1 час в неделю, 34 часа в год
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Законы наследственности или увлекательная генетика» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №36 г. Томска;
- Письмо ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 № 373;
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 "О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Учебный план МАОУ СОШ №36;
- Приказ Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)
- Фундаментальное ядро содержания общего образования;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03.296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения РФ;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.
В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 11 классов в форме государственной итоговой аттестации (ЕГЭ). На сегодняшний день существует большое количество разнообразных программ элективных курсов, внеурочной деятельности, обеспечивающих повышение познавательного интереса к предмету или углубление в отдельные темы, которые рассматриваются в курсе основной программы не очень подробно. В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать наследственность организмов на более глубоком и детальном уровне. Данные курсы содержат большой объём дополнительной информации.
В 10 классе, прежде всего, необходимо систематизировать знания, полученные в 6- 10 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.
Ссылаясь на вышеуказанные элективные курсы и в соответствии с особенностями новой версии контрольно- измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса по биологии, состоящей из пяти содержательных блоков «Менделевской генетики», «Взаимодействие генов», «Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола», «Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты», «Родословная человека» был составлен план внеурочной деятельности «"Законы наследственности, или Увлекательная генетика"
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Курс внеурочной деятельности "Законы наследственности, или Увлекательная генетика" позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных законов наследственности растений, животных, человека.
Преподавание курса внеурочной деятельности предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги - работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ЕГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 35 часов учебных занятий в 10 классах средней школы.
Цель курса: Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ).
Задачи курса:
- Расширить знания обучающихся о наследственной изменчивости, генетическом коде, родословной живых организмов.
- Углубление теоретических знаний по генетике;
- Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
- Развить коммуникативные способности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- В результате обучения учащиеся должны приобрести новые знания и умения;
- Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике;
- Научиться их грамотно применять; осознать роль специфических способов деятельности в освоении генетических знаний; овладеть навыками решения познавательных задач различной сложности по генетике;
- Составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений; осуществляя проектную и реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с научно - популярной литературой.
Учащиеся должны уметь:
- Изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
- Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
- Составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.
Метапредметные УУД.
Личностные УУД:
- Самоопределение.
- Смыслообразование.
- Самооценка и личностное самосовершенствование.
- Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Высказывать свои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.
- Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.
- Систематизировать основные условия сохранения здоровья; факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;
Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации:
- Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;
Виды деятельности: организационно - деятельностные игры, викторины, выпуск буклетов, защита проектов, беседы, исследования, лекции.
Содержание курса
Тема 1. Введение (1 ч)
Цели и задачи курса. Место и роль генетики в системе биологических знаний. Методы исследования, используемые в генетике. Краткая историческая справка.
Тема 2. Генетика и современность (5 ч.)
- «Международный проект «Геном человека».
- «Методы изучения генетики человека».
- «Механизмы наследования различных признаков у человека».
- «Достижения и перспективы развития медицинской генетики».
- «Генотип как целостная система взаимодействующих генов».
Тема 3. Менделеевская генетика (10 ч).
Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. Анализирующее и возвратное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Статистический характер наследования.
Практические работы:
- Решение задач на моногибридное скрещивание.
- Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание.
Тема 4. Взаимодействие генов (4 ч).
Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия, модифицирующее действие генов.
Практическая работа: Решение задач на взаимодействие генов.
Тема 5. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола (4 ч).
Варианты определения пола. Хромосомное определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Практическая работа: Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
Тема 6. Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты (4 ч).
Хромосомная теория наследственности. Поведение хромосом как основа независимого распределения. Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций. Генетические карты. Группы сцепления и хромосомы.
Практическая работа: Решение задач на сцепленное наследование генов.
Тема 7. Анализ родословных (5 ч).
Генеалогический метод и его этапы. Правила составления графического изображения родословной. Типы наследования признаков: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, рецессивный Х - сцепленный, доминантный Х - сцепленный, Y - сцепленный.
Практическая работа:
- Решение задач по тем: «Анализ родословных».
- Темы проектов: «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями», «Родословные древа известных людей».
Тема 8. Заключение (1 ч).
Защита рефератов и творческих проектов. Подведение итогов курса.
Оценка знаний.
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:
- Защита практических работ.
- Защита рефератов и творческих проектов.
Поурочное планирование программы ""Законы наследственности, или Увлекательная генетика»"
III. Тематическое планирование
Учебно-методический комплекс
Литература для учителя:
- Биология. Школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 (Универсальное учебное пособие).
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов: Лицей, 2005.
- Дикарев С.Д. Педагогический практикум, Генетика. Сборник задач. - М.: Издательство «Первое сентября» 2002.
- Болгова И. В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. - М.: Оникс 21 век, «Мир и Образование», 2005.
- Попов Е.Б. За семью замками наследственности. - М.: Агропромиздат, 1991.
Литература для учащихся:
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2000.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учебник 9 класса. - М.: Дрофа, 2003.
- Сингер М., Берг П. Гены и геномы. - М.: Мир, 1998.
- Интернет-ресурсы.