Актуальной проблемой современного образования является поиск эффективных путей воспитания и развития инициативной личности, способной к реализации своего потенциала и самостоятельности в разных видах деятельности. В послании (ноябрь 2009г.) Федеральному собранию РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, говоря об инициативе «Наша новая школа», в качестве важнейшей выдвинул задачу раскрытия способностей каждого ученика, воспитания его как личности, готовой к жизни в современном мире. Первоосновы такой личности закладываются в дошкольном возрасте. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение дошкольников в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида заданий - самостоятельных работ - приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. Именно в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности и творчества детей. (А.В.Запорожец, А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев, А.А Люблинская, С.Л.Рубинштейн).
Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С., во многом зависит от уровня сформированности, памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности. [2,23]
Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А.Балл, П.И.Пидкасистый, А.Г.Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н.Дмитриева, Г.Н.Година, Т.Г.Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В.Елисеева, Н.С.Кривова, А.А.Люблинская, К.П.Кузовкова);
Совокупный анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить ряд ступеней в становлении самостоятельности, а также характерные особенности проявления самостоятельности детьми в разных видах деятельности и на разных возрастных этапах.
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М.Аксарина, Б.Г.Ананьев, Р.С.Буре, Е.Н.Герасимова, СМ.Кривина, М.И.Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н.Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личности».
Дальнейшее развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой, учебной), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.
Большое значение придавал самостоятельной работе К.Д.Ушинский. Он считал, что воспитатель должен не только давать детям знания, но и направлять их умственную деятельность. Дошкольники должны «по возможности трудиться самостоятельно, а воспитатель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».
Самостоятельная деятельность должна выполняться без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремиться достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Наиболее полно на наш взгляд, самостоятельная деятельность, определяется А.И.Зимней. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. [3,124]
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А.Марутян, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В.Крулехт, В.И.Логинова, Д.В.Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения (Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина).
В свете данного аспекта особую значимость в развитии детской самостоятельности приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования.
Экспериментирование - это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении закономерностей и т.д.
Н.Н.Поддъяков под экспериментированием понимает способ материального и мыслительного воздействия человека на реальный или мыслительный объект с целью его исследования, познания свойств, связей.
А.Н.Поддъяков обозначает экспериментированием вид познавательной деятельности по преобразованию объектов с целью выявления их скрытых существенных связей и зависимостей.
Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, рисунка, сказки и т.д.). Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования [1].
Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами. Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.
Деятельность экспериментирования чрезвычайно многообразна и легко поддается формированию и развитию в самых различных направлениях. Наряду с реальным экспериментированием с окружающими предметами и явлениями у дошкольников начинает развиваться так называемое мысленное экспериментирование, когда ребенок экспериментирует не только с различными предметами и явлениями, но и с собственными знаниями, способами умственных действий. Это открывает принципиально новый путь самостоятельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов деятельности.
Использование детского экспериментирования позволяет организовать с дошкольниками процесс активного познания, предусматривающий наряду с подачей готовых знаний и знания, усваиваемые детьми в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее самостоятельная поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается
Важная особенность этой деятельности заключается в том, что ребенок сам ищет и создает проблемные ситуации. Возможность возникновения таких ситуаций обусловлена тем, что проблемность - неотъемлемая часть познания старших дошкольников. Самостоятельная работа детей носит в такой ситуации поисковый характер.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности, формирует самостоятельность детей. [4, 38].
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, поэтому в своей работе по развитию самостоятельности детей мы используем метод экспериментирования. Для поддержания интереса к экспериментальной деятельности в нашем детском саду были созданы центры для самостоятельного экспериментирования.
Воспитателями проводятся опыты с объектами живой и неживой природы. В ходе занятий дети знакомятся с различными свойствами веществ, с основными видами движения, географическими представлениями, с техническими устройствами, физическими явлениями, с важнейшими открытиями, которые вели человечество к прогрессу, с правилами техники безопасности и др.
Для занятий отводится специальное время, чтобы можно было внимательно рассмотреть иллюстрации, провести опыты, подумать над поставленным вопросом. Проводятся и непринужденные беседы с детьми, в которых воспитатели привлекают внимание детей к тем предметам или явлениям, которые можно наблюдать в данный момент. Например, в ясный день воспитатели могут рассказать о свете и тени, об излучении солнца, о загаре детей и т.д. Сопоставления, раскрытие связи между вещами и явлениями побуждают детей задавать вопросы, а то и самостоятельно находить взаимосвязи, аналогии.
В свободное время дети самостоятельно проводят опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. При этом взрослый - не учитель - наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную самостоятельную активность. Воспитатели не сообщают знания детям в готовом виде, новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Дети испытывают восторг, радость, удивление от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы, ведь они получили возможность удовлетворить присущую им любознательность.
В процессе экспериментирования воспитатели не просто помогают детям в проведении опытов, объясняют непонятные слова, но и творчески дополняют предлагаемый материал, поддерживают инициативу детей, их стремление высказывать необычные догадки, что-то сделать по-своему, не удерживают их от заведомо неверных действий, ошибок. Ребенок должен сам понять, что он сделал неправильно и найти другой путь решения проблемы. Воспитатели не навязывают своих решений, но всегда бывают рядом, когда нужна их помощь, совет.
Одной из форм работы с родителями по ознакомлению с детским экспериментированием являются родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации этой работы, знакомятся с методами обучения, с разновидностью экспериментов. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, рекомендуем родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
Свою деятельность по развитию самостоятельности детей в процессе экспериментирования мы строим на личностно-ориентированном подходе, который обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развивает его индивидуальность, субъективные качества, помогает ему «творить себя» как свободного, самостоятельного, развитого, образованного, ответственного человека.
Список литературы
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии СПб.: Союз, 1997. - 224с.
- Камерина Н. Деловое построение развивающей среды//Дет. сад. Управление. 2003. - №2. - с.5.
- Кузавкова К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для спец. Курса. Пермь, 1975 - 57с.,124]
- Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие/ И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 79с.
- Поддяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н.Н.Поддяков. - Волгоград: Перемена, 1995. - 48 с.