Мышление является предметом исследования множества наук, среди которых педагогика, психология, лингвистика, нейрописхология и др. Т.Г.Визель определяет понятие «мышление» следующим образом: «это умение совершать операции анализа и синтеза различных явлений действительности, образовывать на этой основе смысловые ассоциации, делать причинно-следственные выводы». Т.Г.Визель также отмечает, что «В психологии наиболее важными принято считать такие виды мышления, как наглядно-образное, наглядно-действенное, конструктивное, пространственно-временное, вербально-логическое» [1].
С.В.Лауткина рассматривает мышление, как «один из инструментов мыслительной деятельности, направленной на решение задач» [2].
Современные исследователи сходятся во мнении, что основной составляющей мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование и др.
В.Н.Синев отмечает, что на этапе начального обучения школьники с нарушением интеллекта испытывают серьёзные затруднения в установлении причинно-следственных связей и далеко не всегда понимают содержание несложных текстов, предназначенных для нормально развивающихся дошкольников. Соответственно, данные дети могут испытывать трудности с пониманием текстов, которые предназначены для младших школьников [3].
О.Е.Шаповаловой было проведено эмпирическое исследование мыслительных операций младших школьников с нарушениями интеллекта. Исследование, проведенное автором, позволило установить, что младшие школьники с нарушениями интеллекта имеют следующие особенности мышления:
- трудности установления простых аналогий;
- трудности установления закономерностей;
- нарушения способности классификации предметов по заданному признаку;
- нарушения синтеза;
- нарушение возможности абстрагирования [4].
Младшие школьники с нарушениями интеллекта не могут подобрать простые аналогии к визуальному или словесному эталону, также испытывают трудности с установлением закономерностей, наиболее ярко это проявляется при выполнении заданий типологии «Продолжи ряд», когда детям предлагается ряд графических элементов, например, «-+-» и дается задание проложить заданный ряд. Изначально дети могут устанавливать простые аналогии по типу представленного образца, однако, при 3-4-м воспроизведении серии графических элементов последовательность будет нарушена. При более сложных сериях графических элементов, например, «\\//\\» может быть нарушено само восприятие не только закономерностей, но и отдельных объектов в представленном образце.
В рамках своей педагогической работы по развитию мыслительных операций у младших школьников с нарушениями интеллекта я использую комплексный подход:
- развитие мыслительных операций в учебной деятельности;
- развитие мыслительных операций во внеурочной деятельности;
- организация работы с родителями по развитию мыслительных операций у младших школьников с нарушениями интеллекта в условиях семейного воспитания.
В учебной деятельности я использую дидактические задания, направленные на развитие умений классификации по заданному признаку, исходя из учебного предмета. Элементарная классификации предполагает следующие виды заданий: классификация длинных и коротких слов, классификация однозначных и двузначных чисел и др. В данных примерах признак классификации очевиден, однако, в дальнейшем признак классификации последовательно усложняется: классификация слов, в составе которых есть буква «А» и слов, в составе которых есть буква «У» и др.
Для развития обобщения используются дидактические игры. Например: «Исключение лишнего». Цель - развитие мыслительной операции обобщение предметов по признакам. Данная игра использовалась с последовательным усложнением. Изначально используется картинный материал, где лишний предмет значительно отличается от других. Например:
- школьные принадлежности и утюг;
- предметы мебели и дерево.
Затем данные задания усложнялись и детям предлагалось найти лишнее в следующих группах, например:
- лиственные деревья и хвойное дерево;
- напитки из ягод и молочный напиток.
При этом, при выполнении данных заданий большое внимание уделялось стимулированию речевой активности младших школьников с ТНР. Детям предлагалось объяснить свой выбор, при возникновении трудностей задавались наводящие вопросы.
Для развития умений определять признаки мною используется игра «Ситуация». Цель - развитие умений определения признаков в рамках ситуации. В рамках данной игры в качестве наглядности используются сюжетные картинки следующего содержания: конфликт, день рождения, драка, радость, долгожданная покупка, положительная оценка по математике и др. Педагог демонстрирует детям картинку и называет ситуацию, которая изображена на данной картинке, а затем просит назвать существенные и несущественные признаки данной ситуации, которые он видит на картинке. Пример инструкции педагога: «Перед тобой картинка, на ней изображен день рождения, скажи, пожалуйста, по каким признакам можно понять, что это действительно день рождения?».
По аналогии, для развития других мыслительных операций младших школьников с нарушениями интеллекта используются другие дидактические игры. Однако, ведущим принципом использования данных игр, упражнений является принцип последовательного усложнения.
В рамках внеурочной работы с младшими школьниками с нарушениями интеллекта для развития мыслительных операций мною используются следующие приемы:
- викторины;
- коллективный творческий труд;
- проблемные ситуации и др.
Я считаю, что развитие мыслительных операций у младших школьников с нарушениями интеллекта является сложной и многоаспектной проблемой, в связи с этим релевантным является комплексный подход в виде единства направления педагогических усилий и усилий родителей. В этой связи мною организуется взаимодействие с родителями младших школьников с нарушениями интеллекта по развитию мыслительных операций. В рамках данного взаимодействия:
- организуются консультации по вопросам состояния мыслительных операций младших школьников с нарушениями интеллекта;
- разрабатываются рекомендации по развитию мыслительных операций младших школьников с нарушениями интеллекта в условиях семейного воспитания;
- разрабатываются картотеки игр для развития мыслительных операций, которые родители могут использовать совместно с младшими школьниками с нарушениями интеллекта.
В рамках консультационной работы с родителями, им сообщается актуальный уровень развития мыслительных операций их детей, а также поясняется значимость данных мыслительных операций для успешности школьного обучения и социализации в целом. Данные консультации организуются в индивидуальном формате.
Методические рекомендации и картотеки предполагают последовательное усложнение материала для развития мыслительных операций младших школьников с нарушениями интеллекта в условиях семейного воспитания. Данные рекомендации предоставляются родителям в дистанционном формате при взаимодействии с родителями в социальной сети.
Результаты моего педагогического опыта показывают, что родители младших школьников с нарушениями интеллекта проявляют высокий уровень интереса к проблеме развития мыслительных операций у их детей и активно взаимодействуют с педагогом.
Таким образом, у младших школьников с нарушениями интеллекта присутствуют нарушения нормального развития практически всех мыслительных операций. Данные нарушения во многом могут обуславливать трудности обучения данных детей. Я считаю, что для развития мыслительных операций у младших школьников с нарушениями интеллекта необходимо комплексное воздействие в учебной деятельности, во внеурочной деятельности, а также в условиях семейного воспитания.
Список литературы
- Визель Т.Г. Прикладная нейролингвистика / Т.Г.Визель. - Москва: Когито-Центр, 2020. - 339 с.
- Логопсихология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.В.Лауткина. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2007. - 173 с.
- Синев В.Н. Коррекция интеллектуальных нарушений у учащихся вспомогательной школы: дисс… докт. пед. наук/ В.Н.Синев. - Москва, 1988. - 359 с.
- Шаповалова О.Е. Изучение операционной стороны мышления младших школьников с нарушениями интеллекта // МНИЖ. 2022. №8 (122). С. 43- 52.