Программа внеурочной деятельности "Законы наследственности, или Увлекательная генетика". 10-й класс

Разделы: Биология

Класс: 10

Ключевые слова: генетика


1 час в неделю, 34 часа в год

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Законы наследственности или увлекательная генетика» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №36 г. Томска;
  • Письмо ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 № 373;
  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 "О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
  • Учебный план МАОУ СОШ №36;
  • Приказ Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03.296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения РФ;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.

В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 11 классов в форме государственной итоговой аттестации (ЕГЭ). На сегодняшний день существует большое количество разнообразных программ элективных курсов, внеурочной деятельности, обеспечивающих повышение познавательного интереса к предмету или углубление в отдельные темы, которые рассматриваются в курсе основной программы не очень подробно. В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать наследственность организмов на более глубоком и детальном уровне. Данные курсы содержат большой объём дополнительной информации.

В 10 классе, прежде всего, необходимо систематизировать знания, полученные в 6- 10 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.

Ссылаясь на вышеуказанные элективные курсы и в соответствии с особенностями новой версии контрольно- измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса по биологии, состоящей из пяти содержательных блоков «Менделевской генетики», «Взаимодействие генов», «Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола», «Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты», «Родословная человека» был составлен план внеурочной деятельности «"Законы наследственности, или Увлекательная генетика"

Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.

Курс внеурочной деятельности "Законы наследственности, или Увлекательная генетика" позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных законов наследственности растений, животных, человека.

Преподавание курса внеурочной деятельности предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги - работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ЕГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

Курс внеурочной деятельности рассчитан на 35 часов учебных занятий в 10 классах средней школы.

Цель курса: Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ).

Задачи курса:

  • Расширить знания обучающихся о наследственной изменчивости, генетическом коде, родословной живых организмов.
  • Углубление теоретических знаний по генетике;
  • Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
  • Развить коммуникативные способности учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • В результате обучения учащиеся должны приобрести новые знания и умения;
  • Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике;
  • Научиться их грамотно применять; осознать роль специфических способов деятельности в освоении генетических знаний; овладеть навыками решения познавательных задач различной сложности по генетике;
  • Составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений; осуществляя проектную и реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с научно - популярной литературой.

Учащиеся должны уметь:

  • Изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
  • Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
  • Составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Метапредметные УУД.

Личностные УУД:

  • Самоопределение.
  • Смыслообразование.
  • Самооценка и личностное самосовершенствование.
  • Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Высказывать свои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.
  • Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.
  • Систематизировать основные условия сохранения здоровья; факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;

Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации:
  • Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;

Виды деятельности: организационно - деятельностные игры, викторины, выпуск буклетов, защита проектов, беседы, исследования, лекции.

Содержание курса

Тема 1. Введение (1 ч)

Цели и задачи курса. Место и роль генетики в системе биологических знаний. Методы исследования, используемые в генетике. Краткая историческая справка.

Тема 2. Генетика и современность (5 ч.)

  • «Международный проект «Геном человека».
  • «Методы изучения генетики человека».
  • «Механизмы наследования различных признаков у человека».
  • «Достижения и перспективы развития медицинской генетики».
  • «Генотип как целостная система взаимодействующих генов».

Тема 3. Менделеевская генетика (10 ч).

Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. Анализирующее и возвратное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Статистический характер наследования.

Практические работы:

  1. Решение задач на моногибридное скрещивание.
  2. Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание.

Тема 4. Взаимодействие генов (4 ч).

Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия, модифицирующее действие генов.

Практическая работа: Решение задач на взаимодействие генов.

Тема 5. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола (4 ч).

Варианты определения пола. Хромосомное определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Практическая работа: Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

Тема 6. Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты (4 ч).

Хромосомная теория наследственности. Поведение хромосом как основа независимого распределения. Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций. Генетические карты. Группы сцепления и хромосомы.

Практическая работа: Решение задач на сцепленное наследование генов.

Тема 7. Анализ родословных (5 ч).

Генеалогический метод и его этапы. Правила составления графического изображения родословной. Типы наследования признаков: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, рецессивный Х - сцепленный, доминантный Х - сцепленный, Y - сцепленный.

Практическая работа:

  1. Решение задач по тем: «Анализ родословных».
  2. Темы проектов: «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями», «Родословные древа известных людей».

Тема 8. Заключение (1 ч).

Защита рефератов и творческих проектов. Подведение итогов курса.

Оценка знаний.

Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:

  1. Защита практических работ.
  2. Защита рефератов и творческих проектов.

Поурочное планирование программы ""Законы наследственности, или Увлекательная генетика»"

III. Тематическое планирование

Учебно-методический комплекс

Литература для учителя:

  1. Биология. Школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 (Универсальное учебное пособие).
  2. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов: Лицей, 2005.
  3. Дикарев С.Д. Педагогический практикум, Генетика. Сборник задач. - М.: Издательство «Первое сентября» 2002.
  4. Болгова И. В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. - М.: Оникс 21 век, «Мир и Образование», 2005.
  5. Попов Е.Б. За семью замками наследственности. - М.: Агропромиздат, 1991.

Литература для учащихся:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2000.
  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учебник 9 класса. - М.: Дрофа, 2003.
  3. Сингер М., Берг П. Гены и геномы. - М.: Мир, 1998.
  4. Интернет-ресурсы.