Ролевая интеллектуальная игра Международная Модель ООН при обучении написанию эссе на английском языке

Разделы: Иностранные языки


Основной идеей знаменитой цитаты Сократа о том, что образование - это зажигание пламени, а не наполнение емкости, является утверждение, что образование - это не наполнение человека знаниями, а преобразование его таким образом, чтобы он своей деятельностью оказывал влияние на самосовершенствование как процесс осознанного, управляемого самой личностью развития.

Развитие коммуникативных УУД при обучении написанию эссе обеспечивает социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (партнеров по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, настроить продуктивное взаимодействие и сотрудничество в команде.

Цель статьи: теоретическое обоснование идеи использовать ролевую игру Модель ООН, в ходе которой будут имитироваться заседания ООН, при подготовке к написанию эссе в связи с тем, что миссией обучения письменной речи является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, включающей в себя владение содержанием и формой письменного произведения речи.

Главная цель: создание условий для формирования коммуникативной компетентности в реальной ситуации, навыков построения устного монологического высказывания.

Задачи:

  • создать условия для ролевой игры при овладении письменной речью в формате ЕГЭ;
  • использовать особенности аргументированной письменной речи в структуре обучения написанию эссе;
  • определить приемы и средства обучения иноязычному письму старшеклассников;
  • внедрять школьную Модель ООН во внеурочной деятельности.

Проблема написания эссе на английском языке является актуальной, так как наблюдается недостаточный уровень развития письменной речи школьников уровня. Одной из причин этого может быть небольшое количество упражнений для каждого этапа обучения письменной речи в школьных учебниках.

Модель ООН предоставляет широкий круг благоприятных возможностей для полноценного интеллектуального и творческого общения учащихся, даёт шанс одаренным детям проявить свои творческие силы в учебной деятельности. Насыщенная политическая жизнь стала в последние годы очень актуальной темой для обсуждения в молодежной школьной среде. А именно - предотвращение политических кризисов и обеспечение поступательного движения вперед в области расширения демократических преобразований, сохранение стабильности в мире. Это самые острые и актуальные проблемы для современной России. Интерес к международным и внутриполитическим вопросам у учащихся стал поводом для создания данного долгосрочного проекта, идея которого останется востребованной даже при изменениях в заданиях письменной речи ЕГЭ.

Так как Модель ООН профессионально ориентирована на дипломатию, проблема переговоров принимает относительно самостоятельное значение в конфликтологии.

Одним из важнейших средств урегулирования конфликтов считают переговоры. Их объектом становятся все новые области международного взаимодействия (экология, социально-политические процессы, научно-техническое сотрудничество).

Возрастает переговорная роль международных организаций.

В сферу переговоров вовлекаются специалисты, не имеющие дипломатического опыта, но располагающие той компетенцией в области сложных научно-технических и экономических проблем, которая необходима при анализе новых сфер взаимодействия между государствами.

Возникает необходимость коренного пересмотра процесса управления переговорами: выделения наиболее важных проблем для высшего государственного руководства; определения сферы компетенции разных рабочих уровней; разработки системы делегирования ответственности; повышения координирующей роли дипломатических служб.

Старшеклассники должны быть в курсе событий и активно участвовать в проектах такого рода.

Многообразие тем сочинений, неумение аргументированно вести дискуссию и выражать собственную точку зрения относительно рассматриваемой проблемы с оригинальными идеями и мыслями - это препятствия для написания эссе. Основой статьи является авторское понимание проблемы и его субъективное мнение. Автор полагает, что ролевая игра при подготовке к эссе позволяет выпускникам проявить такие компетенции, как аргументация своего мнения, построение логических выводов и умозаключений, раскрыться как личность, показать неординарность мышления, иметь собственную позицию по ключевым проблемам и уметь убедительно её излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки событиям, формулировать целостные высказывания. И задача педагога - научить ребенка этому.

Методологическая основа - концепция коммуникативного обучения И.Л. Бим и Пассова Е.И., основы личностно-ориентированного подхода в обучении Якиманской И.С. и Роджерса К., исследования в области лингвистики иностранного языка Щербы Р.В., Кобриной Н.А., Бондарко А.В. и др.

Практическая значимость игры состоит в том, что Модель ООН может быть использована школьными учителями на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

Теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы на заседаниях методических объединений, на семинарских занятиях, в период педагогической практики студентов, на курсах повышения квалификации учителей и дорабатываться в ходе обсуждения идеи и на практике.

Новизна идеи состоит в том, что при подготовке школьников к написанию эссе необходимо использовать интеллектуальную ролевую игру Модель ООН, в ходе которой учащиеся старших классов воспроизводят работу органов ООН.

Ожидаемые результаты: Чему можно научиться, участвуя в Модели ООН? Модель ООН учит критически мыслить в процессе интерактивной дискуссионной деятельности в реальной образовательной ситуации.

Диагностика сформированности письменной речи у учащихся старших классов школы посредством тестирования показала, что только 20 процентов старшеклассников могут написать эссе на 14 баллов. Для эффективного обучения письменной речи, которая неразрывно связана с устной речью, возникает необходимость активно использовать дискуссионные образовательные технологии, основывающиеся на организационной коммуникации в процессе решения учебных задач при обучении написанию эссе.

Дискуссионные технологии могут быть реализованы посредством групповой дискуссии, круглого стола, мозгового штурма, анализа конкретных ситуаций, конференций, так как основа технологии - наличие противоречия, проблемы в изучаемом материале. Именно на этом противоречии и выстраивается столкновение мнений, отбираются аргументы для их обоснования.

Структура дискуссии включает в себя выявление и формулирование противоречия, проблемы. В связи с тем, что шаблон для написания эссе по английскому языку содержит вступление, включающее в себя постановку проблемы и две противоположных точки зрения по данной теме; выражение собственного мнения и аргументы в его поддержку; выражение противоположного мнения по теме эссе; несогласие с мнением оппонентов, а также заключение, состоящее из вывода и комментария автора по теме эссе, необходимо целенаправленно применять технологии критического мышления дискуссионного характера при написании эссе.

До момента создания конечного продукта, а именно эссе, учащимся предлагается комплекс упражнений, в которых отрабатываются навыки употребления клише и различных речевых оборотов, что формирует представление о структуре эссе.

Задача автора эссе написать вступление так, чтобы читатель не мог оторваться и хотел читать дальше. Выражая собственное мнение во втором абзаце, необходимо тезисное отражение личного отношения к данной проблеме подкрепить развернутыми аргументами. Важно, чтобы доводы были убедительными, ёмкими и логичными.

Аргументы вводятся с помощью универсальных слов-связок и фраз для ведения беседы. Выражение противоположного мнения в третьем абзаце эссе должно содержать точку зрения оппонента, которую также необходимо подкрепить аргументами. Важно, чтобы автор мог доказать собственную правоту. Далее следует опровергнуть мнение оппонента, выразить свое несогласие и подкрепить его контраргументами к доводам оппонента.

Последний абзац должен содержать обобщенный вывод обсуждаемого вопроса, который также дополняется комментарием с использованием универсальной фразы, которая заставит читателя задуматься над проблемой.

Таким образом, приемы технологии развития критического мышления в игре способны решить ряд проблем, возникших при подготовке школьников к итоговому эссе. В эссе учащиеся должны продемонстрировать самостоятельность мышления, глубину суждений, структурную стройность и речевую связность.

Дискуссионные образовательные технологии, основанные на уважении к личности, способствуют формированию качеств, необходимых для эффективной деятельности в условиях современного общества и цифрового информационного пространства, так как дискуссия - это метод обучения, направленный на развитие коммуникативных компетенций учащихся, которые реализуются в процессе подготовки и проведении интеллектуальной игры Международная Модель ООН МГИМО.

Российская ассоциация содействия ООН проводит региональные модели ООН в Екатеринбурге, Владивостоке, Самаре, Астрахани, Уфе, Казани, Красноярске, Тюмени и Санкт-Петербурге. За время проведения моделей в них приняли участие десятки тысяч российских студентов и школьников. Основой российской модели ООН является Московская международная модель ООН имени Виталия Чуркина, которая ежегодно проводится в апреле в стенах МГИМО.

Модель ООН - это ролевая игра, в которой участники выступают представителями определенного государства по обсуждению наиболее острых вопросов, которые стоят в реальной повестке дня ООН. Этот проект настолько масштабный, что охватывает темы мировой политики, различных гуманитарных аспектов и социально-экономических вопросов.

Участники Модели ООН - делегаты, наблюдатели, председатели и эксперты - выступают в роли официальных представителей стран - членов ООН и международных организаций, которые приехали на конференцию для обсуждения повестки дня их комитета. Делегаты выражают не личную точку зрения, а официальную позицию представляемой ими страны. Цель каждого комитета - принять резолюцию по вопросу на повестке дня. Написание резолюции - конечная цель каждого комитета, осуществление которой возможно лишь при достижении компромисса интересов всех государств, представленных в органе.

Официальное название: Московская международная Модель ООН имени Виталия Чуркина, в честь выдающегося российского дипломата Виталия Ивановича Чуркина, чрезвычайного и полномочного посла.

Модель ООН - это синтез конференции и ролевой игры, в ходе которой в течение нескольких дней студенты и учащиеся старших классов воспроизводят работу различных органов ООН.

18-23 апреля 2021 года в МГИМО проходила Московская международная модель ООН-2021 имени Виталия Чуркина. На пять дней ее участники перевоплотились в настоящих дипломатов, представляющих различные страны мира, обсуждающих самые важные мировые проблемы. Московская конференция - часть мировой Модели ООН, ролевой игры, популярной во всём мире. Конференция проводилась при поддержке Фонда Президентских грантов.

В данной статье предлагается использовать ролевую игру Модель ООН, в ходе которой имитируются заседания различных органов системы ООН в процессе подготовки к написанию эссе. На этих заседаниях-имитациях учащиеся могут выступать в роли дипломатов, представлять различные страны и участвовать в обсуждении текущих вопросов, стоящих в повестке дня ООН. Школьникам предоставляется возможность осуществить на практике постановку проблемы, выразить противоположные точки зрения, собственное мнение и аргументы в его поддержку, противоположное мнение с аргументами, высказать несогласие с мнением оппонентов, а так же сделать выводы и комментарии, целенаправленно применяя технологии критического мышления в ходе ролевой игры.

В заключение необходимо отметить, что в свете новых требований ФГОС необходимость применения дискуссионных образовательных технологий, которые бы в полной мере способствовали подготовке конкурентоспособных выпускников, становится особенно актуальной.

Поскольку ФГОС требуют компетентностного подхода и развития у школьников инициативности и творческой составляющей, автор предлагает использовать дискуссионные технологии, позволяющие максимально вовлечь каждого ученика в изучение каких-либо конкретных тем, сделать их активными участниками образовательного процесса для успешной подготовки к написанию эссе.

Дискуссионные образовательные технологии позволяют формировать критическое мышление на основе системного анализа ситуации. В статье предложена интеллектуальная игровая технология, с помощью которой возможно повышать интеллектуальный уровень и результативность дискуссии. В процессе дискуссии у школьников формируется информационная культура, поскольку перед ее началом происходит отбор и анализируется большое количество информации, развивается познавательная мотивация и социальная компетентность, основанная на связи с реальной жизнью общества.

По мнению участников, Модель ООН - это проект, ставший одной из традиций, объединяющий школы, дающий детям возможность почувствовать себя настоящими политиками и дипломатами. Осознание того, что на пару дней простой ученик может стать выдающимся деятелем мирового уровня, хранит в себе дух Модели ООН.

Ораторские способности, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения - это бесценный опыт общения с людьми на официальном уровне. Оттачиваются и способности другого рода: при работе в Пресс-центре, либо в Секретариате. Торжественное открытие уже с первых минут захватывает участников множеством событий и с головой погружает их в самое сердце Модели ООН.

Рекомендации применения игры Модель ООН:

  • принять участие в региональной модели ООН в Красноярске;
  • разработать программу занятий по формированию аргументированной письменной речи учащихся для написания эссе;
  • проводить в школе подобное мероприятие совместно с учителями истории;
  • выявить динамику формирования аргументированной письменной речи у учащихся.

Список литературы

  1. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам. Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. научных трудов. 2007. М.: ИНЭК. Электронный ресурс. Язык и текст. 2020. Том 7. № 3.
  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие (2-е изд., испр. - 2005 г.)
  3. Пассов Е.И. Основные принципы коммуникативного обучения говорению. Материалы I конгресса МАПРЯЛ. М., 1969.
  4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учебное пособие для студентов, аспирантов и соискателей по специальности "Лингвистика и межкультурная коммуникация". М., 2000. 262 с.