализа - предлагаем сделать рисунок или схему.

Таким образом, наши дети научатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.

Метод Данетка учит точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам.

Дети отгадывают объект с помощью наводящих вопросов, которые сами же и формулируют, отвечать можно только «да» или «нет». Первоначально ставятся вопросы общего характера (это человек, животное, механизм, растение и т.д.), затем более направленные и уточняющие.

В своей группе мы чаще всего играем в игру «Да-нет- а» с разнообразными предметами. Существует множество вариаций этой игры. Например, для ориентации в пространстве можно проводить игру с геометрическими фигурами, для закрепления соседей числа - с цифрами.

Данный вид игр можно проводить на горизонтальной и вертикальной плоскости. Горизонтальной плоскостью, как правило, служит стол; вертикальной - доска. Эта игра может проводиться как командная, так и индивидуально, результатом игры является отгаданный предмет.

Очень важно при работе с технологией ТРИЗ активное взаимодействие с семьей. Мы познакомили и родителей с технологией ТРИЗ на родительском собрании. Мы предложили родителям несколько игр, где они смогли реализовать свой творческий потенциал. Взрослые поняли, что подобрать нестандартное решение той или иной ситуации нелегкая задача, но справившись с ними, испытали чувство удовлетворения и позитива.

Мы предложили закрепить умение детей применять элементы технологии ТРИЗ и дома. Для этого нами была создана картотека игр, в которых дети совместно с родителями могли придумывать разнообразные способы и ответы к различным проблемным ситуациям.

ТРИЗ хорошо вписывается в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей.

В этом году нами был осуществлен совместный детско-родительский проект: «У нас зазвонил телефон». В ходе этого проекта дети ознакомились с историей создания первого телефона, какими телефонами пользовались люди раньше, как менялся вид телефона, какие телефоны сейчас, какие функции появились в современных аппаратах.

С ребятами мы изучили, как устроен телефонный аппарат изнутри. Провели опыты: что может случиться, если на телефон попадет вода, если аппарат упадет с высоты, если в телефон попадет грязь и т.д.

Во время проведения проекта дети создавали телефоны своими руками - конструировали из Лего, делали из пластилина и других материалов.

В ходе рисования - проявили фантазию и придумали телефоны и их функции, которые могли бы появиться в скором будущем.

Мы предложили ребятам вместе с родителями сходить в магазины бытовой техники и сотовой связи, где они могли увидеть новинки телефонов.

В дальнейшем мы планируем проекты по ознакомлению с историей утюга, стиральной машины, чайника.

Мы отметили, что использование нами элементов ТРИЗ технологии положительно отразилось на наших детях. Попадая в трудные ситуации, они учатся самостоятельно находить оригинальные решения, учатся отстаивать свою точку зрения, используя логику, а это способствует преодолению застенчивости, замкнутости и робости у некоторых ребят. Они стали больше рассуждать, отвечать на вопросы, искать информацию самостоятельно и с помощью воспитателя и родителей.

Также, для себя мы решили, что главным условием успеха нашей работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов решения проблемных задач! Когда дети попадают в такую эмоциональную обстановку, что они не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено», сказать не правильно - они начинают раскрываться! Становятся по настоящему любознательными!

В следующем учебном году мы планируем продолжить работу по внедрению элементов ТРИЗ в образовательной деятельности детей, добавим новые методы такие, как Моделирование маленькими человечками (на понимание сути природных явлений, состава вещества).

Метод каталога, то есть применение синтеза сказок: построение связанного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных героев, предметов, действий и т.д.).

Мы также продолжим обогащать предметно-развивающую среду путем добавления новых игр, предполагающих усложнения заданий.

В заключение мне хочется сказать словами А.Эйнштейна, человека, привыкшего мыслить оригинально и нестандартно: «Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно».